1. Интеллектуальная разминка.
Быстро ответить на вопросы:
Что находится в середине капусты ? (Буква У)
На какой вопрос нельзя ответить "Да"? (Ты спишь ?)
На какой вопрос нельзя ответить "Нет" ? (Ты меня слышишь ?)
Расстояние между двумя столбами 50 м. Сколько таких столбов можно установить на расстоянии 500 м ? (11 столбов)
Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы ? (На восьмую ступеньку)
Что бросают, когда это необходимо и поднимают, когда это не нужно ? (Якорь)
Периметр квадрата 10 см. Чему равна его площадь ? (0.25 )
В открытую прямоугольную бочку налита вода, на первый взгляд, до половины. Как убедиться, что это не так ? Наклонить:
2. Это интересно!
Трудно представить себе человека, который ничего не измерял. Поймал ли он рыбу, убил ли зверя, собирается ли строить жилище, запасается ли продуктами на зиму - везде, при любой деятельности, человек производит разные измерения и вычисления. Но для этого ему нужны различные меры длины, массы, объема. Первыми мерами длины были размеры частей тела человека (пальцы рук, локоть, ладонь, шаг, размах рук и т. д.). Для измерения небольших расстояний пользовались мерами: "локоть", "пядь", "ладонь", В XIV в. в Англии король Эдвард II ввел еще меньшую единицу длины - дюйм. Дюйм "равен длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и приставленных одно к другому своими концами."
В 1101 г. в Англии за единицу длины было принято расстояние от кончика носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки. Эта единица носит название "ярд". В 1875 г. была принята метрическая система мер.
3. Тренируем память, внимание.
1. Посмотрите в течение 5 секунд на нарисованные фигуры, постарайтесь запомнить их порядок, а затем воспроизведите в тетради. Достаточно ли вы наблюдательны и сосредоточены?
2. Определите, какие буквы в словах повторяются (ряды слов читаются вслух):
ружье, брошь, рожь, кровь
пачка, луч, врач, счастье
брак, кофта, мираж, ступа.
3. Перед вами ряд цифр, записанных вразнобой, без какой-либо системы. Задача учащихся - как можно быстрее выписать их на листе бумаги в порядке возрастания:
25, 1, 7, 36, 15, 4, 8
14 , 2, 17, 9, 54, 48
11 , 13, 27, 45, 18, 63.
4. Веселая переменка.
Грамм:
Зря не надо быть упрямым,
Надо вещи весить граммом,
Так во всем ведется мире:
Отличают в граммах гири.
Килограмм:
Не понимать - то было б срам:
1 000 граммов - 1 килограмм.
Центнер:
В центнере - 100 килограммов веса,
Отличная гиря для равновесия.
Тонна:
Что мешает запомнить нам: 1000 килограммов - тонна.
Сантиметр:
Сантиметр тоже
Измерить можно с помощью ладони.
Чтоб 10 см измерить мог
Отложи ладонь не вдоль, а поперек.
Запомнить также трудности нет:
10 сантиметров - 1 дециметр.
Метр:
Чтоб метр отмерить вам было можно
Взять от пальцев до плеча осторожно.
Километр:
Те, которые точности ищут,
Знайте: в километре - метров тыща.
Литр:
Тоже быть не надо хитрым,
Чтоб измерить литром жидкость.
Гектар:
Нет ничего проще,
Чем измерить площадь:
Смерь длину,
Помножь одну на одну.
Ар:
Для участков мелких
Велик гектар, есть мера поменьше - ар.
100 аров в гектаре,
100 квадратных метров в аре.
5. Вопросы и задания:
60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?
(2 см).
Площадь прямоугольника 24 . Какая из указанных ниже пар значений длины и ширины не подходит для данного прямоугольника?
а) длина 6 см, ширина 4 см; б) длина 8см, ширина 3 см; в) длина 12 см, ширина 12 см.
Найти площадь всей поверхности куба, ребро которого 10 см.
а) 400 ; б) 600 ; в) 1000 .
Масса полного бидона с молоком 7 кг, а наполненного наполовину 4 кг. Какова масса бидона?
а) 0.5 кг; б) 1 кг; в) 1.5 кг.
Будем считать, что человек в шеренге занимает по длине ее 0.5 м. Какой длины будет шеренга, если выстроить в нее миллион человек?
а) 5 км; б) 50 км; в) 500 км.
Как бы вы назвали известный роман Жюль Верна "20000 лье под водой" в существующих ныне единицах длины? (морское лье равно 5555 м).
В бассейне с горизонтальным дном площадью 1 га содержится 1000000 литров воды. Можно ли в этом бассейне проводить соревнования по плаванию? (нельзя, т.к. глубина слоя воды равна 1 дм).
Представьте себе деревянный куб со стороной 3 дм, вся его поверхность окрашена в красный цвет.
Сколько получится таких кубиков? (27 кубиков)
Сколько кубиков будут иметь по 4 окрашенные грани? (нет)
Сколько кубиков будут иметь по 3 окрашенные грани? (8 кубиков)
Сколько кубиков будут иметь по 2 окрашенные грани? (12 кубиков)
6. Практическое задание: определить расстояние на глаз.
Ребятам раздать по две полоски нелинованной бумаги размером 15 x 1.5 см. Одну полоску на глаз, не сгибая, разделить пополам, а каждую половину еще пополам (делать отметки чернилами). Вторую полоску разделить на глаз на три части. Проверь себя!
Между двумя кеглями поставить третью посередине. (отклонение приблизительно 3 см)
Карандаш - мерка. Сколько раз карандаш как мерка укладывается на крышке стола по его длине?
7. При подведении итогов занятия полезно напомнить учащимся: ширина ладони с прижатым к ней большим пальцем примерно равна 10 см; расстояние между концами раздвинутых среднего и указательного пальцев от 5 до 8 см; между концами раздвинутых большого и указательного пальцев (четверть) приблизительно равно 18 см.