За отчетный период ООО «Кентавр» произвело готовых изделий на 1200 тыс. руб., полуфабрикатов на 830 тыс. руб. и выполнило работы промышленного характера по заказам со стороны па 420 тыс. руб. Готовая продукция на сумму в 200 тыс. руб. была использована на собственные производственные нужды, остальная реализована. Объем реализации полуфабрикатов составил 970 тыс. руб. (в том числе 140 тыс. руб. приходится на полуфабрикаты, произведенные в прошлом отчетном периоде). Определите показатели произведенной, валовой, товарной и реализованной продукции, относящиеся к отчетному году.
Решение:
- Произведенная продукция = 1200 + 830 + 420 = 2450 тыс. руб.
- Валовая продукция – это стоимость произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, оставшееся с прошлого отчетного периода:
ВП = 2450 + 140 = 2590 тыс. руб.
- Товарная продукция – это стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации (1200 – 200) тыс. руб. + ГП на собственные нужды (200) тыс. руб. + полуфабрикаты на сторону (970) ты сруб. + стоимость работ промышленного характера по заказам со стороны (420) тыс. руб. без НЗП:
ТП = 1200 + (970 – 140) + 420 = 2230 тыс. руб.
- Реализованная продукция – это стоимость готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначенных для реализации на сторону (в том числе и на собственные нужды) без НЗП:
РП = 1200 + 830 + 420 + (970 – 140) = 3280 тыс. руб.
Задача 2: На основе данных, приведенных в задаче 1 темы 2, рассчитайте влияние изменения объема продаж на изменение прибыли от продаж для ЗАО «Станконормаль».
Решение:
Изменение прибыли от продаж определяется по формуле:
Δ П вр = П пред * К вр, где
П пред = Вр пред – (W + МЗ + A) = 15 200 – (15 400 + 120 380 + 7212) – 12 208 тыс. руб.
К вр – коэффициент темпа прироста продаж
Квр = Вр отч / Вр пред * 100 % = 189 400 / 155 200 * 100 % = 122 %, то есть прирост составил 22 % объема продаж, коэффициент темпа прироста 0, 220
Δ П вр = 12 208 * 0,220 = 2685,76
Вывод: при увеличении объема продаж на 34 200 тыс. руб. (см. задачу 1 темы 2), изменение прибыли составит 2686 тыс. руб.
Задача 3: Рассчитайте выполнение полиграфическим предприятием ЗАО «МаксПринт» плана но объему выпуска продукции и по ассортименту, исходя из данных таблицы 10.1:
Таблица 10.1 – Показатели выпуска продукции ЗАО «МаксПринт»
Вид продукции |
Плановый объем производства, тыс. руб. (цены сопоставимые) |
Фактический объем производства, тыс. руб. (цены сопоставимые) |
Книги |
1280 |
1980 |
Журналы |
2670 |
2500 |
Газеты |
1360 |
1100 |
Открытки |
690 |
820 |
Решение:
Таблица 10.2 – Выполнение плана полдиграфическим предприятием ЗАО «МаксПринт»
Вид продукции |
Товарная продукция в плановых ценах, тыс. руб. |
Выполнение плана, % |
Товарная продукция, зачтенная в выполнение плана, тыс. руб. |
|
План |
Факт |
|||
Книги |
1280 |
1980 |
154,69 |
1280 |
Журналы |
2670 |
2500 |
97,28 |
2500 |
Газеты |
1360 |
1100 |
80,88 |
1100 |
Открытки |
690 |
820 |
118,84 |
690 |
ИТОГО |
6000 |
6400 |
106,67 |
5570 |
Оценить выполнение плана по ассортименту можно тремя способами:
1) способ наименьшего процента, то есть сравнивая показатели выполнения плана, находим наименьший процент – 81 %;
2) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план продукции (книги и открытки – 155 и 119 % соответственно). Таким образом, можно сказать, что план выполнен на 50 %.
3) Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из таблицы 10.2 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 92,8 %, то есть (5570 /6000) * 100 %.
Вывод: по объему производства план перевыполнен на 6,67 %, а по ассортименту недовыполнен, причем процент выполнения меняется в зависимости от выбранного способа расчета.
Задача 4: На основе данных, приводимых в задаче 1 тема 1, определите влияние структурных сдвигов на изменение средней цены единицы продукции.
Решение:
1) определим средние цены продукции в предыдущем и в отчетном периодах:
Ц ср пред = 3560 + 1450 + 950 / 3 = 1987 руб.
Ц ср отч = 3980 + 1750 + 1200 / 3 = 2310 руб.
2) определим средние объемы продукции в предыдущем и отчетном периодах:
N ср пред = 5200 + 3800 + 7800 / 3 = 5600 ед.
Nср отч = 10 500 + 2500 + 4780 / 3 = 5927 ед.
3) прирост объема продукции составит:
N ср отч / Ц ср пред = 5927 / 5600 * 100 % = 105, 8, а коэффициент темпа прироста К N ср = 0,0584, тогда
Δ Ц N ср = Ц ср пред * К N ср = 1987 * 0,0584 = 116 руб.
Вывод: при увеличении среднего объема продукции на 327 ( 5927 – 5600) ед., изменение средней цены единицы продукции составит 116 руб.
4) прирост средней цены продукции составит:
Ц р отч / Ц ср пред * 100 % = 2310 / 1987 * 100 % = 116, 26, а коэффициент темпа прироста = 0,1626, тогда изменение среднего объема продукции составит:
5600 * 0,1626 = 910, 560 или 911 единиц.
Вывод: при увеличении средней цены единицы продукции на 323 руб., изменение среднего объема продукции составит 911 ед.