Федерализм — это государствоподобный или даже государст­венный характер территориальных единиц высшего уровня (субъек­тов федерации), гарантированность их существования и границ, кон­ституционное распределение компетенций между ними и центром. Как известно, федеративные отношения в Российской Федерации строятся на следующих принципах: государственная целостность, единственная система государственной власти, провозглашение рав­ноправия субъектов Российской Федерации, равноправие и самооп­ределение народов в Российской Федерации, разграничение предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

 

Федеративные отношения в Российской Федерации носят асим­метричный характер. Асимметрия в нашем государстве является ре­зультатом воздействия двух факторов:

  • одновременного осуществления в рамках федерации шест видов субъектов, сформированных по двум основным критериям;
  • беспрецедентной в мировой практике диспропорции в эконо­мическом развитии субъектов, когда разрывы между отдельными субъектами по численности населения, стоимости основных фондом и по величине промышленной продукции составляют 100 раз и бо­лее, а разрыв величины валового регионального продукта на душ} населения и среднедушевых доходов между субъектами федера­ции — 20 раз.

Также весьма актуальна проблема упорядоченности в формиро­вании региональных органов власти, которые радикально отличают­ся от субъекта к субъекту даже по наименованиям руководящих ор­ганов, не говоря уже о структуре и распределении полномочий. Так глава исполнительной власти в республике — президент, что харак­терно для суверенного государства и служит постоянной подпиткой экстремистских настроений в элитах этих регионов.

Обобщая все выше сказанное, можно прийти к выводу, что Рос­сийская Федерация является государством с «фантомным» федера­лизмом, то есть с таким состоянием государственных и правовых их статусов, при котором зафиксированная в нормах права конституция федеративных отношений значительно отличается от реально сло­жившейся, и существует системный разрыв между декларированным и действительным состоянием государственной системы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top