В юношеском возрасте на первый план выходит проблема сами утверждения в группе сверстников, обретение достойного места среди них. Это необходимо для личностного развития, успешного обучения и психологического благополучия. Поэтому важно знать, какие личностные качества помогают занять достойное место в коллективе. Второе обстоятельство, которое определило актуальность проблемы, связано с тем, что интернальность является ценным качеством человека, от которого зависит успех в разных видах деятельности. Следовательно, нужно знать с какими обстоятельствами жизни связана интернальность, чтобы, влияя на них, можно было бы формировать это качество. Однако специальных исследований, но священных связи локуса контроля и социального статуса студентов очень мало.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определила тему нашего исследования. Опираясь на исследование Дж. Роттера, И.М.Кондакова, М. Н. Ниловси, Е. Ф. Бажина и других, мы рассматривали локус контроля как устойчивое свойство индивида, характеризующее его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо самому себе (интернальность), либо окружению и обстоятельствам (экстернальность). Анализ работ С. А. Радионовой, Божович, А. В. Петровского, Г. М. Андреевой и других показал, что социальный статус — это положение индивида в группе в качестве ее члена, обозначающее место индивида в системе групповой жизни, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Цель работы — определить, имеет ли место связь между социальным статусом личности студентов и их локусом контроля. В нашей работе проверялась гипотеза о том, что студенты с высокими показателями интернальности имеют более высокий социальный статус. Использовались следующие методы: опросник уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина и др.; социометрия, в которой определялся социальный статус в аспекте деловых и эмоциональных отношений, и методика взаимооценки членов группы «Каждый оценивает каждого».
В исследовании приняли участие 44 студента 3-го и 4-го курсов химического и психологического факультетов ЧелГУ.
Наличие связи между уровнем интернальности студентов и показателем индивидуального статуса проверялась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, подтвердившего наличие связи между исследуемыми признаками на уровне значимости р = 0,01 (при гкр. = 0,40; гэмп. = 0,53).
Таким образом, гипотеза подтвердилась: студенты, обладающие высоким показателем интернальности, имеют более высокий социальный статус в студенческой группе.