В работе исследуется проблема квалификации и уголовно- правовой аспект совершения дорожно-транспортных преступлений Первая категория обусловлена субъективными факторами в поведении водителя транспортного средства: управлением автомобилем и состоянии алкогольного опьянения, выездом на полосу встречного движения, превышением установленной скорости, отсутствием права на управление транспортным средством и другие. Это обусловлено такими личностными качествами водителя, как склонность к лихачеству, необоснованному риску, агрессивностью, завышенной уверенностью в своих психофизиологических возможностях.
Еще одной причиной большого количества ДТП в РФ является парк автомототранспортных средств. Дело в том, что наиболее распространенными среди легковых автомобилей являются автомобили российской автомобильной промышленности, которые все больше отстают по технической вооруженности от легковых автомобилей западных автопроизводителей. Также большую долю на российских дорогах занимают подержанные иностранные автомобили, которые в большинстве случаев по каким-либо причинам запрещены к эксплуатации в родном государстве.
Особенность профилактики ДТП связана с необходимостью воздействия на элементы системы «человек — дорога — автомобиль».
Важнейшее направление профилактики — высококачественная подготовка водителей, своевременное повышение их квалификации, недопустимость ситуаций, когда водительские права приобретаются в обход предусмотренного законом обязательного обучения вождению автомобиля.
Необходимо улучшать техническую оснащенность наших ин- спекторов дорожного движения, повысить уровень профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров, усилии, контроль за законностью административного и уголовного производства и дознания по делам о правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.
Естественно, все перечисленные меры не могут быть эффективными без увеличения численности внутреннего состава ГИБДД, без увеличения финансирования. Однако, если сопоставить хотя бы экономические потери, которые ежегодно несет экономика от совершенных дорожно-транспортных нарушений и преступлений, то увеличение финансирования на профилактику ДТП откликается уменьшением потерь в экономике, а также улучшением демографических ситуаций в стране, что в целом будет исполнением целей, которые не единожды ставил Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию.