В современных условиях конкурентные преимущества экономики, возможности ее модернизации напрямую определяются накопленным в стране и задействованным человеческим капиталом.
Согласно общепринятому определению, человеческий капитал— есть совокупность навыков, умений, знаний, мотиваций и других качеств, позволяющих человеку успешно выполнять определенную профессиональную деятельность.
Считается, что человеческий капитал приобретается владельцем в процессе обучения и приносит его владельцу дополнительные доходы в течение его дальнейшей жизни, предоставляя ему возможность занимать более высокооплачиваемые должности.
Таким образом, ценность человеческого капитала, с экономической точки зрения, понимается как рентабельность инвестиций в него.
Именно люди с их образованием, квалификацией, профессиональным опытом определяют возможности и границы необходимых перемен в стране. Из этого следует, что приоритетными источниками экономической динамики становятся инвестиции в человека. Это тем более актуально для растущей российской экономики.
Объект исследования — население Российской Федерации.
Предмет исследования — зависимость заработной платы от уровня образования и вида трудовой деятельности индивидуумов.
Целью исследования является теоретический и эмпирический анализ факторов, влияющих на уровень заработной платы через оценку норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал в современной российской экономике.
Традиционно нормы отдачи от инвестиций в человеческий капитал рассчитываются на базе стандартного уравнения заработной платы Дж. Минцера.
Информационной базой для исследования послужили результаты Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, раунд 13 (2004 г.).
Российский мониторинг экономического состояния и здоровья населения — это серия репрезентативных панельных обследований членов домохозяйств по широкому перечню вопросов.
Принимая во внимание тематику исследования, были исключены из рассмотрения респонденты моложе 16 лет и респонденты старше пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Так как почасовые заработки выступают в качестве зависимой переменной, были исключены индивиды, не имеющие работу, и индивиды, не указавшие размер оплаты труда или количество отработанного времени. После отбора данных количество наблюдений составило 4 661 индивидуум.
Поскольку поведение мужчин и женщин на рынке труда характеризуется значительными различиями, проистекающими во многом из различий их роли в воспроизводственном процессе, анализ проводился отдельно для мужчин и женщин.
Проведен анализ для оценки отдачи на уровни образования, контролируя род занятий, т. е. для понимания того, насколько современный рынок труда «ценит» тот или иной уровень образования в связке с родом деятельности индивидуума. Использовались данные классификатора занятий состоящего из 9 укрупненных групп в пересечении с уровнями образования — начальным профессиональным, средним профессиональным и высшим профессиональным.
Подводя итоги исследования, хотелось бы отметить, что был» выявлена существенная вариация отдачи на род занятий в совокупности с уровнем образования.
Низкие оценки нормы отдачи от опыта на рынке труда отражают высокую степень динамики тех изменений, которые претерпевав российская экономика, когда востребованными являются мобильность и адаптивность индивидов к изменяющейся ситуации. А потому более молодые, активные и мобильные индивиды более адекватны потребностям современной экономики.
Среди факторов, влияющих на решение индивида о его участии или неучастии в рынке труда, как правило, значимы: семейное положение, образование, которое увеличивает потенциальную зарплату, и тем самым усиливает стремление участвовать в рабочей силе. Oтрицательно сказывается наличие детей.
Оценивая функцию заработной платы, был сделан вывод о никакой объяснительной силе стандартного уравнения Дж. Минцера, что, в свою очередь, позволило сделать утверждение о значительной роли ненаблюдаемых факторов в качестве детерминанты заработной платы в России.