Речевая стратегия понимается Т. А. ван Дейком как «...стратепЙ в общих чертах — это характеристика когнитивного плана обще nutкоторая контролирует оптимальное решение системы задач гибким и локально управляемым способом...». И. Н. Борисова трактует стратегию как способ организации речевого поведения в соответствии с замыслом, интенцией коммуниканта, в широком смысле — сверхзадача речи, диктуемая практическими целями говорящего.
Материалом исследования послужили брачные объявления, paзмещенные в немецких газетах «Das Delmenhorster Kreisblatt (DK)tNr. 166 и специальная колонка «ADT-Telefonservice» в различныч печатных изданиях. Общий объем составляет около 150 текстов.
Проанализированный материал позволяет вслед за О. С. Рогало! вой выделить общую коммуникативную стратегию (саморекламирование) и целый ряд частных стратегий (самопрезентацию, оптимизацию адресации, прогнозирование, привлечение внимания), характерных для типа текста «aбрачное объявление».
Так, стратегия самопрезентации как акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам и достигается использованием следующих тактик.
Тактика оценочного информирования
Вербализация оценки:
- через оценочные определения:romantisch, treu, hilbsch, mollig* Sie, ruhigerТур u.a. — «Семантическая опустошенность»: weibli- schesWesenmitnormalerFigur...
- посредством фразеологизмов: Mit beiden Beinen fest auf dem Boden.
Тактика апелляциикидеалу /авторитету: Rubenslady, hu- morvolles, jugendl. Schneewittchen...
Тактика моделирования «проблемной ситуации»: Warum al- cm sein? GenieBen wir doch das Leben zu zweit!
Тактика рациональная аргументации: Gut aussehende Auslan- tlcrin, er, 24/165/70 u.a.
Стратегия оптимизации адресаций
Обращение к «конкретной личности» (использование личных местоимений): Hallo, wo bist du?, suchst du viell. die beruhmte vhulter zum Anlehnen, Hallo, du da drauflen! u.a.
Тактика «подкупа» адресата:
Gibt es den adaquaten Mann, der sich vorstellen kann, mit, mit gepfl., schlk., jg. gebl. Sie, NR, 60 J., eineharmon., humorv. Freundschaftauf- /ubauen?
Для стратегии прогнозирования характерны следующие тактики: тактика явной Momueaijuu,тактика вуалирования намерения, тактика моделирования идеала брачного союза.
Стратегия привлечения внимания достигается за счет речевых приемов, всевозможных стилистических средств, языковой игры и т. п., за счет визуальных приемов.