Сегодня обществу необходимы образованные, всесторонне развитые, активные, творческие люди, стремящиеся к самоеовершенствованию и самоактуализации. Так как развитие личности происходит в течение всей жизни, свой вклад в формирование самоактуализации как личностной характеристики вносит и система образования. Развитие самоактуализации — одна из задач современной школы. В числе ценных качеств выпускника: положительная Я-концепция, богатый образ Я, высокий уровень самоактуализации — именно они будут способствовать дальнейшему обучению, успешной профессиональной деятельности жизнедеятельности в целом.
Объектом нашего исследования является: Я-концепция учащихся старшего школьного возраста с высоким уровнем самоактуализации.
Предмет исследования: особенности Я-концепции учащихся старшего школьного возраста с высоким уровнем самоактуализации
Целью исследования — выявить особенности Я-концепции учащихся старшего школьного возраста с высоким уровнем самоактуализации.
Термин «самоактуализация» впервые использовал Карл Гольдштейн. Проблемой самоактуализации также занимались американские ученые Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Самоактуализация (от лат. actualis— действительный, настоящий)— стремление максимально реализовать весь свой потенциал способностей, чтобы «быть тем, кем можешь стать» (А. Маслоу).
Исследование Я-концепции также полно представлено в психологической литературе.
Понятие «Я-концепция» было введено американским психологом и философом Уильямом Джеймсом в конце XIX века. Исследования, связанные с Я-концепцией, также представлены в трудах Джеймса, Кули и Мида, Эриксона, Роджерса.
Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида себе, сопряженная с их оценкой (Р. Берне).
В практической части мы использовали следующие методики: методику свободного самоописания (Я-образ), а для исследования самоактуализации — методику CAT (самоактуализационный тест).
По результатам двух методик можем сделать следующие выводы.
• 58 % старшеклассников имеют высокий уровень самоактуализации. Их отличает способность жить настоящим, а именно: переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Для них характерна относительная независимость в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Старшеклассники не боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Учащихся старшего школьного возраста с высоким уровнем самоактуализации отличают следующие особенности Я-концепции (Я-образа):
- позитивное отношение к учебе («Учиться мне нравится, и в нашей школе прекрасные учителя», «Я люблю учиться», «Мне очень нравится учиться, некоторые предметы я вообще обожаю»);
- наличие ориентира на будущую профессиональную деятельность («Я хочу стать программистом», «Я сейчас учу иностранные языки, чтобы в будущем у меня была престижная работа», «У меня страсть к животным, и я хочу свою судьбу связать с этими существами», «Моя цель в жизни — получить престижную работу»);
- положительное отношение к дружбе («Я очень ценю дружбу», «Друзей, в принципе, у меня много», «Знакомых много, а вот друзей, на которых в трудную ситуацию можно положится, несколько, но я считаю, что друзей не должно быть много, чтобы не спутать их со знакомыми»);
- большое разнообразие и богатство личностных характеристик («По жизни я спокойный и уравновешенный человек», «Я парень добрый и отзывчивый», «Я вредная, открытая и немного мечтательная», «Я каждый день разная: если выучу уроки, помогу маме по дому — я хорошая, а если не выучу уроки, не приберусь дома — я плохая», «Я человек довольно жадный, но стараюсь эту жадность в себе подавлять»).
• У 42 % старшеклассников выявлен средний уровень самоактуализации.
Личность среднего уровня самоактуализации характеризуете ориентацией лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и высокой степенью зависимости, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешним фокусом контроля. Они в меньшей степени ориентированы на учебу («Я учусь не очень хорошо», «Мне очень нравится русский язык и литература, это единственные предметы, которые мне интересно учить и присутствовать на которых»); отмечают у себя разные качества: лень, эгоистичность («Хоть я и ленивый, но в классе не последний», «Я сильная, волевая, в глубине души эгоистка»).
В заключение хочется отметить, что с низким уровнем самоактуализации испытуемых не выявлено.