Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР III-IV уровня (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания)
Форма проведения занятия: группа из 5 человек.
Тип занятия: открытия новых знаний
Цель: формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю.
Задачи:
Коррекционно-образовательный аспект:
- формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “У” и “Ю” на уровне слога, слова, словосочетания и предложения;
- закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
- формировать фонематическое восприятие;
Развивающий аспект:
- развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;
- развивать речедвигательные и слуховые ощущения;
- обогащать и уточнять словарный запас;
- совершенствовать грамматические формы речи;
- добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать ключевые компетенции.
Воспитательный аспект:
- воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Этапы занятия: подготовительный, основной, заключительный.
Оборудование:
- Экран, компьютер, проектор, презентация по теме.
- Индивидуальные карточки (раздаточный материал): зелёные и синие квадраты, слоговые таблицы, карточки с пропущенными буквами У, Ю.
- Мяч
- Ручки, простой и цветные (красный, зелёный, синий) карандаши.
- Зеркала на каждого ребёнка.
Ход логопедического занятия
- Подготовительный этап
Я тетрадочку открою,
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь!
- Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к занятию.
Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)
Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)
Голова запоминает и … (думает)
- Постановка цели занятия (слайд №1)
– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки с помощью гласных букв. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.
Возьмите листы с заданиями и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку.
Задание 1. В ряду букв найдите слова.
пллжвдкёклювэапюлокнеукшжключчвакузггфовадлопкгуелаонплюсвыролкцкругуцгагдругваегншвкуслвд
- Какие слова вы нашли (слайд №2)? (Ключ, клюв, плюс, круг, друг, вкус)
- Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? (Состоят из четырех букв, одна гласная буква в середине слова.
- Чем отличаются эти слова?(В одних словах гласная буква У, а в других буква Ю.)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Учитель-логопед распределяетслова на слайде №3 по группам).
- Распределите эти слова по группам. Я на экране, а вы на своих листочках.
клюв круг
ключ друг
плюс вкус
- Подчеркните гласные буквы красным цветом.
- Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.
- Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)
- Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)
- Как звучат согласные перед буквой У? (Твердо.)
- Как звучат согласные перед буквой Ю? (Мягко.)
- Сформулируйте тему нашего занятия.
После ответов тема появляется на экране: “Буквы У-Ю после согласных” (слайд №4)
- Основная часть
- Дифференциация У-Ю на уровне слога:
Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:
- Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два квадрата: зеленый и синий).
Бу, ту, лю, ку, мю, тю, сю, зу;
Лук, тюк, круг, люк, стул, куст;
- “Игра с мячом”. Послушайте и повторите за мной цепочки слогов:
Бу-бю-бу;
тю-ту- тю;
лю-лю-лу;
му-му-мю,
сю-су-сю.
- Слоговой анализ. Работа по заполнению слоговой таблицы (слайд №5):
Заполним слоговую таблицу (задание 2 на листах)
|
С |
П |
Д |
Л |
Б |
Т |
К |
У |
|
|
|
|
|
|
|
Ю |
|
|
|
|
|
|
|
А) Я скажу слово, а вы выделите нужный слог и запишите его в нужное окошко таблицы.
Первый слог – СУхой; ДУмать, ЛЮди, ТЮлени;
Второй слог слова – арБУзы, лоПУхи, гоЛУби, инДЮки
Б) Дополните таблицу самостоятельно.
– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?
– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?
- Прочитайте слоги парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, а затем с твердым.
- Физкультурная пауза.
1) «Лезгинка». Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец оставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.
2) «Думающая шапочка» (Э.Баллингер) Массаж ушей - указательными и большими пальцами рук начинать массажировать с верхнего края уха и продолжать вниз до мочки уха (10-15 раз). Упражнение способствует повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти.
3) «Упражнения на развитие пространственной ориентировки»
- Правой рукой дотронуться до затылка;
- Левой рукой дотронуться до правого локтя;
- Правой рукой дотронуться до левого колена;
- Левой рукой дотронуться до правого мочка уха.
- Дифференциация У-Ю на уровне слова и словосочетания
1) Работа со словами-паронимами:
Лук-люк
- Чем похожи эти слова? (буквами Л, К)
- Чем различаются (по написанию, по звучанию, по смыслу)
- Составьте предложения с этими словами.
(Аналогично проводится работа с паронимами тук-тюк и др.)
2) Зашифруй слово буквами У-Ю, цифрой обозначь место буквы в слове (слайд №6)
- Кто нарисован на первой картинке? (гусь)
- Какую букву напишем в слове гусь – У или Ю. Почему?
- Какой по счету напишем букву У?
Зашифруем картинку: У-2. Такая же работа ведется с остальными картинками.
Как можно обобщить эту группу слов? (домашние птицы)
3) Вставь букву У или Ю в слова.
Кр__глая б___блик
Хр__стальная с__п
Пл___шевые л___стра
Л__ковый л___на
Вк__сный игр___шки
Составьте словосочетания, соединив их стрелочками слова первого столбика со словами второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания.
Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.
- Дифференциация У-Ю на уровне предложения
Графический диктант (вспомнить правила написания графического диктанта):
1) Катюша кормит кур. Ю --- У.
2) Куры клюют зёрна. У ЮЮ ---.
3) Илюша любит лук. Ю Ю У.
4)Юля надела юбку. Ю --- Ю.
5)Люба и Лёша гуляют. Ю --- --- УЮ.
6)Юра встал рано утром. Ю --- --- У.
- Заключительный этап
1) Экспресс-опрос
– Какие согласные мы учились различать на слух? (твёрдые – мягкие)
– С какой парой гласных букв мы работали на занятии? (У-Ю)
– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме? (Ю)
– Какая из букв обозначает твердость согласного на письме? (У)
2) Итоговая рефлексия.
Оцени работу сам:
Я научился различать твердые и мягкие согласные
Дети рисуют на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.
«Восклицательный знак» - всё понял на занятии !
«Знак вопроса» - что-то на занятии осталось непонятным ?
«многоточие» - тема кажется непонятной. ….