В современных условиях конкурентные преимущества эконо­мики, возможности ее модернизации напрямую определяются нако­пленным в стране и задействованным человеческим капиталом.

Согласно общепринятому определению, человеческий капи­тал— есть совокупность навыков, умений, знаний, мотиваций и других качеств, позволяющих человеку успешно выполнять опре­деленную профессиональную деятельность.

 

Считается, что человеческий капитал приобретается владельцем в процессе обучения и приносит его владельцу дополнительные до­ходы в течение его дальнейшей жизни, предоставляя ему возмож­ность занимать более высокооплачиваемые должности.

Таким образом, ценность человеческого капитала, с экономиче­ской точки зрения, понимается как рентабельность инвестиций в него.

Именно люди с их образованием, квалификацией, профессио­нальным опытом определяют возможности и границы необходимых перемен в стране. Из этого следует, что приоритетными источниками экономической динамики становятся инвестиции в человека. Это тем более актуально для растущей российской экономики.

Объект исследования — население Российской Федерации.

Предмет исследования — зависимость заработной платы от уровня образования и вида трудовой деятельности индивидуумов.

Целью исследования является теоретический и эмпирический анализ факторов, влияющих на уровень заработной платы через оценку норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал в совре­менной российской экономике.

Традиционно нормы отдачи от инвестиций в человеческий капи­тал рассчитываются на базе стандартного уравнения заработной пла­ты Дж. Минцера.

Информационной базой для исследования послужили результа­ты Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, раунд 13 (2004 г.).

Российский мониторинг экономического состояния и здоровья населения — это серия репрезентативных панельных обследований членов домохозяйств по широкому перечню вопросов.

Принимая во внимание тематику исследования, были исключе­ны из рассмотрения респонденты моложе 16 лет и респонденты старше пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для муж­чин). Так как почасовые заработки выступают в качестве зависимой переменной, были исключены индивиды, не имеющие работу, и ин­дивиды, не указавшие размер оплаты труда или количество отрабо­танного времени. После отбора данных количество наблюдений со­ставило 4 661 индивидуум.

Поскольку поведение мужчин и женщин на рынке труда харак­теризуется значительными различиями, проистекающими во многом из различий их роли в воспроизводственном процессе, анализ прово­дился отдельно для мужчин и женщин.

Проведен анализ для оценки отдачи на уровни образования, кон­тролируя род занятий, т. е. для понимания того, насколько современ­ный рынок труда «ценит» тот или иной уровень образования в связке с родом деятельности индивидуума. Использовались данные класси­фикатора занятий состоящего из 9 укрупненных групп в пересечении с уровнями образования — начальным профессиональным, средним профессиональным и высшим профессиональным.

Подводя итоги исследования, хотелось бы отметить, что был» выявлена существенная вариация отдачи на род занятий в совокуп­ности с уровнем образования.

Низкие оценки нормы отдачи от опыта на рынке труда отражают высокую степень динамики тех изменений, которые претерпевав российская экономика, когда востребованными являются мобильность и адаптивность индивидов к изменяющейся ситуации. А пото­му более молодые, активные и мобильные индивиды более адекват­ны потребностям современной экономики.

Среди факторов, влияющих на решение индивида о его участии или неучастии в рынке труда, как правило, значимы: семейное поло­жение, образование, которое увеличивает потенциальную зарплату, и тем самым усиливает стремление участвовать в рабочей силе. Oтрицательно сказывается наличие детей.

Оценивая функцию заработной платы, был сделан вывод о никакой объяснительной силе стандартного уравнения Дж. Минцера, что, в свою очередь, позволило сделать утверждение о значительной роли ненаблюдаемых факторов в качестве детерминанты заработной платы в России.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top