1. Большая буква в начале предложения.

     Знаки препинания в конце предложения.

  • Напиши       предложение правильно.

          Придумай или выпиши из книги предложение с таким же знаком.

      Выпал пушистый снег . Дети рады зиме.

 

2. Пропуск или замена буквы.

  • Напиши       слово правильно, деля       на слоги. Подчеркни букву,       которая была пропущена. Запиши       2 родственных слова:

          зем-ля, зем-ли-ца, зем-ля-ной.

 

3. Перенос слов.

  • Напиши       слово, правильно деля       для переноса. Запиши       ещё 2 слова:

           оси-на        чай-ка        с ружь-ём          осен-ний              за-кричал

        за-пою       конь-ки       подъ-езд                                          город-ской

 

4. Ь – показатель мягкости согласного звука.

  • Напиши       слово правильно и       ещё 2 слова       с данной орфограммой:

        конь, лось, сеть;                  письмо, мальчик, коньки.

 

5. Гласные после шипящих: жи, ши, ча, ща, чу, щу.

     Буквосочетания: чк, чн, нч, щн, рщ, чт, ст, сн.

  • Напиши       слово правильно и       ещё 2 слова       с данной орфограммой:

Лы ж и, ж и вёт, ж и раф;                 речка, тучка, ночка.

6. Большая буква в именах собственных:

  • имена,       отчества, фамилии людей:       Илья Ефимович Репин;
  • клички       животных: корова Зорька;
  • географические названия: город Челябинск.

 

7. Безударные гласные: А, О, Е, И, Я:

а)   проверяемые ударением.

  • Напиши 1-2 проверочных слова, затем проверяемое слово.
  • Напиши слово верно и ещё 2 слова с данной орфограммой:
  • Напиши слово правильно и ещё 2 слова с данной орфограммой.
  • Напиши глагол с частицей НЕ раздельно и ещё 2 примера: незнаю, неписал, …
  • Напиши слово правильно и ещё 1-2 примера. Обозначь орфограмму графически ( ^ ).
  • (нет)замоЧКа – замочЕк(нет)ключИка – ключИк
  • -ец – м. р.: братЕц, молодЕц-иц – ж. р.: умнИца, мельнИца
  • -ок – под ударением: крючОк-ек – без ударения: челове́́чЕк
  • -оньк – после Г, К, Х:лёгОнький, плохОнький
  • -еньк – в остальных случаях: тёплЕнький, рыжЕнький

           Обозначь орфограмму графически:

стра́ны – страна́́́́́́́́́́                           (изменили форму слова)

зи́мушка, зи́мний – зима́́      (подобрали родственные или однокоренные  слова)

б)   непроверяемые.

  • Напиши       слово верно и       ещё 2 родственных слова:

        го́́род, городо́́́к, городско́́́́́й.

 

8. Парные звонкие и глухие согласные:Б       В       Г       Д       Ж      З

П      Ф      К       Т       Ш     С.

  • Запиши       1-2 проверочных слова       затем – проверяемое слово.      

            Обозначь орфограмму графически:

 

Дуб ы, дуб ок – дуб;              сказ очка, сказ ать – сказка.

 

9.   Двойные согласные.

         Обозначь орфограмму графически:     а)касса, аллея, Анна.                

 

б) рассказ, подделать, вверх;      длинный, осенний, туманный.

 

10. Непроизносимые согласные: Л, Д, Т, В.

  • Напиши 1-2       проверочных слова, затем       данное слово.

           Обозначь орфограмму графически: мест о, мест ечко – местность (стн);  прекрас е н – прекрасный (сн).

11. Разделительный Ь.

  • Напишислово правильно и       ещё 2 слова       с данной орфограммой.

           Обозначь корень и орфограмму графически: соловь и, ружь ё, вь ют.

Запомни! Разделительный Ь пишется в корне после согласных перед гласными

                     Е, Ё, И, Ю, Я.       

 

12. Разделительный Ъ.

           Обозначь орфограмму графически: в ъ езжать, под ъ ём, об ъ явить.

Запомни!Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на  

                     согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

 

13. Гласные и согласные в приставках.

  • Напиши слово       правильно и ещё       2 слова с       данной приставкой.

           Обозначь орфограмму графически: полете́́́́л, понёс, … ; обклеил, обсох, … .

 

14. Слитное написание приставок.

  • Напиши слово       правильно и ещё       2 родственных слова       с другими приставками.

          Обозначь орфограмму графически: пришёл, ушёл, перешёл.

 

15. Раздельное написание предлогов (орфограмма – пробел),

  • Напиши       слово с предлогом. Вставь       между предлогом вопрос       или слово:

         срадостью,      с(какой?) радостью,                  сбольшой радостью.

Запомни!Предлог – это часть речи и с другими словами пишется раздельно.

       У глаголов нет предлогов!

 

16. Предлог с местоимением.

  • Напиши местоимение с       предлогом раздельно и       ещё 2 примера:

            кней, сней, заней.

 

17. Частица НЕ с глаголом.

 

Запомни! Частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

            Глаголы-исключения, которые без НЕ не употребляются:

            недомогать                          негодовать              недоумевать

            нездоровится                      ненавидеть              неволить …

18. Сложные слова.

  • Напиши слово       правильно и ещё       2 примера.

     Обозначь корни и орфограмму графически: теплоход, лежебока,   мелководье.

19. Правописание гласных в суффиксах.

Запомни!           -ек,   -чек,   -очек – Е «убегает»;

-ик, -чик, -ник   – И не «убегает»:

     измени слово по команде вопроса: нет кого? (чего?)

                   сапожОк                                      карма́́́́́́шЕк

20. Ь на конце существительных после шипящих: Ж, Ш, Ч, Щ.

  • Напиши       слово, доказывая орфограмму. Запиши       ещё 1 пример:

рожь (она, моя, ж. р.), товарищ (он, мой, м. р.).

 

21. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

  • Выпиши       словосочетание. Поставь существительное в начальную форму.

Определи склонение. Проверь существительным с ударным окончанием:

жил (в чём? где?) в деревн Е – I скл., проверяю: в стран Е .  

Запомни! После шипящих и Цв окончаниях существительных пишутся гласные:

под ударением О́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́:         со свеЧ О́й – над роЩ Ей                   

   без ударения – Е:        за отЦ О́м – под сердЦ Ем

 

22. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.   

  • Запиши прилагательное вместе       с       существительным,которому оно подчиняется.
  • От       существительного       задай вопрос к прилагательному.
  • По       окончанию вопроса узнай       окончание прилагательного:

к лесу (как О́́́му ?) да́́льн Ему (у вопроса окончание -О́́́́му, у прилагательного -Ему).

Запомни!   Окончания   прилагательных проверяй вопросами.

Окончания вопросов всегда ударные.

23. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

  • Напиши глагол,       задавая к нему       вопрос. Поставь его       в неопределённую форму.

Обозначь суффикс перед окончанием -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную

в окончании:

(что делает?) чита Ет – н. ф. (что делать?) читАть ( I спр.)

(что сделает?) постро Ит – н. ф. (что сделать?) построИть ( II спр.)

 

24. Ь в окончаниях глаголов II лица.

  • Напиши глагол,       определи лицо. Приведи       2 примера с       этой орфограммой:

 

ид ёшЬ (гл. II л.), молч ишЬ , раду ешЬ ся

25. Правописание –ТСЯ, –ТЬСЯ в глаголах.

  • Напиши       глагол, докажи написание -ТСЯ       или -ТЬСЯ вопросом:

     мальчик (что (с) делает?)   (ис)купается ( III л. );

         хочет     (что (с) делатЬ?) (ис)купатЬся ( н. ф. ).

 

26. Правописание окончаний глаголов прошедшего времени.

Запомни! Глаголыпрошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Делай так: ( она́́́́ что делал а ? ) свети́́́л а– ж. р.

                   ( оно́́́́́́ что делал о ? )   свети́́́́л о – ср. р.

 

27. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.

Запомни!Перед глагольным суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме. Написание непроверяемой гласной смотри в орфографическом словаре.

Делай так: Н. ф. думать – думал               Н. ф. обидеть – обидел

               Н. ф. строить – строил             Н. ф.   таять –   таял

 

28. Правописание наречий.

  • Напиши наречие       верно и ещё       2 примера: а)       вверху, снова, задумчиво

Запомни!У наречий нет предлогов!

         б) влевО (в окн О́́́́ )     направО (на окн О́́ )               зановО (за окн О́́́́́ )

            справА (с окнА́́́ )    дочистА (до окн А́́ )                издавнА (из окн А́́ )

29. Однородные члены предложения.

  • Напиши       предложение. Обозначь слово       ( х ), от которого       зависят однородные члены,

     подчеркни их. Начерти схему:

Сильный ветер сорвал листья с деревьев  и  разметал их по дороге. [       = и   = ]

 

30. Сложное предложение.

  • Напиши       предложение, подчеркни грамматические основы.       Начерти схему:

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.[              ] [                ]

31. Обращение.

Запомни! Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому мы

                    обращаемся.

  • Объясняй так:

– Как тебе, лентяй, не лень бить баклуши целый день? (Ян Бжехва)

 

32. Прямая речь.

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, – это прямая речь.

  • Объясняй так:

а) Он сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твоё, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за мной». (Сельма Лагерлёф)                   А : « П » .

 

б) «Вот оно что! Да ведь это король!» – ужаснулся Нильс и даже съёжился

под шляпой. (С. Лагерлёф)           « П ! » – а .

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top