Становление демократического правового государства — важнейшая задача современной России. Существенной структурной составляющей в решении этой задачи является развитие института местного самоуправления как одной из основ существования гражданского общества. В российской истории местное самоуправление развивалось толчками, импульсами, интенсивность которых определялась деятельностью государственной власти.
Становление местного самоуправления представляет собой длительный процесс. Оно включается как один из элементов в систему властных отношений. Взаимоотношение органов местного самоуправления и системы государственной власти непосредственно сказывается на состоянии правотворчества на местном уровне, определяет сущность и основные формы организации местных сообществ.
Современная ситуация в плане развития местного самоуправления подготовлена в известной степени историческим опытом осуществления земской реформы в России. Для современного этапа развития нашей страны характерны сложные и противоречивые процессы во всех сферах общественной жизни. Особо остро встают вопросы местного самоуправления. Ситуация поиска наиболее приемлемой модели заставляет обращаться к истории земства, использованию его опыта в современных условиях.
Дискуссия по поводу места и роли местного самоуправления в современной России не завершена и носит еще и политический характер. Большое распространение получила «либеральная концепция». В соответствии с ней, местное самоуправление должно быть полностью самостоятельной властной структурой, складывание которой одновременно будет означать формирование в России гражданского общества. Противоположной стала концепция «вертикали власти», в соответствии с которой местное самоуправление представляет собой не более чем местное государственное управление и находится в иерархическом подчинении вышестоящим властным структурам.
Проблемы местного самоуправления волнуют не только центральную власть, но и народ в целом. Так, недавно в газете «Аргументы и факты» была опубликована статья писателя А. И. Солженицина «Что нам по силам». По мнению Александра Исаевича, пока там народ русский «не научится брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах». Вызвала она огромный резонанс. Так, Юрий Трошин, глава сельского поселения деревни Шуя Республики Карелия высказал свое мнение: «Действительно, местное самоуправление необходимо. Есть одно "но". Как начался неопредел в 90-х, так он и продолжается. Сейчас принимают много законов. Получается, что нас этими законами просто обложили. К примеру, приняли закон о местном самоуправлении. Разграничили полномочия между властями региона, района и сельской администрацией. Люди по привычке идут к районной власти с жалобами, и отсылают к нам, а у нас нет денег, чтобы эту проблему решить...»
Подводя итоги, можно утверждать, что в настоящее время местное самоуправление находится в едва живом состоянии. Это связано со многими факторами. Прежде всего, с тем, что ликвидирована советская система самоуправления, и в России, как обычно, все начали с нуля.
Развитию местного самоуправления мешает также пассивность населения. И хотя сейчас создаются все новые организации, они фактически бездействуют. Нельзя просто объявить, что «с завтрашнего дня объявляется местное самоуправление». К этому надо планомерно идти, подготавливая народ к участию в жизни своей страны. На это должно быть направлено образование и воспитание народа, а, прежде всего, внимание властей.