С помощью отдельных слов мы можем только назвать что-то, указать на что-то. Если мы хотим выразить мысль, то из слов надо построить предложение.    

Часто нам бывает мало высказать мысль в одном предложении. Мы хотим её продолжить, развить, раскрыть. Делаем это с помощью следующих предложений. В них должно говориться о том, о чём уже шла речь.

Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же

и раскрывается общая мысль, называют текстом.

То, о чём говорится в тексте, – это его тема.

То, что об этом хочет сказать автор, – главная мысль текста.

Тема и главная мысль текста – это стержень текста

(как в детской пирамидке).

                                      Помни!

Не решишь, о чём и что хочешь сказать, – не создашь хороший      

текст, как без стержня не соберёшь пирамидку.

Требования к хорошему тексту

  1. 1.Понятна тема (о чём говорится).
  2. 2.Ясна главная мысль (что хочет сказать автор).
  3. 3.Каждое предложение вносит что-нибудь новое: добавляет, объясняет, уточняет.
  4. 4.В хорошем тексте предложения располагаются по порядку – так, чтобы было понятно, как развивается, продолжается мысль.
    1. убирай лишние мысли, слова: /     /     (с. 115)
    2. вставляй те, которых недостаёт:
    3. меняй порядок предложений, слов: 1,   2,   3, …

Чтобы точно озаглавить текст, сначала спроси себя: о чём

(о ком) в нём говорится, что главное передаёт автор?

        

Первое предложение особое. Оно как бы открывает дверь в текст, помогает читателю войти и познакомиться с темой, а часто и с главной мыслью.

Последнее предложение обычно показывает: развитие мысли закончилось.

                   Когда улучшаешь текст, исправляй так:

Улучшая текст, ты поработал редактором.

А теперь     поработай корректором: исправь свои ошибки.

Учимся письменному пересказу

Письменный пересказ текста называют изложением,

потому что в нём излагают мысли автора.

Совет:

Запоминать каждое слово не нужно. Можно излагать мысли по-своему. Но порядок мыслей, точные и особо важные слова старайся сохранить.

 

– Прочитай и реши: кого ты поддерживаешь в споре?

Однажды текст, предложение и слово поспорили: кто из нихглавнее для человека?

Текст сказал: «Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль».

Предложение возразило: «Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее».

А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него. Выяснять же, кто человеку нужнее, – только время тратить. Есть и другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять.

Учимся составлять рассказы            Учимся писать письмо

Слова-помощники:                                   Части письма:

         Дело было …                        Неожиданно …            Обращение ( ! )

         Как-то раз …                        И тут …                       Сообщение ( . ) 

Однажды …                           И вот …                       Прощание ( . )  

Подпись ( . )

У п о т р е б л я й  в  р е ч и    в е ж л и в ы е  с л о в а:

         здравствуй (те)                     пожалуйста                           извините                      

дорогая                                поздравляю                           до свидания               

уважаемая                            желаю                                    до встречи                 

спасибо                                 благодарю                            целую

                                     

П о м н и    о  з а п я т ы х :                         

1. Пожалуйста,                             2. При обращении:

     … , пожалуйста, …           Мамочка, здравствуй!                    

   … , пожалуйста.                  Добрый вечер, мамочка, я очень по тебе скучал.

                                                        Здравствуй, мамочка!

3. Перед союзами а, но:   … , а …

         … , но …

… , да … (в значении но)

4. Перед некоторыми                   … , что …

     другими словами:           … , чтобы …

                                               … , поэтому …

                                               … , потому что … или

… потому, что …

Т и п ы     т е к с т о в

 

Повествование                              Описание                              Рассуждение

 

повествуется,                                описывается                                     рассуждается.    

рассказывается,                            внешний вид                           объясняется,

сообщается о                        человека, животного,                    доказывается

последовательно                               событие,                                  что-либо

развивающихся                         рисуется словами

событиях                                  картина природы

ч т о? г д е? к а к?                          к а к о й?                                   п о ч е м у?

       к о г д а                                  к а к а я?

     произошло?                                 к а к о е?

                                                        к а к и е?

ключевые слова                           ключевые слова

   г л а г о л ы                                 и м е н а

                                               п р и л а г а т е л ь н ы е       

        

                                     Определи тип текста

1. В лесу рос куст орешника. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветви длинные, гибкие. Вот из-под листа большой орех выглядывает. Да какой орех! Бока круглые, золотистые. Всем орехам орех!       …………………………………...

2. Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера серебристой? Землю и Венеру окрашивает их газовая оболочка (атмосфера). У Земли это голубой кислород, а у Венеры плотная, облачная атмосфера, и поэтому издали она кажется серебристой.                                                          ……………………………….......

3. Леб…ди стад…м л…тели из х…лодной ст…р…ны в тёплые земли. Д…л…ко внизу с…нела вода, М…л…дой леб…дь л…тел поз…ди всех. Силы его осл…бели, Леб…дь опустился на воду. Море пок…чало его. На в…сток… кр…снела з…ря. Мес…ц и звёзды стали бл…днее. Леб…дь открыл гл…за, взд…хнул, выт…нул шею, взм…хнул крыльями и ……………………………………………………………….

………………………………..

Прочитай. Закончи последнее предложение.

Назови произведение и его автора.

Раздели текст на 3 части, озаглавь его.

Напиши текст по частям, правильно обозначая границы предложений и вставляя пропущенные буквы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top