Наша эпоха — последние десятилетия XX — начало XXI века — характеризуется не только бурным развитием науки и технологий, средств массовой информации и телекоммуникаций, но также и стремительным распространением новых слов, терминов, названий, часто дублирующих друг друга и кочующих из одного языка в другой, из научной сферы в сферу массового сознания, и обратно. Единое мировое информационное пространство со скоростью света разносит их по всему миру. При этом научные статьи, и тем более книги, раскрывающие смысл понятий и определений, распространяются гораздо медленнее и в своей, «специальной» среде. Вот так получилось с термином «новая экономика»: выражение уже у многих «на слуху», а научных публикаций, раскрывающих его содержание, относительно немного. Первоначально этой темой озаботились не экономисты, а системотехники, инженеры-программисты, иные специалисты по компьютерным технологиям, социологи. Сам термин в его современном значении пришел к нам из-за рубежа, там же производились и первые крупные публикации по данной теме. «Новая экономика» — термин, введенный западными экономистами, характеризует ситуацию, сложившуюся в странах «большой семерки» в 90-е годы прошлого века. Это период бурного роста и развития бизнес- компаний, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий, компьютерной техники, программного обеспечения, интернет-проектов и т. д. Это совокупность отраслей, относящихся к различным сферам деятельности, для которых характерны:
- относительно больший инвестиционный вклад интеллектуального человеческого капитала по сравнению с материальными элементами;
- высокая специфичность и даже уникальность нематериальных активов;
- относительно большая инновационная составляющая в деятельности компаний;
- высокий темп обновления производства (выше, чем в среднем в реальной экономике);
- перманентный характер обновления производственных технологий или продуктов и услуг (это роднит новую экономику с отраслями высоких технологий).
Наука всегда придавала громадное значение материально-технической базе общественного развития. Существуют многочисленные положения исследователей по этому вопросу. Должное использование НТП, НТР в качестве фактора общественного прогресса предполагает адекватное понимание сущности, форм, ступеней, уровней, процессов, содержания, тенденций и т. п. технического прогресса. Наука не обеспечивает однозначного, непротиворечивого и объяснения технического прогресса, технических революций. Имеется много концепций почти по каждому аспекту этих процессов. Поэтому «выживание» предполагает качественный рост понимания ГШ, НТР на уровне последних достижений науки и техники. Для этого надо решить много проблем. Прежде всего, необходимо должным образом осознать соотнесение понятий НТП и НТР. Понятие НТП — более общее по сравнению с понятием НТР. НТП — это развитие науки и техники в качестве важнейшего фактора общественного прогресса. НТП является высшей формой духовного и технического прогресса, имеющего место в развитом обществе, то есть ттогда, когда существуют и наука и техника, не сводя к ним всех духовных и вещественных факторов труда. НТП начался не так давно в не историческом развитии общества, хотя и трудно указать, когда конкретно, поскольку имеется полемика по этому вопросу. Техника возникла 20-10 тысяч лет назад. В развитии НТП имеют место эволюционные и революционные (количественные и качественные) периоды. Особое значение в НТП имеют периоды качественных vкачков — технических переворотов, революций.
В современных условиях экономическая наука должна разработать более эффективные методы ценообразования, цены должны быть увязаны с экономическим эффектом от внедрения новой техники . Целью внедрения новой техники является уменьшение стоимости тиара, а значит, и цены товара, удешевление его, т. е. сокращение рабочего времени на производство единицы товара, сокращение материальных затрат, увеличение мощности основных фондов и т. п. В условиях рынка внедрение новой техники способствует выполнению основной задачи предприятия — получению максимальной прибыли при минимальных затратах.
Прирост прибыли, полученной благодаря расширению объемов производства, является, также как и прирост прибыли от снижения себестоимости продукции, частью эффекта полученного от внедрения новой техники.
Улучшение эффективности производственной деятельности предприятий в значительной степени достигается за счет ежегодного внедрения значительного количества новой техники. Среди таких мероприятий ведущая роль принадлежит тем из них, которые обеспечивают повышение технического уровня производства и качества продукции.
К ним относятся внедрение прогрессивных технологий, механизация и автоматизация производственных процессов, техническое перевооружение предприятий и освоение новых изделий.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена, потребления. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Инновация может быть определена так, как Ж. Б. Сей определил предпринимательство — то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, — как изменения в ценности и удовлетворенности, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения — вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.