Цели: подвести итог изучению «Моей любимой Азбуки», развивать интерес к изучению русского языка, развивать творческие способности, воспитывать уважительное отношение к истории развития письменности на Руси, истории родного государства.
Форма проведения: инсценировка-путешествие по городам царства Грамматики.
Действующие лица: Букварь, фонетика, орфография, синтаксис, морфология, сказочные персонажи, ученики – 21 человек.
Содержание сценария
Учитель
Сегодня у первоклассников праздник «Прощание с Азбукой». На праздник приглашены гости: любимые родители, уважаемые учителя и все наши друзья. Первоклассники только начинают свой путь по Грамотееву Царству, в котором много княжеств (карта), но наши друзья нам помогают всегда.
Итак, праздник начинается с молитвы.
Ученик: Даже маленький ребенок, научившийся читать,
Только выйдет пеленок, просит книжку показать.
Книжку всем понятную, умную, занятную,
Эта книжка не простая, азбука моя родная,
Прочитал ее я сам, всю, с начала до конца.
Бог мне в этом помогал, чтобы я не уставал,
Букварь я свой учил, учил и на праздник пригласил.
Букварь: Здравствуйте. Ребята, вы знаете кто я?
Учились все по мне и встарь,
Я – книга школьная Букварь,
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про реки, звезды и моря –
Не обойдетесь без меня.
А вы знаете сколько мне лет? Почти 400.
Очень давно наши предки славяне не имели письменности. Они письма рисовали. В 863году болгарские братья создали славянский алфавит, перевели на славянский язык много греческих книг, помогли славянам научиться читать и писать. Братья причислены к лику Святых. Вы можете назвать имена этих почитаемых славянами Святых? ( Кирилл и Мефодий). Первые книги приходилось долго писать, выводить вязь каждой буквы старательно. Эту работу выполняли монахи.
Ученик: Помолившись Богу поутру, наклонился над листом святой,
Буквы подносил к его перу лучезарный ангел золотой,
И ложилась букв славянских вязь, и строка бежала за строкой
Книгою великой становясь, посланной Всевышнею рукой.
И казалось, блеск небесных звезд эта книга бережно хранит.
И казалось, сам Иисус Христос по-славянски с нами говорит.
И школы в старину были не такими, как сейчас.
Ученик:В старину учились дети – их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете и твердили буквы так:
А да Б-как аз да буки, В-как веди, Г-глаголь,
Узнавали так науки: запоминай, читай, не спорь,
Лишь учи, тверди и в срок отвечай точно урок.
А вы знаете кто первым напечатал книгу? ( Иван Федоров). Молодцы, хорошие получатся из вас знатоки русского языка.
Ученик
Бегал в садике давно-ли
Он за мыльным пузырем!
А теперь Сережа в школе
Нынче встреча с Букварем!
Со стены, где спозаранок
Скачет зайчик золотой,
Смотрят ласково из рамок
Ломоносов и Толстой
Смотрят прямо на Сережу
Мудрым взором говоря,
Что они когда-то тоже
Начинали с Букваря.
Ученица
Да, еще великий русский ученый М.В.Ломоносов говорил:
«Науки юношей питают.
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
Ученик
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справится,
Потому что не ленюсь.
Мне теперь не до игрушек:
Я учусь по Букварю,
Соберу свои игрушки
И детсаду подарю.
(Отдает игрушку учителю).
Ученица
Я бросила куклу
Играть не хочу.
Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама
Составлю слова.
Из них написала я:
«Мама моя».
Учитель: Итак путешествие продолжается. Букварь погости у нас. Сейчас все приглашаются в княжество Звуков и Букв. Как зовут Княгиню? ( Фонетика).
Княгиня Фонетика и ее свита.
Графиня Фонетика: Здравствуйте, ребята. У меня большое графство и много подданных. Хочу рассказать вам одну историю, которая произошла очень давно с моими любимыми детками: Букварь с.39 А.Шибаев « Всегда вместе» (инсценировка).
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные, обиделись друг на друга и разошлись в разные стороны. Согласные сбились в кучку, хотели поговорить – и ничего не вышло. КХ, ПЧХ! Зачем-то позвали кошку: КС-КС! И заскучали… Вдруг: « ТСС!» Показалось, кто-то плачет. Прислушались. «ААА!ООО!»-кричали гласные. Они, плакали, как малые дети, и « АУ!, АУ!». Согласные им хотели крикнуть, но получилось невнятно: «БДМ ВСГД ВМСТ!». А гласные пропели в ответ: « УЕ, ЕА, ЕЕ!». Заключили буквы мир, снова в графстве наступила чудесная жизнь. Соберите из букв предложение ( Будем всегда вместе). Ребята, подружитесь с алфавитом в царстве Грамотеевом и у вас никогда не будет плохих отметок). « Давайте жить дружно!».
Ученик: Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Учитель: Кто расскажет алфавит?
Ребята
(По очереди рассказывают о буквах. «Азбука для маленьких христиан»)
(Звучит песня «Азбука».)
Учитель
У нас в гостях Княгиня Орфография. Что же это за княжество?
А кто это с ней? ( Незнайка).
Княгиня Орфография
Я очень люблю заниматься правилами правописания орфограмм. А вот Незнайка спорит со мной всегда, будто он правильно пишет слова. Хоть вы его убедите, помогите мне. (Вывешивают таблицы со словами с пропуском букв: класс, сорока, сапоги, капуста, Челябинск.)
Ну что Незнайка, ребятам поверишь? Теперь правильно будешь писать?
Незнайка: Конечно, а можно я буду к вам приходить учиться? А сейчас можно останусь с вами?
Учитель
А вот и Граф Синтаксис и графиня Морфология.
Граф Синтаксис и графиня Морфология.
Здравствуйте. У нас большие графства. Среди наших подданных есть чудесная девочка. Может вы знаете ее имя: она умеет правильно себя вести, у нее много друзей, очень любит учить других, но есть один непослушный мальчуган, с которым не может справиться. ( Мальвина и Буратино). (Инсценировка). Ребята, помогите Мальвине научить Буратино правильно ставить знаки в предложениях. Попробуйте, знатоки!
Букварь с.99 К.Ушинский «Наше Отечество».
«Наша Родина – матушка-Россия Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши»(чтение: Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов…»
Учитель
Молодцы, ребята! Я думаю вы, Княгиня, и вы, граф, довольны ребятами. Этот рассказ К.Ушинского читали дети в 1876г.в учебнике «Детский мир».
Букварь просит слова.
Букварь: Все знатоки! Первоклассники мои замечательно приготовились к празднику. А вот есть у меня рассказ А.Орлова «Страшный сон». Может среди вас есть такой Вова?
Букварь с.109 А.Орлов «Страшный сон» (инсценировка).
Учитель: Таких Вов у нас Букварь нет.
В гостях сегодня наша любимая библиотекарь Лидия Степановна.
На праздник поздравить первоклассников пришла завуч гимназии Нина Максимовна.
(вручают удостоверения).
Кот Ученый: Новый читатель пожаловал к вам
Это хорошая весть.
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.
Я не один пришел. Родителей ваших привел на праздник. Они вас тоже хотят поздравить(слово родителям).
Ученик
Под российским небосводом
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят!
Учитель
Спасибо всем за ваше участие в празднике. (Молитва).
(Звучит песня «О школе»).