В рыночной экономике независимые, самостоятельные произво­дители товаров и услуг, а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла «наука — техника — производство — сбыт — потребность» не смогут успешно действовать на рынке, не имея информа­ции. В связи с этим целесообразно проанализировать информацион­ный рынок, значительная часть услуг которого относится к сфере деловой информации.

 

В развитых странах значительная часть информационной деятельности в течение последних двух десятилетий вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельньный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги.

Современный информационный рынок включает три взаимодей ствующих области: информацию, электронные сделки, электронны коммуникации.

В области электронных сделок рынок информации выступа непосредственным элементом рыночной инфраструктуры, облает электронной коммуникации находится на стыке с отраслью связи, а информация относится к нематериальному производству.

Рынок электронных сделок (операций, transactions) включае системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа, про­дажи и обмена товаров и услуг, банковских и расчетных операций.

На рынке электронных коммуникаций можно выделить различ­ные системы современных средств связи и человеческого общения: сети передачи данных, электронную почту, телеконференции, элек­тронные доски объявлений и бюллетени, сети и системы удаленного диалогового доступа к базам данных и т. п.

1992-1993 гг. можно считать периодом активного становления информационного рынка. Происходило вымывание фирм-однодневок, ориентированных на легкие деньги, и закрепление «фирм-тяжеловесов», для которых информационный бизнес стал основным видом деятельности. Фирмы, которые пришли на рынок «всерьез и надолго», определили свои приоритеты, основные направления раз­вития, источники информации и пути сбыта информационных про­дуктов/услуг. Это были преимущественно деловые справочники и базы данных с информацией о производителях товаров и услуг.

Одновременно, наряду с отечественными, на российском ин­формационном рынке появились зарубежные информационные ком­пании — лидеры мирового информационного рынка. Казалось, что они с легкостью вытеснят российские информационные фирмы с рынка. Во всяком случае, опыт работы, профессионализм, методиче­ская, программная, финансовая и техническая обеспеченность зарубежных информационных фирм были не то что на порядок, на несколько порядков выше российских информационных фирм-агенств.

Зарубежные компании быстро сориентировались в российской действительности и не стали претендовать на лидирующие позиции, тому есть несколько причин.

Во-первых, непрозрачность российского рынка. Компании не смогли официальным путем получать достоверные сведения об участниках рынка, а тем более о финансовой состоятельности российских предприятий, а, следовательно, об их кредитоспособности, что миляется одним из основных параметров характеристики предприятия для любого инвестора.

Во-вторых, низкая платежеспособность российского рынка. Достаточно сказать, что стоимость справки об одном предприятии, ко- трую могут предоставить зарубежные компании, составляет от нескольких десятков до нескольких сотен долларов. Такие деньги гото­вы были платить очень немногие участники российского рынка — банки, нефтяные и газовые компании, крупные торговые фирмы. Но оолыной бизнес, а только такой бизнес интересует крупные зарубежные компании, на таком узком сегменте рынка не построишь.

Рынки стран Восточной Европы и восточной части Центральной Европы продолжают представлять значительный интерес для ИТ-индустрии в мире, причем общие затраты этих стран на информацион­ные технологии достигли в 1995 году 4,7 миллиарда экю. Продолжающиеся программы по модернизации широкого спектра инфраструктуры и базовых услуг, таких как банковое дело, страхование, производство, розничная продажа и государственное администрирование, в совокупности с запросами развивающегося частного сектора. будут способствовать интенсивному росту ИТ в данном регионе.

Поскольку экономическое положение Восточной Европы и восточной части Центральной Европы стабилизируется, расширение рынка информационных технологий, главным образом, происходит за счет так называемой второй фазы развития, несколько лет назад практически несуществующей, охватывающей фирменное и изготовленное на заказ программное обеспечение, услуги и сетевую об­работку. В то время как потребность в базовом компьютерном обосновании остается значительной, особенно на рынках России,

Польши и Чехии, увеличение ежегодного дохода в регионе в на­стоящий момент вызвано продажей программного обеспечения, профессионального обслуживания и профилактических поддержи­вающих услуг.

Информационная технология предполагает умение грамотно ра­ботать с информацией и вычислительной техникой. Информацион­ная технология — сочетание процедур, реализующих функции сбо­ра, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность про­цессов циркуляции и переработки информации и описание этих про­цессов. На выбор того или иного способа обработки данных в ЭИС влияет очень большое количество факторов, связанных как с самим объектом управления, так и управляющей системой. Количество возможных вариантов построения технологического процесса обра­ботки данных оказывается довольно значительным. Поэтому с целью облегчения изучения и проектирования этих процессов целесообраз­но выделять некоторые классы процессов. При этом существенное влияние на классификацию оказывают возможные режимы обработ­ки данных в вычислительных системах (ВС). Целесообразно выде­лять режимы работы и режимы эксплуатации вычислительных сис­тем. Режимы эксплуатации во многом связаны с повышением эф­фективности работы пользователей. Режимы работы в основном оп­ределяют эффективность работы ВС. Эффективность работы ВС часто характеризуется ее производительностью.

Большое влияние на производительность оказывает возможность совмещения в системе работы устройств ввода-вывода и центрально­го процессора. Такую возможность обеспечивает использование в системе многопрограммного режима работы. Наличие нескольких процессоров также влияет на повышение производительности. Такой режим работы системы именуется многопроцессорным. Полезно рассмотреть и некоторые режимы эксплуатации вычислительной системы. К ним относится режим пакетной обработки (off-line), (объединение нескольких ПП в группу, называемую пакетом). Для данного режима характерно минимальное вмешательство оператора, высокая эффективность работы ВС, но большие затраты времени на ожидание результата. Ускорение выдачи результата возможно с ис­пользованием режима работы системы, называемого параллельной работкой, или квантованием времени для пакетной обработки, т. е. каждой прикладной программе из группы выделяется квант времени, по истечении которого управление передается следующей програм­ме. Это позволяет получить результаты по коротким программам до окончания обработки всего пакета. Еще больше увеличивает ско­рость ответа системы пользователю возможность непосредственного юступа, осуществляемого в оперативном режиме обработки (on­line). При многопрограммном режиме работы ЭВМ с использованием квантования времени и режима непосредственного доступа полу­чается режим, именуемый разделением времени (time-sharing).

Задачи, решаемые в АСУ, можно подразделить на задачи, кото­рые требуют немедленного ответа, и задачи, допускающие определенную задержку ответа. Для задач с немедленным ответом предназначен режим реального времени. Он характеризуется дистанцион­ном обработкой информации, или телеобработкой. Телеобработка применима и для других режимов (например, для пакетного), позволяет передавать пакеты на обработку ЭВМ и получать результаты пользователям, находящимся на значительном расстоянии от нее. Для передачи данных часто используются каналы связи. Выбор того или иного режима эксплуатации вычислительной системы определятся параметрами решаемых задач. Когда пользователь имеет доступ к какому-либо терминалу, и в обработке участвует небольшой объем данных (что характерно для информационного поиска и обработки сообщений) целесообразно использовать непосредственный доступ с немедленной обработкой. Для больших объемов информации и некритичности времени обработки характерен пакетный режим. Он сочетается с телеобработкой, что обеспечивает более быструю доставку результатов пользователю. Подготовленные и введенные в ВС данные в процессе хранения располагаются, как правило, на внеш­них накопителях информации. Идеология, положенная в основу организации системы хранения, во многом определяет технологию внутримашинной обработки данных. То есть рост избыточности ин­формационных массивов, возрастание суммарного объема архивов данных на МН и соответственно рост машинного времени и числен­ности работников приводят к необходимости организации хранения данных в виде банка данных, что облегчает внесение изменений в массивы. Значительная часть информации подлежит переработке, хранению, передаче, сбору, доведению до пользователей, остальная часть информации поступает извне или вырабатывается внутри производства. То есть можно говорить о процессах циркуляции и переработке информации (информационных процессах).

Информационная технология базируется и зависит от технич ского, программного, информационного, методического и организ ционного обеспечения. Техническое обеспечение — это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. В информационной технологии, зависящий от технической оснащенности (ручной, автоматизированный, удаленный) влияет на сбор, обработку и передачу информации. Развитие вычислительной техники не стоит на месте. Становясь более мощными, персональные компьютеры одновременно становятся менее дорогими и, следовательно, доступными для широкого круга пользователей. Компьютеры оснащаются встроенными коммуникационными возможностями, скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста. Программное обеспечение, находящееся в прямой зависимости от технического информационного обеспечения, реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Информационное обеспечение — совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки. Организационное и методическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование ком пьютера и программного обеспечения для получения искомого ре­зультата. Основными свойствами информационной технологии являются:

-       целесообразность;

-       наличие компонентов и структуры;

-       взаимодействие с внешней средой;

-       целостность;

-       развитие во времени.

  1. Целесообразность. Главная цель реализации информационной технологии состоит в повышении эффективности производства на базе использования современных ЭВМ, распределенной переработке информации, распределенных баз данных, различных информацион­ных вычислительных сетей (ИВС) путем обеспечения циркуляции и переработки информации.
  2. Компоненты и структура:

- функциональные компоненты — это конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации; структура информационной технологии.

Структура информационной технологии — это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов, объединенных в две большие группы: опорную технологию и базу знаний.

Модели предметной области — совокупность описаний, обеспечивающие взаимопонимание между пользователями: специалистами предприятия и разработчиками.

Опорная технология — совокупность аппаратных средств автоматизации, системного и инструментального программного обеспечения, на основе которых реализуются подсистемы хранения и переработки информации.

База знаний представляет собой совокупность знаний, храня­щихся в памяти ЭВМ. Базы знаний можно разделить на интенсиональную (т. е. знания о чем-то «вообще») и экстенсиональную (т. е. линия о чем-то «конкретно»). В интенсиональной базе хранятся оболочки, а в экстенсиональной хранятся оболочки с запоминанием, которые носят название баз данных. Иными словами, база знаний представляет отображение предметной области. Она включает в себя базу данных (директивная информация — плановые задания, научно-техническая информация, учетно-производственная информация, вспомогательная информация, отражающие режимы работы подразделений предприятий).

Системные и инструментальные средства:

-  аппаратные средства;

-   системное ПО (ОС, СУБД);

-   инструментальное ПО (системы программирования, языки спецификаций, технология программирования);

комплектация узлов хранения и переработки информации.

Результатом технологических описаний является совокупность реализуемых в системе информационно-технологических процессов.

3. Взаимодействие с внешней средой — взаимодействие информационной и тонной технологии с объектами управления, взаимодействующими предприятиями и системами, наукой, промышленностью программных и технических средств автоматизации.

  1. Целостность — информационная технология является целост­ной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов.
  2. Реализация во времени — обеспечение динамичности разви­тия информационной технологии, ее модификация, изменение структуры, включение новых компонентов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top