Лидер-абзац — это важная структурная часть текста, первый абзац материала. Чаще всего он выполняет 2 функции — передает суть текста кратко, а также является «приглашением к чтению». Теоретиками журналистики (В. В. Ворошилов, Д. Рэндалл, Элвуд М. Уорл лоу) разработано немало классификаций лидер-абзацев и правил написания, но вопрос того, что в данном элементе текста кроетеся личность самого журналиста (даже в большей степени, чем в собст­венно тексте), на наш взгляд, разработан недостаточно.

 

Поэтому целью исследования было определить, как влияют жиз­ненные ценности самого журналиста при написании им лидер-абзаца к материалу.

Практическая работа состояла из двух частей. Во-первых, под­бор примеров интересных лидер-абзацев из печатных СМИ, анализ их и классификация на группы в соответствии с речемыслительными единицами текстов, известными в психологии журналистики (Е. Е. Пронина «Психология журналистского творчества»). Лидер-абзацы были подобраны методом случайной выборки. В данном слу­чае не учитывалась их принадлежность конкретному автору и также не учитывалось, в каком издании они напечатаны. Было взято 60 ли­дер-абзацев из изданий различной направленности: «Комсомольская правда», «Итоги74», «Известия», «Челябинский рабочий», «Аргу­менты и факты», а также из Интернет-источников (сайты www.74.ru, www.yes.com).

Во-вторых, была проведена фокус-группа с использованием ме­тода свободных ассоциаций. Рассмотрим подробнее полученные ре­зультаты.

По классической теории деления, предложенной Е. Е. Прониной, существует 6 видов текстов и 5 речемыслительных единиц: мифологический текст — мифема, убеждающий текст — идеологема, праг­матический текст — конструкт, гедонистический текст — инстигат, vмысловыявляющий текст — трансцензус, сетевой текст (Net-текст).

Прежде чем начать подсчет количества каждого вида текстов, мы предположили, что больше всего окажется гедонистических текстов с речемыслительной единицей инстигат.

Гипотеза подтвердилась — среди выбранных примеров такие тексты составили 42 %.

Из этого можно сделать следующие выводы: при написании лидов» напрямую видна личностная направленность автора, его мировоззрение и жизненные ценности, каков журналист — такие и 1С кеты; автор не до конца проявляет свое «Я» при написании текста, следовательно, и лида, и идет на поводу у общества, пишет то, что:

  1. будет востребовано;
  2. принесет деньги.

Но не совсем верно то, что гедонистические тексты, смакующие интерес к человеческим инстинктам, разбирающие интимную жизнь тезд — это запрос общества. Это, скорее, предложение самих жур­налистов.

На втором месте оказались смысловыявляющие тексты — 25 %, хотя традиционно считается, что тексты такого типа наиболее слож­ны для написания и требуют особой подготовленности журналиста. Прагматические тексты, построенные на конструкте, составили 18 %, а убеждающие и мифологические — 8 % и 7 % соответственно.

Вторая часть исследования представляет работу с фокус-группой (смешанного состава, численностью 10 человек). Мы предложили студентам-журналистам 4-го курса написать ассоциации, которые вызывают у них следующие жизненные ценности: интересная рабо­та, любовь, развлечения, творчество, уверенность, жизнерадостность, независимость, образованность, ответственность и честность.

Те слова-ассоциации, которые мы получили от студентов, на 84 % имели положительную направленность и только 16 % носили негативную окраску. Это свидетельствует о том, что будущие журналисты-профессионалы направлены на продвижение к аудитории жизнеутверждающих ценностей и идей.

Итогом работы стало выявление противоречия между теми лич­ностными характеристиками и установками, с которыми люди начи­нают свою карьеру в журналистике (изначальная положительная направленность), и теми ценностями, приверженцами которых он» становятся по различным причинам, в числе которых как перемена собственных позиций и убеждений, так и желание обогатиться за счет распространения ценностей низшего уровня.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

|
Copyright © 2021 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top