Цели:
- развитие познавательной активности, кругозора;
- развитие самостоятельности;
- развитие творческих способностей;
- развитие устной речи, памяти;
- воспитание чувства ответственности;
- укрепление творческих взаимодействий учитель + ученик + родители.
Оборудование:
- собранный и обобщенный группами обучающихся материал,
рисунки, запись произведения П.И.Чайковского, костюмы детей.
Подготовительная работа:
- сбор материала для защиты группами обучающихся;
- проведение конкурса рисунков на тему: «Времена года»;
- разучивание на уроках музыки песен к проведению защиты своей темы;
- подготовительная работа костюмов.
Ход праздника:
Учитель: Сегодня проводим праздник «Защита времен года». Поприветствуем команды, защищающие каждое время года.
Молитва.
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Ученик:
Мы расскажем вам о том,
Как земля идет кругом:
Как весной ручьи текут,
Как зимой снега метут,
Летом как живет природа
И как осенью погода.
Семью из четырех сестер
Давно мы знаем с вами.
О них сегодня разговор
Мы поведем стихами.
Инсценировка произведения Ушинского «Четыре желания»
(разговор отца с сыном). Сопровождение - фрагменты произведения П.И.Чайковского «Времена года».
Защита времени года Осени:
Ученик:
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Когда это бывает?
Ученик:
Знаете ли вы, что Осенью в старину на Руси был праздник Осенины? Встреча осени в первом месяце Сентябре. Давайте и мы вспомним про осень и позовем ее к нам на праздник: « Матушка Осенина, приходи! Матушка Осенина, погости!».
Золотая Осень: ( мама)
В сентябре немало дней,
Привела я вам друзей.
Вы их песенкой встречайте
В хоровод свой приглашайте.
Сопровождение: осенние зарисовки (видео).
Хоровод: «Пойду ль выйду ль я»
Ученик:
Матушка Осенина, а каких друзей с собой к нам привела?
Осень:
Пряники медовые,
Листья золоченые,
И картошку, и грибы –
Все подарки хороши.
Хлеба полны закрома
Вам в подарок принесла.
Дождь и ветер принесла
Все подарки раздала.
Лука Брусничник:
Здравствуйте, я Лука Брусничник. В мой день, 5сентября, ходили красны
девицы за ягодой брусникой. Хороша моя ягода и в варенье, и в компоте. А из
листьев брусники вкусный и полезный чай получается. Дарами я вас сегодня
угощу.
Осень:
Спасибо тебе Лука Брусничник, будь нашим гостем. А вот и еще гость.
Тит:
Я Тит, мой день – 7сентября – начало сбора и заготовки осенних грибов. Про меня говорят: «Святой Тит последний гриб растит». Угощу вас грибами.
Осень:
Спасибо, тебе Тит. Погости у нас. А узнаете ли гостью?
Наталья Овсяница:
Мой день – 8сентября. Все мою кашу едят да нахваливают: «Хороша кашка, да мала чашка». Моя кашка сытна, для здоровья: добрым молодцам дает силушки, красным девицам – красоту. А еще из моего зерна пекут печенье овсяное. Угощу вас на славу сегодня.
Осень:
Спасибо, Наталья, будь нашей гостьей и ты.
Угадайте, кого к вам в гости я еще позвала?
« Я вырос на грядке,
Характер мой гладкий.
Куда ни приду,
Всех до слез доведу».
Лук Созонт:
Мой день – 12сентября – начинают убирать лук. Люди говорят, что «Лук от семи недуг» и оберегает от всех бед. Поэтому в домах связки лука вешают. Со мной надо дружить и в пищу употреблять. Вот вам подарочек и от меня.
Осень:
Спасибо, Лук, тебе за заботу о нас. Вот и еще одна гостья.
Капуста:
Угадайте, кто я?
Нарядилась Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо
Узнаешь ее? Капуста.
Мой день – 27сентября – Воздвиженье. В этот день капусту рубят и на зиму заготавливают. Полезна капуста для здоровья. В подарок вам сегодня пироги с капустой.
Осень: Много дней еще чудесных у меня и друзей верных тоже много.
Старуха Простуда: А про меня забыли?
Я Старуха Простуда,
Житье мое осенью очень нехудо.
Сейчас как чихну!
И как кашляну!
И всех ребятишек я вмиг заражу!
Я вам подарю и ангину, и насморк,
И кашель любой!
Хотите сейчас подружиться со мной?
Дети: Нет!
Простуда:
Как это нет?
Не это ждала я услышать в ответ.
Подумайте сами: ведь очень приятно
В кровати лежать и таблетки глотать,
Горячее с маслицем пить молоко,
Укольчики, баночки…как хорошо!
Согласны? Нет! Тогда я сейчас буду вас догонять и простужать.
Игра «Догонялки»
Осень:
Молодцы, ребята, не удалось Простуде вас простудить. Ловкие вы, какие! Какие осенние месяцы кроме сентября знаете?
Может, и осени приметы знаете?
Ребята:
- В октябре и лист на дереве не держится.
- Октябрь землю покроет, где ледком, где снежком.
- Плачет октябрь холодными слезами.
- Ноябрь – ворота зимы.
- В ноябре зима с осенью борется.
Осень:
Спасибо, что пригласили меня и моих друзей на свой праздник!
Учитель:
А теперь продолжим праздник.
2группа
Ученик:
Кто, угадай-ка, Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки?
Инсценировка: произведение К.Ушинского « Четыре желания».
Зимушка-Зима:
Сопровождение: зимние зарисовки (видео), фрагменты произведения П.И.Чайковского «Времена года».
???
Какие зимние месяцы знаете?
Декабрь:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез!
Январь:
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
Февраль:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Зима:
Разгадайте, ребятки, загадку:
На всех садится – никого не боится?
Много снега зимой, красота кругом! Все белым-бело!
А вот и детки мои малые.
Снежинки:
Мы снежинки, как пушинки.
Наша радость – легкий бег.
Тут снежинка,
Там снежинка,
Ну а вместе будет снег!
Давайте поиграем с нами в игру « Снежки».
Зима:
Какие зимние приметы знаете?
Дети:
- Иней на деревьях – на…( мороз).
- Зимой туман – на… (оттепель).
Зима:
Спойте песню для меня, порадуйте. Ведь последние минуты с вами я.
За мной вскоре придет другая хозяйка.
Дети исполняют песню о зиме.
-Чем любят угощать зимой? Конечно, блинами. Вот вам наше угощенье.
Учитель:
Следом за Зимушкой пришла сестричка милая всеми любимая.
3группа.
Ученик:
На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слезки капали
И проталинку оставили.
О каком времени года пришла пора поговорить?
Инсценировка: К.Ушинский «Четыре желания»
Весна - Красна! Встречайте, друзья!
Матушка – Весна:
Идет Матушка – Весна,
Отворяй-ка ворота
Первым март пришел
Белый снег сошел,
А за ним апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май
Солнце в терем приглашай!
Сопровождение: весенние зарисовки (видео), фрагменты произведения П.И.Чайковского «Времена года».
Весна:
Можете назвать приметы весны?
Март:
Первый месяц весны, это весна света. Еще лежит снег, но солнышко пригревает ласково.
Апрель:
Второй месяц весны, это весна воды. Издавна в народе говорят
«Апрель – водолей», «Вода с гор потекла – весну принесла». В апреле дни становятся длиннее, теплее, пробуждается природа.
Май:
Третий месяц весны, это весна зеленой травы. На деревьях появляются клейкие листочки, поют птицы, распускаются цветы.
Весна:
Любимые мои детки приглашаю поводить с нами хоровод
( «Во поле береза стояла»)
Весна:
Ребята, спасибо вам. Но соберите букет из моих красивых цветов
и украсьте мой наряд.
Ученик(цветы)
-Надели лужайки
Цветные рубашки,
На ткани зеленой
Белеют ромашки.
-Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
-Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звук услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем: а вдруг
Услышим – я и ты.
Весна:
Хотим порадовать вас подарком к блинам – майским медком, который собирали трудолюбивые пчелки с моих первых цветочков.
Учитель:
Спасибо за рассказ, за подарки.
И рада бы Весна на Руси век вековать, да кончается май.
4группа.
Ученик:
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Инсценировка: К.Ушинский « Четыре желания».
Ученик:
Вот пришло лето красное,
Жарким стало солнце ясное.
С чем же лето к нам пришло?
Лето:
Вот и Лето подоспело –
Земляника покраснела.
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле красная гвоздика,
красный клевер…Погляди-ка-
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно люди не напрасно
Называют Лето Красным.
Сопровождение: летние зарисовки (видео), фрагменты произведения П.И.Чайковского « Времена года».
А вот и мои друзья.
1 Скоморох:
Федул, ты чего губы надул?
2 Скоморох:
И скучно, и грустно,
И так тяжко в груди.
1 Скоморох:
Не злись и не радуйся –
Все лето впереди.
2 Скоморох:
Ну лето, как лето.
Что хорошего в этом?
1 Скоморох:
Это солнце, ягоды, рыбалка,
Речка, поле и закалка.
2 Скоморох:
Нет учебников, тетрадок,
Есть работа – много грядок.
1 Скоморох:
Но пока не заросли грядки,
Давайте играть, ребятки.
2 Скоморох:
«На кулачки» давайте побьемся,
на две команды разобьемся.
Игра «Золотые ворота».
Лето:
Спасибо, ребята, порадовали. Ведь скоро каникулы у вас. Поздравляю!
И подарки мы вам припасли, это фрукты. О их пользе можно и не говорить, каждый знает.
Учитель:
Вот мы поговорили про все времена года. Оказывается мы любим каждое время года и ждем их терпеливо.
Ученик:
Нас в любое время года учит мудрости природа.
Птицы учат пению. Паучок – плетению.
Пчелы в поле и в саду приучают нас к труду.
У природы круглый год обучаться нужно,
Так как весь лесной народ учит крепкой дружбе.
Ученик:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как поле с лугом,
Как ветер с морем, трава с дождем,
Как дружит солнце со всем кругом.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям.
Учитель:
После благодарственной молитвы приглашаем всех своих друзей на чаепитие.
План проведения презентации праздника
« Времена года»(1класс).
Цели:
- развитие познавательной активности, кругозора;
- развитие самостоятельности;
- развитие творческих способностей;
- развитие устной речи, памяти;
- воспитание чувства ответственности;
- укрепление творческих взаимодействий учитель + ученик + родители.
Оборудование:
- собранный и обобщенный группами обучающихся материал,
рисунки, запись произведения П.И.Чайковского, костюмы детей.
Подготовительная работа:
- консультация отдельных групп обучающихся и родителей по оформлению материала по теме «Времена года»;
- проведение конкурса рисунков на тему: «Времена года»;
- разучивание на уроках музыки песен к проведению защиты своей темы;
- работа по созданию костюмов.
Проведение презентации праздника « Времена года».
- Организационный момент.
- Молитва.
- Инсценировка из произведения К.Ушинского « Четыре желания»(разговор отца с сыном о временах года).
- Использование фрагментов произведения П.И.Чайковского «Времена года».
- Защита времени года – Осени первой группой детей и родителями:
загадки, приметы, пословицы, инсценировки, игры, песни.
- Защита времени года – Зимы второй группой детей и родителями:
игры, загадки, стихи, приметы, пословицы, песни.
- Защита времени года – Весны третьей группой детей и родителями:
хоровод, песни, инсценировка, стихи, загадки.
- Защита времени года – Лета четвертой группой детей и родителей:
игры, песни, стихи, инсценировка, приметы.
- Заключительная часть праздника.
- Молитва.
- Чаепитие.
Комментарий к проведению презентации праздник «Времена года»
Целью проведения праздника « Времена года» является развитие познавательного интереса обучающихся 1класса. Для достижения этой цели выбрана групповая работа, где дети могут получить практический опыт в поиске отбора материала по выбранной теме, проявить свои творческие способности. В проведении праздника и его приготовлении большую роль играют родители. Направляющая роль остается за учителем. Творческий союз учитель, ученики, родители дает возможность сплотить коллектив обучающихся 1класса, выявить творческие способности класса, дает возможность родителям жить интересами своих детей, участвовать в процессе развития ребенка. Проведение праздника способствует развитию устной речи обучающихся, расширению представлений об окружающем мире. Ребята учатся оформлять собранный материал, проявлять интерес в работе с компьютером.
Первоклассники в процессе подготовки праздника познают мир взаимоотношений человека с природой. Самостоятельно подбирают материал о смене времен года, о приметах каждого из сезонов, о созидателе всего земного – Господе. Знакомятся с устным народным творчеством: загадки, пословицы, русские народные песни, стихи, хороводные песни. В процессе подготовки к празднику обучающиеся знакомятся с произведением П.И.Чайковского «Времена года», читают рассказ К.Ушинского « Четыре желания», рассматриваются картины о временах года. Также ребята участвуют в конкурсе по созданию своих рисунков, стихов, описательных рассказов о временах года. Следовательно, через интеграцию предметов развивается техника чтения детей, художественный и музыкальный вкус, чувство прекрасного. Обучающиеся учатся быть благодарными Всевышнему за создание этого мира, хранить мир и чистоту в своих душах.
Представляя свой сезон года, каждая группа детей на празднике учится преподносить материал гостям. Таким образом, дети проявляют свои творческие способности, развивая устную речь, память, умение установить контакт со зрителями. В проведении праздника использованы многие средства:
инсценировки, материал о православных праздниках, музыка, живопись, видео показ слайдов, формы устного народного творчества, костюмы.
На празднике « Времена года» обучающиеся получают положительные эмоции, желание трудиться, проявлять инициативу, самостоятельность, возможность рассуждать, делать выводы, уверенность в своих силах.
Вся проведенная работа необходима для воспитания православного гражданина своего Отечества, будущего защитника Родины, знающего историю своего государства и выполняющего Заповеди Господа.