Семья является одной из пяти ценностей, свято охраняемых исламом. В основе прочных семейных уз лежит крепкий брак, поэтому для правоверного мусульманина в любом уголке мира брак — это прежде всего священный, а уже потом гражданско-правовой институт. Во многом по этой причине семейное законодательство арабских стран наиболее тесно, чем остальные отрасли, связано с шариатом, воспроизводит его нормы. И Египет в этом отношении не является исключением.
Брак-ан-никах — рассматривается как неотъемлемое право каждого, имеющего достаточное желание и способного к вступлению в брачные отношения. Вслед за шариатом, закон дозволяет мужчинам иметь четыре жены. Однако на практике редко можно встретить мужчину, имеющего двух или трех, а тем более четырех жен.
Шариат, рассматривая брак как двустороннюю сделку, придает ему строго определенную форму (договор) и подкрепляет материальными гарантиями (махр). Египетское законодательство предусматривает обязательное заключение брачного договора в письменном форме. Пределов суммы выплаты махра закон не устанавливает: она колеблется от 2 000 до 100 000 египетских фунтов (400-20 000 долларов США). Столь разные цифры свидетельствуют о дифференциации египетского общества, в котором отдельные социальные общности и группы имеют свое представление о выплате приданного таким образом, и законодательство, и мусульманское право осталвяют населению свободу определения формы, размера, способа выплаты махра.
Общественное мнение, следуя предписаниям шариата, требует, чтобы египетская девушка обязательно получила разрешение на брак от отца или деда. Однако практика вносит свои коррективы и в это положение. Совершеннолетняя египтянка может обойти это предписание, обратившись к адвокату. При положительном ответе адвоката (а, как правило, у него нет повода отказать в разрешении на брак) она самостоятельно выходит замуж. С точки зрения закона, эти действия правомерны, а значит, брак считается действительным.
Анализ бракоразводной практики в Египте показывает, что мужчина в Египте сохраняет практически неограниченное право на развод, в то время как женщине оно предоставлено в строго оговоренных законом случаях.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Сфера действия мусульманско-правовых норм в регулировании семейных отношений по-прежнему остается очень широкой. Эти нормы закреплены в египетском законодательстве, то есть они легализованы государством. В то же время они находят свое отражение в сознании населения, воспринимаются им как справедливый, правильный порядок, а значит, являются легитимными. Вместе с тем необходимо отметить, что для Египта в вопросах семейного права характерно стремление к сочетанию основополагающих принципов мусульманского права с новыми правилами поведения, вызываемыми к жизни происходящими социальными сдвигами.