Федерализм — это государствоподобный или даже государственный характер территориальных единиц высшего уровня (субъектов федерации), гарантированность их существования и границ, конституционное распределение компетенций между ними и центром. Как известно, федеративные отношения в Российской Федерации строятся на следующих принципах: государственная целостность, единственная система государственной власти, провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Федеративные отношения в Российской Федерации носят асимметричный характер. Асимметрия в нашем государстве является результатом воздействия двух факторов:
- одновременного осуществления в рамках федерации шест видов субъектов, сформированных по двум основным критериям;
- беспрецедентной в мировой практике диспропорции в экономическом развитии субъектов, когда разрывы между отдельными субъектами по численности населения, стоимости основных фондом и по величине промышленной продукции составляют 100 раз и более, а разрыв величины валового регионального продукта на душ} населения и среднедушевых доходов между субъектами федерации — 20 раз.
Также весьма актуальна проблема упорядоченности в формировании региональных органов власти, которые радикально отличаются от субъекта к субъекту даже по наименованиям руководящих органов, не говоря уже о структуре и распределении полномочий. Так глава исполнительной власти в республике — президент, что характерно для суверенного государства и служит постоянной подпиткой экстремистских настроений в элитах этих регионов.
Обобщая все выше сказанное, можно прийти к выводу, что Российская Федерация является государством с «фантомным» федерализмом, то есть с таким состоянием государственных и правовых их статусов, при котором зафиксированная в нормах права конституция федеративных отношений значительно отличается от реально сложившейся, и существует системный разрыв между декларированным и действительным состоянием государственной системы.