Становление демократического правового государства — важ­нейшая задача современной России. Существенной структурной со­ставляющей в решении этой задачи является развитие института ме­стного самоуправления как одной из основ существования граждан­ского общества. В российской истории местное самоуправление раз­вивалось толчками, импульсами, интенсивность которых определя­лась деятельностью государственной власти.

 

Становление местного самоуправления представляет собой дли­тельный процесс. Оно включается как один из элементов в систему властных отношений. Взаимоотношение органов местного само­управления и системы государственной власти непосредственно ска­зывается на состоянии правотворчества на местном уровне, опреде­ляет сущность и основные формы организации местных сообществ.

Современная ситуация в плане развития местного самоуправле­ния подготовлена в известной степени историческим опытом осуще­ствления земской реформы в России. Для современного этапа разви­тия нашей страны характерны сложные и противоречивые процессы во всех сферах общественной жизни. Особо остро встают вопросы местного самоуправления. Ситуация поиска наиболее приемлемой модели заставляет обращаться к истории земства, использованию его опыта в современных условиях.

Дискуссия по поводу места и роли местного самоуправления в современной России не завершена и носит еще и политический ха­рактер. Большое распространение получила «либеральная концепция». В соответствии с ней, местное самоуправление должно быть полностью самостоятельной властной структурой, складывание которой одновременно будет означать формирование в России граж­данского общества. Противоположной стала концепция «вертикали власти», в соответствии с которой местное самоуправление представляет собой не более чем местное государственное управление и находится в иерархическом подчинении вышестоящим властным структурам.

Проблемы местного самоуправления волнуют не только центральную власть, но и народ в целом. Так, недавно в газете «Аргументы и факты» была опубликована статья писателя А. И. Солженицина «Что нам по силам». По мнению Александра Исаевича, пока там народ русский «не научится брать в свои руки и деятельно обес­печивать близкие, жизненные наши нужды, не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах». Вызвала она огром­ный резонанс. Так, Юрий Трошин, глава сельского поселения деревни Шуя Республики Карелия высказал свое мнение: «Действительно, местное самоуправление необходимо. Есть одно "но". Как начался неопредел в 90-х, так он и продолжается. Сейчас принимают много законов. Получается, что нас этими законами просто обложили. К примеру, приняли закон о местном самоуправлении. Разграничили полномочия между властями региона, района и сельской админист­рацией. Люди по привычке идут к районной власти с жалобами, и отсылают к нам, а у нас нет денег, чтобы эту проблему решить...»

Подводя итоги, можно утверждать, что в настоящее время мест­ное самоуправление находится в едва живом состоянии. Это связано со многими факторами. Прежде всего, с тем, что ликвидирована со­ветская система самоуправления, и в России, как обычно, все начали с нуля.

Развитию местного самоуправления мешает также пассивность населения. И хотя сейчас создаются все новые организации, они фактически бездействуют. Нельзя просто объявить, что «с завтраш­него дня объявляется местное самоуправление». К этому надо пла­номерно идти, подготавливая народ к участию в жизни своей страны. На это должно быть направлено образование и воспитание народа, а, прежде всего, внимание властей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top