Участники делятся на несколько команд – компаний различного профиля. Каждая компания имеет свои закономерности в развитии. Каждая компания выпускает акции. Команды получают определенную сумму игровых денег.
В игре присутствует моделированная биржа, где на общем для всех игроков поле отмечаются стоимости акций компаний в динамике.
Игра представляет собой несколько циклов по два этапа:
На первом этапе компании разрабатывают и совершают ряд операций по повышению или понижению стоимости своих акций (с учетом условий игры – законов спроса и предложения).
На втором этапе компании участвуют в торгах на бирже – покупают и продают различные акции.
Периодически участникам озвучиваются новые рыночные условия. Например, безработица. И стоимость акций меняется согласно новым условиям.
В конце игры все акции переводятся в деньги по той стоимости акций, которая существует на конец игры на бирже.
Команды имеют две задачи:
- Повысить стоимость акций собственного предприятия до максимальной отметки к концу игры.
- Накопить максимальную сумму денег, покупая и продавая акции на бирже.
В конце игры определяется два победителя:
- Команда, которая представляет компанию с самой высокой стоимостью акции.
- Команда, наиболее удачно освоившая торги на бирже и накопившая наибольшую сумму денег.
В ходе данной деловой игры участники знакомятся с законами рынка – стоимостью, спросом и предложением, знакомятся с понятиями рынка ценных бумаг, научаются прогнозировать финансовые потоки и управлять стоимостью.
Деловая игра «Рынок»
Участники делятся на команды – предприятия, действующие на рынке потребительских товаров и услуг. Каждая компания получает определенную сумму денег на развитие. Средства компания может вкладывать в производство, в рекламу, в персонал и др.
Кроме того, каждый участник является еще и клиентом и получает средства на собственные нужды. Каждый участник продает свою рабочую силу своему предприятию.
Условия для игры имеют как предприятия, так и каждый участник.
Раунд 1. Организация. Игроки создают компании, договариваются о заработной плате.
Раунд 2. Производство. Предприятия создают товары и услуги.
Раунд 3. Продажа. Компании продают свои товары и услуги, а клиенты – приобретают, тратят свои личные деньги.
Раунд 4. Расчет финансов. Каждая компания и каждый житель подсчитывает свои финансы. Компании выдают заработную плату сотрудникам (на расходы на след.этап).
Раунд 5. Аналитический. Команды проводят анализ и принимают решение о совершенствовании своего производства.
Раунд 6. Производство. Команды совершенствуют свои продукты, чтобы привлечь больше прибыли.
Раунд 7. Продажа.
Раунд 8. Подсчет финансов и определение победителей.
Побеждает команда, компания которой заработала наибольшее количество денег.
Данная игра помогает понять взаимосвязь личных интересов и интересов компании, обучает эффективному поведению на рынке, пониманию потребностей потребителей и клиентоориентированности, развивает навыки обслуживания клиентов, понимания взаимосвязи доходов компании и работы с клиентами.
Деловая игра «Фабрика подарков»
Все участники игры – сотрудники одного предприятия – «Фабрики подарков». Участники делятся на группы – подразделения предприятия: закуп, продажи, реклама, производство, финансовый отдел и т.п. Каждый отдел выбирает руководителя. Руководители представляют собой «совет директоров».
Команде выдается определенная сумма денег. Каждый отдел получает инструкции со своими заданиями и условиями.
Задача всей команды – заработать как можно больше денег. При этом, необходимо покупать материалы для производства и выплачивать людям заработную плату.
Внешними условиями задаются предпочтения потребителей, мода, вкусы, изменение рынка, сезонность и т.п.
Игра имеет несколько чередующихся раундов:
- Работа в команде, разработка и производство подарков.
- Продажа.
Этап продажи представляет собой презентацию товаров и получение от ведущего определенной суммы денег.
Деловая игра направлена на понимание деятельности производственного предприятия, зависимостей движения денежных средств, выработку эффективного взаимодействия между подразделениями, поиск вариантов сотрудничества, удовлетворяющий условиям всех сторон.
Деловая игра «Строительство города»
Участники делятся на команды, каждая из которых представляет собой строительную организацию, отвечающую за строительство определенного района. Кроме того, есть команды, отвечающие за строительство транспортной сети и коммуникаций по всему городу.
Каждая команда получает инструкцию с условиями, которые необходимо соблюсти при строительстве, материалы для строительства и определенную сумму денег на приобретение дополнительных материалов и сырья.
Все условия команды могут соблюсти, только выработав тактику совместной работы и эффективного взаимодействия не только внутри команды, но и между командами.
Задача каждой команды – построить свой район, создать привлекательные строения, при этом обеспечить своей организации финансовую устойчивость (сохранить сбережения).
Возможна вариации деловой игры без элемента строительства. В этом случае команды представляют предприятия одного города, взаимодействующие по определенным условиям.
Данная игра направлена на развитие практического мышления, творческих способностей, обучает финансовому планированию, прогнозированию производственных ресурсов, экономии затрат, развивает коммуникативные навыки, навыки ведения переговоров.
Деловая игра «Конкурентные стратегии»
Участники делятся на команды – конкурирующие фирмы, действующие на одном рынке. Схематичная модель рынка предъявляется всем участникам.
Каждая команда получает инструкцию с вариантами конкурентных стратегий, которые она может выбрать. Каждая стратегия позволяет заработать компании определенную сумму денег. Для реализации стратегии компания должна соблюсти ряд условий.
Игра включает в себя несколько раундов, соответствующих количеству команд (4-6). Каждый раунд включат в себя несколько этапов. Сначала команды выбирают и разрабатывают стратегию, исходя из положения на рынке. Затем – совершают действия по подготовке стратегии (например, покупают или продают ресурсы). На заключительном этапе раунда команды реализуют свою стратегию (в порядке очередности) на общей модели рынка и получают деньги, согласно положению на рынке.
Сложность задачи заключается в том, что эффективность выбора стратегии зависит от того, какие стратегии выберут конкуренты. Если компания выступает в раунде, например, третьей по счету, то команды № 1 и №2 могут уже изменить ситуацию на рынке и тем самым нарушить планы своего конкурента № 3.
Каждый раунд очередность команд «на рынке» меняется.
Задача каждой команды – заработать максимальное количество денег.
Данная деловая игра знакомит участников с законами рынка, с законами конкуренции, развивает маркетинговое стратегическое мышление, научает анализировать ресурсы компании, условия рынка и прогнозировать поведение конкурентов.
Деловая игра «Река»
Участники делятся на команды – предприятия, расположенные вдоль одной реки. Каждое предприятие для производства использует воду из реки, применяя очистительные системы для воды.
Каждое предприятие сливает воду в реку. Чем ниже по течению реки находится предприятие, тем грязнее вода (если предприятия выше по течению не очищают сточную воду), тем выше стоимость очистки воды для предприятия, которое находится ниже по течению реки.
На начало игры каждое предприятие получает определенную сумму денег. Чем ниже предприятие расположено по течению реки, тем больше денежных средств получает компания на начало игры.
Команды получают инструкции и расценки на очистку воды при заборе, на очистку сточных вод и на переговоры.
Игра включает несколько раундов. Каждый раунд команды по очереди принимают решение о том, очищать стоки или нет.
За очистку воды команды платят деньги.
Кроме того, команды могут вступать в переговоры друг с другом. Время на переговоры тоже платное.
На общем поле для участников отмечаются загрязнения реки и оставшиеся у участников суммы денег.
Задача каждой команды – сэкономить свои денежные средства.
Общая задача предприятий – сохранить реку чистой.
Данная деловая игра развивает экономическое мышление, обучает согласованию интересов бизнеса и общественных интересов, знакомит участников с экологическими основами производства, поднимает проблемные вопросы экологичности бизнеса, развивает навыки ведения переговоров.