Председатель Совета

Ректор университета

____________________

«      »               г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов,

обучающихся по образовательным профессиональным программам

высшего профессионального образования

в Уральском государственном университете им.А.М.Горького

 

  1. Общие положения
    • Настоящее Положение составлено на основе Закона о высшем профессиональном образовании, приказов Минобразования России № 2654 от 11.07.2002 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов», № 3982 от 14.11.2002, № 102 от 17.01.2003, № 4094 от 31.10.2003 «О дополнениях к приказу № 2654 от 11.07.2002».
    • Целью введения балльно-рейтинговой системы оценки знаний является комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых контрольных мероприятий по каждой учебной дисциплине, структурирования и активизации самостоятельной работы студентов, повышения объективности оценки успеваемости.
    • Главными задачами балльно-рейтинговой системы являются:
  • повышение мотивации учебной деятельности студентов;
  • стимулирование студентов к регулярной самостоятельной работе;
  • упорядочение системы контроля знаний студентов;
  • создание информационных баз данных для внутриуниверситетской системы управления качеством учебного процесса;
  • повышение уровня организации учебного процесса в университете.
    • Достижение студентами высокого рейтинга может служить основанием для их морального и материального поощрения, принятия решения при переводе с внебюджетной основы обучения на бюджетную.

 

  1. Основные принципы
  • Балльно-рейтинговая система вводится по всем дисциплинам учебных планов университета, включая курсовые работы и все виды практик. Без использования БРС осуществляется оценка знаний студентов на государственных экзаменах и защите выпускных квалификационных, дипломных работ и магистерских диссертаций.

2.2. Формирование рейтинга студента по дисциплине осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. Кафедрам разрешается включать промежуточные формы контроля в виды текущего контроля.

2.3. Усвоение каждой изучаемой студентом учебной дисциплины в семестре оценивается максимум в 100 баллов.

2.4. Преподаватели, читающие лекции по дисциплинам, по которым учебными планами предусмотрены практические, семинарские или лабораторные занятия, могут запланировать виды промежуточного контроля путем тестирования, письменного опроса или в других формах, которые являются творческой прерогативой преподавателя и кафедры.

2.5. Преподаватели, читающие лекции по дисциплинам, по которым учебными планами не предусмотрены практические, семинарские или лабораторные занятия должны запланировать не менее 2-х видов текущего (промежуточного) контроля путем тестирования, письменного опроса или других формах, которые являются творческой прерогативой преподавателя и кафедры.

2.6. При использовании балльно-рейтинговой системы запрещается вычитать баллы (например, за отказ студента от ответа на занятии).

По решению кафедры максимальное количество баллов студент может не получить за несвоевременность выполнения и предоставления контрольных, лабораторных работ, эссе, рефератов и других видов контрольных мероприятий.

2.7. По решению кафедры преподавателю разрешается выставлять оценки «хорошо» и «удовлетворительно» по результатам текущей и промежуточной успеваемости с согласия студента. В данном случае итоговая успеваемость (зачет, экзамен) оценивается в той сумме баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

2.8. По решению Ученого совета соответствующего факультета (за которым закреплена дисциплина) разрешается выставлять оценку «отлично» по результатам текущей и промежуточной успеваемости с согласия студента. В данном случае итоговая успеваемость (зачет, экзамен) оценивается в той сумме баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

2.9. По решению Ученого совета соответствующего факультета (за которым закреплена дисциплина) по предметам объемом менее 20 часов текущий и промежуточный контроль по 100-балльной системе может не проводиться, но итоговый контроль (зачет, экзамен) должен проходить по 100-балльной системе.

2.10. В университете осуществляется следующий перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний студентов для всех курсов:

80-100 баллов  -  отлично

60-79 баллов   - хорошо  

40-59 баллов   - удовлетворительно

39 и меньше баллов – неудовлетворительно 

не менее 40 баллов – зачтено

менее  40 баллов - не зачтено

 

  1. Основные функции участников балльно-рейтинговой системы

Участниками балльно-рейтинговой системы являются студенты, преподаватели, кафедры, факультеты и институты, управление по учебно-методической работе и управление по технологиям учебного процесса.

СТУДЕНТЫ:

- выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную) и отчитываются об их выполнении в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

- знакомят студентов в начале каждого семестра с рабочей программой учебной дисциплины, неотъемлемой частью которой является технологическая карта (приложение 1);

- устанавливают виды текущего и промежуточного контроля, максимальное количество баллов по каждому виду контроля исходя из максимальных 100 баллов на каждый этап контроля;

- формируют пакеты необходимых учебно-методических материалов для контроля знаний студентов;

- самостоятельно выбирают формы и методы контроля качества знаний студентов;

- ведут своевременное начисление и учет баллов по всем контрольным мероприятиям, входящим в технологическую карту дисциплины;

- не позднее 3-х дней после проведения экзамена и 2-х дней после проведения зачета проставляют в выданную деканатом ведомость и зачетные книжки студентов оценки, переведенные в пятибалльную шкалу.

КАФЕДРА:

- утверждает рабочие программы дисциплин, закрепленные за кафедрой с входящими в них технологическими картами;

- устанавливает количество этапов контроля учебной работы студентов (текущий, промежуточный, итоговый или текущий плюс итоговый);

- устанавливает формы и сроки проведения промежуточных контролей;

- устанавливает коэффициент значимости каждого этапа контроля, но коэффициент значимости итогового контроля по дисциплине (зачет, экзамен) не может быть выше 0.6 и ниже 0.2;

- устанавливает коэффициент значимости по видам учебных занятий (лекционный курс, практические и лабораторные занятия) исходя из единицы;

- устанавливает коэффициент значимости между видами итогового контроля исходя из единицы (при наличии нескольких отчетностей по предмету. Например, экзамен и зачет, экзамен и 2 зачета и т.д.

- осуществляет контроль своевременности ведения преподавателями журналов (тетрадей) учета текущей и промежуточной успеваемости студентов;

- по окончании каждого семестра анализирует информацию преподавателей о текущей работе студентов, промежуточном и итоговом контроле. Разрабатывает и реализует меры по устранению выявленных недостатков, обобщает опыт работы преподавателей по балльно-рейтинговой системе с целью активного внедрения эффективных подходов на факультете и в университете, определяет порядок допуска к отработке лабораторных работ, пропущенных без уважительной причины;

- зав.кафедрами в течение первых и последних 10-15 дней каждого семестра обеспечивают график консультаций преподавателей для предоставления возможности студентам ликвидировать задолженности по текущему и промежуточному контролю;

- зав.кафедрой утверждает график отработки лабораторных работ, пропущенных по уважительной причине

ДЕКАНАТЫ ФАКУЛЬТЕТОВ (ИНСТИТУТОВ):

- заполняют все поля в программе (наименование дисциплин учебного плана, коэффициенты значимости этапов контроля, коэффициенты значимости дисциплины (от 0.5 до 3), коэффициенты значимости видов занятий по дисциплине, видами итогового контроля;

- заблаговременно (до начала зачетной недели) готовят электронные ведомости для выставления баллов текущей, промежуточной и итоговой успеваемости;

- заблаговременно (за день до начала экзамена или зачета) готовят электронные ведомости для выставления баллов итоговой аттестации в сессию;

- заносят данные текущей и итоговой успеваемости в информационную систему и готовят электронную экзаменационную ведомость для преподавателя с просчитанным итоговым баллом каждого студента для выставления оценки;

- выписывают направления («хвостовки») или ведомости для добора баллов;

- осуществляют контроль своевременности сдачи экзаменационных ведомостей в деканат;

- знакомят студентов с их итоговым рейтингом по дисциплине, суммарным рейтингом по результатам успеваемости за учебный год.

УЧЕНЫЕ СОВЕТЫ ФАКУЛЬТЕТОВ:

- утверждают весовые коэффициенты дисциплин (от 0.5 до 3), курсовых работ и практик по каждому направлению (специальности) в зависимости от количества часов, отводимых на изучение дисциплины, важности и значимости учебной дисциплины для формирования профессиональных компетенций специалиста;

- принимают решение о возможности выставления оценки «отлично» по результатам текущей и промежуточной успеваемости с согласия студента.

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

- разрабатывает инструктивно-нормативные материалы по введению и использованию балльно-рейтинговой системы (положения, инструкции, рекомендации, правила и т.д.);

- разрабатывает техническое задание для разработки программы «Балльно-рейтинговая система»;

- осуществляет обучение деканов, заместителей деканов, работников деканатов, преподавателей основам балльно-рейтинговой системы;

- информирует студентов об обучении с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний;

- доводит до сведения преподавателей и студентов все инструктивно-нормативные документы, касающиеся использования балльно-рейтинговой системы путем выставления их на сайт университета;

- осуществляет контроль за разработкой и выполнением рабочих программ дисциплин, наличием в них утвержденных на кафедре технологических карт;

- осуществляет мониторинг качества обучения студентов в рамках балльно-рейтинговой системы.

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

- разрабатывает программу «Балльно-рейтинговая система» сопровождает работу программы.

 

  1. Допуск к экзаменам и зачетам
  • Студенты, имеющие по результатам текущей и промежуточной успеваемости по практическим, семинарским и лабораторным занятиям менее 30 баллов к сдаче зачета по данным видам занятий не допускаются.
  • Студенты, не имеющие зачет по практическим, семинарским и лабораторным занятиям не допускаются к экзамену (зачету) по теоретическому курсу соответствующей дисциплины.
  • Студенты, имеющие по результатам текущей и промежуточной успеваемости по практическим, семинарским и лабораторным занятиям, по которым не предусмотрен зачет менее 30 баллов не допускаются к сдаче экзамена (зачета) по теоретическому курсу соответствующей дисциплины.
  • Студенты, имеющие по результатам текущей и промежуточной успеваемости по теоретическому курсу, где не предусмотрены практические, семинарские и лабораторные занятия менее 30 баллов не допускаются к сдаче экзамена (зачета).
  • Студенты физического, химического и биологического факультетов допускаются к сдаче экзамена (зачета) только при условии выполнения всех лабораторных работ по соответствующей дисциплине, независимо от количества баллов, набранных по результатам текущей и промежуточной успеваемости.
  • Студенты всех факультетов допускаются к сдаче экзаменов и зачетов только при условии посещения всех семинарских и практических занятий по соответствующим дисциплинам, независимо от количества набранных баллов.

По решению соответствующей кафедры допуск к сдаче экзаменов и зачетов может быть разрешен без учета условия посещения занятий.

  • Студенты, набравшие в семестре сумму баллов меньше указанной в п.п.4.1, 4.3-4.4. могут добрать недостающие баллы в течение последних и первых 10-15 дней семестра в форме письменного или устного опроса по изучаемому в семестре материалу или тех его разделов, по которым студент не показал достаточных знаний по текущему или промежуточному контролю.

Студенты, набравшие менее 10 баллов (без уважительной причины) хотя бы по одному предмету к ликвидации академической задолженности по текущей и итоговой успеваемости по данному предмету, как правило, не допускаются и отчисляются после окончания зачетно-экзаменационной сессии.

  • Недопуск студента к сдаче экзамена или зачета по одному или нескольким дисциплинам, не лишает его права сдавать экзамены и зачеты по другим дисциплинам, где он имеет допуск.
  • Студенты, имеющие по итогам зачетно-экзаменационной сессии три и более академические задолженности отчисляются сразу же по ее окончании.
  • Студенты, имеющие по итогам зачетно-экзаменационной сессии 1-2 академические задолженности имеют возможность их пересдачи. Студент имеет право добирать недостающие баллы по установленному преподавателем контрольному мероприятию текущего или промежуточного контроля только один раз.
  • Студенты, пропустившие занятия или контрольные мероприятия текущей и промежуточной успеваемости по уважительным причинам (болезнь, разрешение деканата и др., подтвержденные соответствующим документом) могут отработать эти занятия или мероприятия в течение семестра в дни консультаций преподавателя.

 

  1. Порядок формирования итоговых оценок и рейтинговых баллов

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  • Итоговая оценка по дисциплине в семестре складывается из общего количества баллов текущего, промежуточного и итогового контроля с учетом коэффициентов значимости этапов контроля (текущего, промежуточного и итогового) и коэффициентов значимости вида занятий (теоретические, практические, лабораторные занятия). Данная оценка выставляется лектором-экзаменатором в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.
  • Итоговая оценка по дисциплине, изучаемой в течение нескольких семестров выставляется путем суммирования баллов каждого семестра без учета весовых коэффициентов дисциплины поделенная на количество семестров.

Данная оценка выставляется в отдельную экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента как итоговая по дисциплине зав.кафедрой или назначенным им преподавателем и выставляется деканатом в приложение к диплому.

По решению Ученого совета факультета в приложение к диплому может быть выставлена оценка за последний семестр или любой другой, который характеризует общий уровень подготовки студента по данной дисциплине.

СУММАРНЫЙ РЕЙТИНГ СТУДЕНТА

  • Рейтинговая оценка по дисциплине выводится после завершения ее изучения путем умножения рейтинговой оценки на коэффициент значимости данной дисциплины и на выставлении оценки не влияет, а используется при подсчете суммарного рейтинга студента за весь период обучения.
  • Суммарный рейтинг студента за семестр рассчитывается путем суммирования итоговых баллов по всем дисциплинам соответствующего семестра с учетом весовых коэффициентов дисциплин и делением на сумму весовых коэффициентов данного семестра.
  • Суммарный рейтинг студента за учебный год рассчитывается путем суммирования итоговых баллов по всем дисциплинам соответствующего учебного года с учетом весовых коэффициентов дисциплин и делением на сумму весовых коэффициентов данного учебного года.
  • Суммарный рейтинг студента за весь период обучения рассчитывается путем суммирования итоговых баллов по всем дисциплинам учебного плана за весь период обучения с учетом весовых коэффициентов дисциплин и делением на сумму весовых коэффициентов учебного плана направления (специальности).

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

  1. Текущий контроль - систематическая проверка уровня усвоения программного материала по дисциплине на учебных занятиях и в ходе самостоятельной работы.
  2. Промежуточный контроль - проверка уровня усвоения программного материала по пройденной теме (темам), учебному модулю и т.д.
  3. Итоговый контроль - проверка уровня знаний студентов на экзамене (зачете).

Приложение №1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина___________________________________________________________________

Часов в семестре_____________

Вид занятий______________(лекции, практические, лабораторные и т.д.)

 

Контрольные мероприятия

Максимальное значение в баллах

Срок выполнения

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Посещаемость

10

в течение семестра

Конспекты источников

25

 

Активная работа на занятиях

35

 

Написание эссе, творческой работы

30

 

Участие в научных конференциях, олимпиадах и т.д. по теме дисциплины

до 10 баллов

 

Публикация, статья, тезисы и т.д.

до 20 баллов

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Контрольное тестирование

30 баллов

10 - 15.09

Письменная контрольная работа

30 баллов

11.11 - 17.11

Тест 2 по итогам семестра

40 баллов

20.12

 

 

 

 

 

Примечание: контрольные мероприятия, баллы и сроки даны для примера.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top