Лидер-абзац — это важная структурная часть текста, первый абзац материала. Чаще всего он выполняет 2 функции — передает суть текста кратко, а также является «приглашением к чтению». Теоретиками журналистики (В. В. Ворошилов, Д. Рэндалл, Элвуд М. Уорл лоу) разработано немало классификаций лидер-абзацев и правил написания, но вопрос того, что в данном элементе текста кроетеся личность самого журналиста (даже в большей степени, чем в собственно тексте), на наш взгляд, разработан недостаточно.
Поэтому целью исследования было определить, как влияют жизненные ценности самого журналиста при написании им лидер-абзаца к материалу.
Практическая работа состояла из двух частей. Во-первых, подбор примеров интересных лидер-абзацев из печатных СМИ, анализ их и классификация на группы в соответствии с речемыслительными единицами текстов, известными в психологии журналистики (Е. Е. Пронина «Психология журналистского творчества»). Лидер-абзацы были подобраны методом случайной выборки. В данном случае не учитывалась их принадлежность конкретному автору и также не учитывалось, в каком издании они напечатаны. Было взято 60 лидер-абзацев из изданий различной направленности: «Комсомольская правда», «Итоги74», «Известия», «Челябинский рабочий», «Аргументы и факты», а также из Интернет-источников (сайты www.74.ru, www.yes.com).
Во-вторых, была проведена фокус-группа с использованием метода свободных ассоциаций. Рассмотрим подробнее полученные результаты.
По классической теории деления, предложенной Е. Е. Прониной, существует 6 видов текстов и 5 речемыслительных единиц: мифологический текст — мифема, убеждающий текст — идеологема, прагматический текст — конструкт, гедонистический текст — инстигат, vмысловыявляющий текст — трансцензус, сетевой текст (Net-текст).
Прежде чем начать подсчет количества каждого вида текстов, мы предположили, что больше всего окажется гедонистических текстов с речемыслительной единицей инстигат.
Гипотеза подтвердилась — среди выбранных примеров такие тексты составили 42 %.
Из этого можно сделать следующие выводы: при написании лидов» напрямую видна личностная направленность автора, его мировоззрение и жизненные ценности, каков журналист — такие и 1С кеты; автор не до конца проявляет свое «Я» при написании текста, следовательно, и лида, и идет на поводу у общества, пишет то, что:
- будет востребовано;
- принесет деньги.
Но не совсем верно то, что гедонистические тексты, смакующие интерес к человеческим инстинктам, разбирающие интимную жизнь тезд — это запрос общества. Это, скорее, предложение самих журналистов.
На втором месте оказались смысловыявляющие тексты — 25 %, хотя традиционно считается, что тексты такого типа наиболее сложны для написания и требуют особой подготовленности журналиста. Прагматические тексты, построенные на конструкте, составили 18 %, а убеждающие и мифологические — 8 % и 7 % соответственно.
Вторая часть исследования представляет работу с фокус-группой (смешанного состава, численностью 10 человек). Мы предложили студентам-журналистам 4-го курса написать ассоциации, которые вызывают у них следующие жизненные ценности: интересная работа, любовь, развлечения, творчество, уверенность, жизнерадостность, независимость, образованность, ответственность и честность.
Те слова-ассоциации, которые мы получили от студентов, на 84 % имели положительную направленность и только 16 % носили негативную окраску. Это свидетельствует о том, что будущие журналисты-профессионалы направлены на продвижение к аудитории жизнеутверждающих ценностей и идей.
Итогом работы стало выявление противоречия между теми личностными характеристиками и установками, с которыми люди начинают свою карьеру в журналистике (изначальная положительная направленность), и теми ценностями, приверженцами которых он» становятся по различным причинам, в числе которых как перемена собственных позиций и убеждений, так и желание обогатиться за счет распространения ценностей низшего уровня.