1. Большая буква в начале предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
- Напиши предложение правильно.
Придумай или выпиши из книги предложение с таким же знаком.
Выпал пушистый снег . Дети рады зиме.
2. Пропуск или замена буквы.
- Напиши слово правильно, деля на слоги. Подчеркни букву, которая была пропущена. Запиши 2 родственных слова:
зем-ля, зем-ли-ца, зем-ля-ной.
3. Перенос слов.
- Напиши слово, правильно деля для переноса. Запиши ещё 2 слова:
оси-на чай-ка с ружь-ём осен-ний за-кричал
за-пою конь-ки подъ-езд город-ской
4. Ь – показатель мягкости согласного звука.
- Напиши слово правильно и ещё 2 слова с данной орфограммой:
конь, лось, сеть; письмо, мальчик, коньки.
5. Гласные после шипящих: жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Буквосочетания: чк, чн, нч, щн, рщ, чт, ст, сн.
- Напиши слово правильно и ещё 2 слова с данной орфограммой:
Лы ж и, ж и вёт, ж и раф; речка, тучка, ночка.
6. Большая буква в именах собственных:
- имена, отчества, фамилии людей: Илья Ефимович Репин;
- клички животных: корова Зорька;
- географические названия: город Челябинск.
7. Безударные гласные: А, О, Е, И, Я:
а) проверяемые ударением.
- Напиши 1-2 проверочных слова, затем проверяемое слово.
- Напиши слово верно и ещё 2 слова с данной орфограммой:
- Напиши слово правильно и ещё 2 слова с данной орфограммой.
- Напиши глагол с частицей НЕ раздельно и ещё 2 примера: незнаю, неписал, …
- Напиши слово правильно и ещё 1-2 примера. Обозначь орфограмму графически ( ^ ).
- (нет)замоЧКа – замочЕк(нет)ключИка – ключИк
- -ец – м. р.: братЕц, молодЕц-иц – ж. р.: умнИца, мельнИца
- -ок – под ударением: крючОк-ек – без ударения: челове́́чЕк
- -оньк – после Г, К, Х:лёгОнький, плохОнький
- -еньк – в остальных случаях: тёплЕнький, рыжЕнький
Обозначь орфограмму графически:
стра́ны – страна́́́́́́́́́́ (изменили форму слова)
зи́мушка, зи́мний – зима́́ (подобрали родственные или однокоренные слова)
б) непроверяемые.
- Напиши слово верно и ещё 2 родственных слова:
го́́род, городо́́́к, городско́́́́́й.
8. Парные звонкие и глухие согласные:Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С.
- Запиши 1-2 проверочных слова затем – проверяемое слово.
Обозначь орфограмму графически:
Дуб ы, дуб ок – дуб; сказ очка, сказ ать – сказка.
9. Двойные согласные.
Обозначь орфограмму графически: а)касса, аллея, Анна.
б) рассказ, подделать, вверх; длинный, осенний, туманный.
10. Непроизносимые согласные: Л, Д, Т, В.
- Напиши 1-2 проверочных слова, затем данное слово.
Обозначь орфограмму графически: мест о, мест ечко – местность (стн); прекрас е н – прекрасный (сн).
11. Разделительный Ь.
- Напишислово правильно и ещё 2 слова с данной орфограммой.
Обозначь корень и орфограмму графически: соловь и, ружь ё, вь ют.
Запомни! Разделительный Ь пишется в корне после согласных перед гласными
Е, Ё, И, Ю, Я.
12. Разделительный Ъ.
Обозначь орфограмму графически: в ъ езжать, под ъ ём, об ъ явить.
Запомни!Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на
согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
13. Гласные и согласные в приставках.
- Напиши слово правильно и ещё 2 слова с данной приставкой.
Обозначь орфограмму графически: полете́́́́л, понёс, … ; обклеил, обсох, … .
14. Слитное написание приставок.
- Напиши слово правильно и ещё 2 родственных слова с другими приставками.
Обозначь орфограмму графически: пришёл, ушёл, перешёл.
15. Раздельное написание предлогов (орфограмма – пробел),
- Напиши слово с предлогом. Вставь между предлогом вопрос или слово:
срадостью, с(какой?) радостью, сбольшой радостью.
Запомни!Предлог – это часть речи и с другими словами пишется раздельно.
У глаголов нет предлогов!
16. Предлог с местоимением.
- Напиши местоимение с предлогом раздельно и ещё 2 примера:
кней, сней, заней.
17. Частица НЕ с глаголом.
Запомни! Частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
Глаголы-исключения, которые без НЕ не употребляются:
недомогать негодовать недоумевать
нездоровится ненавидеть неволить …
18. Сложные слова.
- Напиши слово правильно и ещё 2 примера.
Обозначь корни и орфограмму графически: теплоход, лежебока, мелководье.
19. Правописание гласных в суффиксах.
Запомни! -ек, -чек, -очек – Е «убегает»;
-ик, -чик, -ник – И не «убегает»:
измени слово по команде вопроса: нет кого? (чего?)
сапожОк карма́́́́́́шЕк
20. Ь на конце существительных после шипящих: Ж, Ш, Ч, Щ.
- Напиши слово, доказывая орфограмму. Запиши ещё 1 пример:
рожь (она, моя, ж. р.), товарищ (он, мой, м. р.).
21. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
- Выпиши словосочетание. Поставь существительное в начальную форму.
Определи склонение. Проверь существительным с ударным окончанием:
жил (в чём? где?) в деревн Е – I скл., проверяю: в стран Е .
Запомни! После шипящих и Цв окончаниях существительных пишутся гласные:
под ударением О́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́: со свеЧ О́й – над роЩ Ей
без ударения – Е: за отЦ О́м – под сердЦ Ем
22. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
- Запиши прилагательное вместе с существительным,которому оно подчиняется.
- От существительного задай вопрос к прилагательному.
- По окончанию вопроса узнай окончание прилагательного:
к лесу (как О́́́му ?) да́́льн Ему (у вопроса окончание -О́́́́му, у прилагательного -Ему).
Запомни! Окончания прилагательных проверяй вопросами.
Окончания вопросов всегда ударные.
23. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
- Напиши глагол, задавая к нему вопрос. Поставь его в неопределённую форму.
Обозначь суффикс перед окончанием -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную
в окончании:
(что делает?) чита Ет – н. ф. (что делать?) читАть ( I спр.)
(что сделает?) постро Ит – н. ф. (что сделать?) построИть ( II спр.)
24. Ь в окончаниях глаголов II лица.
- Напиши глагол, определи лицо. Приведи 2 примера с этой орфограммой:
ид ёшЬ (гл. II л.), молч ишЬ , раду ешЬ ся
25. Правописание –ТСЯ, –ТЬСЯ в глаголах.
- Напиши глагол, докажи написание -ТСЯ или -ТЬСЯ вопросом:
мальчик (что (с) делает?) (ис)купается ( III л. );
хочет (что (с) делатЬ?) (ис)купатЬся ( н. ф. ).
26. Правописание окончаний глаголов прошедшего времени.
Запомни! Глаголыпрошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
Делай так: ( она́́́́ что делал а ? ) свети́́́л а– ж. р.
( оно́́́́́́ что делал о ? ) свети́́́́л о – ср. р.
27. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.
Запомни!Перед глагольным суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме. Написание непроверяемой гласной смотри в орфографическом словаре.
Делай так: Н. ф. думать – думал Н. ф. обидеть – обидел
Н. ф. строить – строил Н. ф. таять – таял
28. Правописание наречий.
- Напиши наречие верно и ещё 2 примера: а) вверху, снова, задумчиво
Запомни!У наречий нет предлогов!
б) влевО (в окн О́́́́ ) направО (на окн О́́ ) зановО (за окн О́́́́́ )
справА (с окнА́́́ ) дочистА (до окн А́́ ) издавнА (из окн А́́ )
29. Однородные члены предложения.
- Напиши предложение. Обозначь слово ( х ), от которого зависят однородные члены,
подчеркни их. Начерти схему:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ = и = ]
30. Сложное предложение.
- Напиши предложение, подчеркни грамматические основы. Начерти схему:
В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.[ ] [ ]
31. Обращение.
Запомни! Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому мы
обращаемся.
- Объясняй так:
– Как тебе, лентяй, не лень бить баклуши целый день? (Ян Бжехва)
32. Прямая речь.
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, – это прямая речь.
- Объясняй так:
а) Он сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твоё, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за мной». (Сельма Лагерлёф) А : « П » .
б) «Вот оно что! Да ведь это король!» – ужаснулся Нильс и даже съёжился
под шляпой. (С. Лагерлёф) « П ! » – а .