Управление представляет целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов. Важнейшая задача для любой организации проектирование системы управления для адаптации к меняющимся условиям и соответствия развитию организации. Сегодня в российской практике наиболее распространена организационная форма, которую Г. Минтцберг называет «механистической бюрократией». Она обеспечивает эффективность за счет глубокой специализация стандартизации и унификации всех процессов в производстве и управлении.
Это подтвердило исследование, посвященное организационному проектированию, в частности построению организационной структуры. Исследование проводилось группой студентов 4-го курса факультета управления (10.10.07 — 10.12.07 г.).
На базе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
- Система управления организации — одно из ключевых поня тий теории организации, тесно связанное с целями, функциями, пpoцессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий для исполнения определенных целей.
- В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
- Система управления организации построена для того, чтобьи все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
На сегодня крупные компании стараются переходить к организационным формам менеджмента качества и культуры постоянных совершенствований. Организационная структура управления (ОС) —1 это элементы, из которых состоит организация, и способы взаимодействия между ними [3]. На наш взгляд, данное определение не совсем полное. Предлагаем определить ОС следующим образом: ОС — совокупность составляющих организацию элементов с упорядоченными и устойчивыми взаимосвязями, которые имеют определенное исрархичное строение, отвечающее целям и стратегии организации.
Как правило, выделяют четыре основных этапа моделей проектирования полного цикла: диагностика, проектирование, внедрение, анализ эффективности. Считаем, что они сформулированы не совсем корректно. Следует отходить от жесткого разбиения на этапы, в первую очередь путем увеличения их количества и уменьшения формализованности действий по проектированию. Целесообразно формировать команду в процессе проектирования ОС, т. е. команда должна принимать непосредственное участие в процессе проектирования. Также стоит подумать о возможности начала проведения преобразований параллельно процессу, т. е. проводить небольшие изменения в ОС, таким образом, будут формироваться команда и выявляться новые альтернативы. Заключительный этап — анализ эффективности, т. е. проверка спроектированной ОС осуществляется на выходе. На наш взгляд, анализ эффективности стоит проводить в процессе всего проектирования, путем выделения ряда показателей в самом начале процесса, причем в процессе проектирования можно увеличивать число показателей, изменять их. Таким образом, проверка осуществляется параллельно процессу проектирования без больших временных затрат.
Переход к новым организационным формам менеджмента посредством организационного проектирования позволит выявить индивидуальные особенности менеджмента компании, а именно на основе этих особенностей возникают конкурентные преимущества.