Твердят:

                                                        «Вначале было СЛОВО…»

                                                        А я провозглашаю снова:

                                                        Всё начинается с любви –

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка.

Всё начинается с любви…

                        Р. Рождественский

Учёба – это серьёзный труд. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Эта сложная дисциплина требует от ученика большого труда.

Учиться надо весело,

                   Учиться будем весело,

                   Чтоб хорошо учиться.

Убеждена, что эти слова из песни как нельзя лучше подходят к обучению в начальной школе. Не только плод учения, но и сам процесс постижения нового должен быть для школьников увлекательным, принося радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.

Именно поэтому нужно сделать изучение родного языка увлекательным. Интерес вызывает удивление, будит мысль, рождает желание понять явление, помогает лучше и легче запомнить, повышает работоспособность. Развитию интереса способствует использование на уроках занимательного материала.

Занимательность – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряжённый труд и постоянный поиск, это интересные находки и открытия, особая творческая атмосфера счастливого содружества. Это поиск путей учить светло и радостно.

Моя любовь к русскому языку, желание поделиться ею с каждым ребёнком позволили мне собрать, постоянно пополнять   и использовать на уроках следующую методическую копилку:

  • загадки, пословицы, скороговорки, стихи;
  • весёлые стихи, насыщенные орфограммами;
  • рифмовки, помогающие усваивать правила;
  • рифмовки-тренажёры;
  • сказки на грамматические темы;
  • сведения о значении, истории и происхождении слов;
  • элементы занимательной фразеологии;
  • шарады, ребусы, кроссворды и т. д.;
  • справочные материалы:
  • карточки-выходы практических трудностей

алгоритмы, таблицы, памятки-опоры;

(словарь по всем темам орфографии).

Материал систематизирован в тематические папки, которые

включают следующие разделы:

Фонетика

Звуки и буквы

Слог, ударение

Перенос слов

Орфография

Мягкий знак – показатель мягкости

Гласные после шипящих

Буквосочетания чк, чн, нч, щн, ст, …

Большая буква в именах собственных

Безударные гласные

Парные звонкие и глухие согласные

Непроизносимые согласные

Двойные согласные

Разделительный мягкий знак

Разделительный твёрдый знак

Правописание предлогов и приставок

Словарная работа

Морфемика

Состав слова

        Морфология

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

Синтаксис

Главные и второстепенные члены предложения

Однородные члены предложения

Обращение

Сложное предложение

Прямая речь

        Лексика

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Прямое и переносное значение слов

Фразеологизмы

Предлагаемые материалы помогают детям легче и прочнее усваивать программный материал, повышают орфографическую зоркость, расширяют словарный запас, способствуют развитию связной речи, тренируют внимание и память, развивают любознательность,

активизируют мышление ребёнка и помогают успешнее решать задачи его гармонического развития.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

                    А. Шибаев

Ф О Н Е Т И К А     Г Р А Ф И К А

З В У К И

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.    

         Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Но вот голос прохожего: «Скажите, пожалуйста, который час?»

         Каким образом из потока уличных звуков (шуршание шин по асфальту, скрип снега или шум дождя) вы уловили те, которые передали вам информацию?

Чем отличаются звуки речи от других звуков?

        

В языке всё имеет звуковое выражение. Произнесите звуки: о, д, м – никто ничего не поймёт. Но достаточно те же звуки произнести в другом порядке – дом, как сразу станет ясно, о чём идёт речь.

         С незапамятных времён на протяжении многих столетий звуки речи складывались в определённый порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает своё место. Если заменишь – меняется смысл: кот – ток, сила – лиса, аист – лист, жил – шил и т. д.    

Сколько на свете звуков?

         Сколько в снегу снежинок,

         Сколько в дожде дождинок,

         Сколько в песке песчинок.

         Сколько звуков у речи?

         Сколько струек у речки.

                  

Есть звуки ГЛАСНЫЕ, а есть СОГЛАСНЫЕ. Как вы думаете, кому живётся легче? Ну конечно, гласным, они легко и свободно произносятся, не встречая на своём пути никаких преград.

         Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь.

Ааааааааа! Ооооооооо! Ууууууууу!

Эти звуки и называются ГЛАСНЫМИ от слова ГЛАС – голос, то есть они голосные.

        

Мы – не буквы, мы звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – буквы, мы -   ЗВУКИ речи,

ПРОЗНОСЯТ и СЛЫШАТ нас.

Воздух свободно идёт через рот,

         Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

         Звук получается ГЛАСНЫЙ.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

         Могут заплакать и закричать.

         В тёмном лесу звать и аукать

         И в колыбельке сестрёнку баюкать.   

         Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются СОГЛАСНЫЕ звуки. Их называют так потому, что они живут дружно С (со) ГЛАСНЫМИ.

Согласные никак нельзя пропеть, они не похожи на музыкальные тоны, это скорее шумы.                                           

         А согласные… согласны                                                      

         Шелестеть, шептать, шипеть,

         Даже фыркать и свистеть,

         Но не хочется им петь.

         Ссс… – змеиный слышен свист.

         Шшш… – шуршит капустный лист.

         Жжж… – шмели в саду жужжат.

         Ррр.. – моторы тарахтят.

        

Б У К В Ы

– Как же записать звучащую речь?

Этому учит ГРАФИКА (от слова «графо», что значит – пишу).

         Жили в одной стране ЗВУКИ. Было ИХ ВСЕГО 31. Никто никогда их не видел, так как были они невидимками. А вот слышать их было можно.  

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравились её жители, что он захотел поближе познакомиться с ними. А когда узнал, что звуки – невидимки, решил подарить им по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило платье надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно увидеть, написать. Волшебник был очень доволен: ведь прочитав букву, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

        

                 ПАРАД БУКВ  

Когда в стране Азбуковедения поселились ещё два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждая буква имеет своё жилище, но не может менять его на другое. Такие строгие законы в этом королевстве.

         Как-то раз в королевстве устроили праздник.     Король дал команду буквам встать каждой на своё место, по номеру жилища.

Вот в каком порядке встали буквы:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й,

К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф,   

Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

Всем очень понравился этот строй букв, и называть его стали по имени короля – Алфавит или королевы – Азбука.  

           Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

                    СЕКРЕТЫ ФОНЕТИКИ        

        Запомни:

10      глухих согласных звуков:

Фока, хочешь поесть щец?

Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков:    

И я её люблю.

 

Всегда твёрдые согласные звуки:

Жили шестеро цыплят.

        

         Всегда мягкие согласные звуки:

         Щука чует йод: в воду не идёт.

Ы на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

      

СОГЛАСНЫХ ТВЁРДОСТЬ на письме,

Где бы ни было,   везде,

Обозначают без труда

Буквы Э, О, Ы, У, А:

Дом, душа, дым, дай   [ д ].

СОГЛАСНЫХ МЯГКОСТЬ на письме,

Где бы ни было, везде,

Обозначают без труда

Буквы Е, Ё, И, Ю, Я.

Лена, лёд, липа, Люда, Оля [л’].

        

Буквы Е, Ё, Я, Ю

Только ЗВУК ОДИН дают,

Если находятся ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ,

Усилий не тратя при этом напрасных:

Лето [э], клён [о], Люба [у], мяч [а].

Буквы Е, Ё, Я, Ю

В слове ДВА ЗВУКА дают

В начале слова: Ёл-ка,

После гласной: поЁт,

После Ъ: съЁмка, после   Ь: льЁт   [ й’о] .

        Правило знаешь – тебе повезёт.

                   Й играет в прятки

         В русском языке есть интересный согласный звук Й. Он любит «играть в прятки» – прятаться за другие буквы. Прочтём слово: ЧАЙ. В конце этого слова есть звук Й и буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово ЧАЙ: нет ЧАЯ, позвали к ЧАЮ, напоили ЧАЕМ, и добавим ласковое слово ЧАЁК. Буквы Й в этих словах уже нет, но звук Й остался! Где же он притаился?

Звук Й спрятался за буквы Я,    Ю,  Е,    Ё,  которые умеют обозначать сразу два звука: ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО!

         Своей буквой звук Й перед гласными буквами не обозначается, кроме иностранных слов: ЙОД, МАЙОР, РАЙОН.

         А после гласных звук Й всегда обозначается буквой Й:

         МАЙ, ЧАЙ, ЛАЙ, РОЙ, ПОЙ, МАЙКА, ЧАЙКА, ЛЕЙКА, ЛУЖАЙКА…

        

Согласные Й, Л, М, Н, Р – особенные. Они произносятся с большим участием голоса, а шума в них очень мало. Глухих парных звуков у них нет. А сами они во всех позициях звучат отчётливо и ясно. Поэтому согласные Й, Л, М, Н, Р – не просто звонкие, а очень звонкие, всегда звучащие, сонорные.

СОНОРНЫЕ согласные

Самые прекрасные:

Повсюду ясно слышатся,

Звучат почти как гласные.

Звуки бывают разные:

Гласные и согласные.

С гласными полно заботы,

Могут делать две работы.

Согласные не отстают:

В две позиции встают.

Сонорные согласные (Л, М, Н, Р)

Всегда в сильной позиции.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Фонетический разбор –

И не сложен он, и скор.

Надо нам сперва толково

Разделить на слоги слово

И – труда в   том нет почти –

Ударение найти.

А потом на том же листике

Звукам дать характеристику:      

Сколько букв и сколько звуков

Посчитать – и вся наука.

                Занимательная фонетика

 

                Язык и капля

         Раз повстречались под кустом

         Росинка с чьим-то языком.

         Спросила капелька росы:

         «Как вас зовут, простите?»

         Язык ответил ей: «Язык.

         Ещё что знать хотите?»

         Сказала капля: «Ах, вы - Зык!

         А я, представьте, капля!»

         Язык издал тигриный рык,

         А сам застыл, как цапля».

         «С тобой почти я не знаком,

         Что ж дразнишься ты «вызыком»?

         Та – не поймёт, а между тем

         Язык обиделся совсем,

         Рассвирепел как сто акул

         И каплю начисто слизнул!

         Теперь хочу просить вас я:

         Вы, дорогие дети,

«Язык пишите с буквой «Я» –

        Нет буквы «вы» на свете!

 

                   Буква заблудилась

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась!

Заскочила в чей – то дом

И хозяйничает в нём.

Но едва туда вошла

Буква – озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Закричал охотник:

– Ой!   Двери гонятся за мной!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

– Посмотрите – ка, ребятки:

Раки выросли на грядке!

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

– Там растёт зелёный лук

С длинными усами.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.  

Тает снег, течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки,

На голове у нас – щенки.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Жучка будку не доела.

Неохота. Надоело.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Сели в ложку и айда

По реке туда сюда…

Забодал меня котёл –

На него я очень зол.

Врач напомнил дяде Мите:

– Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Сорок цапель перед сном.

На болоте нет дорог -

Я по кошкам скок да скок.  

На волке сметана, творог, молоко,

И рад бы поесть, да достать нелегко.                                     А. Шибаев

Ускакал от Гриши шар

         Под машину прямо.

         Завопил он: «Жар! Ой, жар!»

         Мчит в аптеку мама!

         Гриша ей – про зуб,

         А она приносит суп.

–       Почему сын с мамой не поняли друг друга?

Ехал Костя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

Налетел на остров ураган,

Остался на пальме последний баран.

У вратаря большой улов:

Влетело в сетку пять волов!

Не учил уроки, а играл в футбол,

Оттого в тетради появился гол.

Песочком и пешочком

         – Я иду пе…очком!

         – Я иду пе…очком!

         – Я иду с ми…кой!

– Я иду с Ми…кой!

        – Я – за ма…иной!

         – Я – за Ма..иной!

         – Я иду песочком с миской за малиной!

         – Я иду пешочком с Мишкой за Мариной!                                      М. Яснов

                   Скороговорка (птицы на букву «Ч»)

         Чибис, чомга, чиж, чирок,

Чайка, чистик и чеглок,

       А ещё чекан с чечёткой –

Всех я вас запомню чётко.

         Говори правильно

Я, конеЧНо, не нароЧНо затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно съел я килограмм конфет.

И уж вовсе не нарочно на ковёр кисель пролил.

Просто было очень скуЧНо… но теперь-то я послушный!

        

                   Ш а р а д ы

         Недалеко загадка скрыта,

         Не очень трудное задание:

Возьмём три буквы алфавита,

         Из них легко построим здание.

         Изменим буквы мы в начале,

         И пропадёт постройка вмиг.

         Получим то, что мы встречали
         Не раз на полочке для книг.

         Теперь у найденного слова

         Начало переменим снова,

         И даже удивимся сами:

         Какая рыбина с усами!

                   Другая буква – другое слово

        

         Я – просто ужас для мышей,

         Но букву замени, друг мой,

И сразу я – краса морей,

         Как говорят, «фонтан живой».

         Всегда я с крепкой тетивой,
         но с буквою совсем другой

Я просто с крышкою дыра,

И закрывать меня пора.

Лежу я на земле, прибитая к железу.

         Но буквы переставь, и я в кастрюлю влезу.

 

         С буквой Н, мои друзья, ничего не значу я.

         Н на С перемените – смело в суп меня кладите.

         Не берите с буквой М – я пальто у вас проем.

         Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица,

Но ты прочти меня с конца,

         Во мне увидишь, что угодно.

         Я – лучший, дорогой цветок,

Со мной не схож никто другой,

Но букву поменяй, дружок, –

Я стану гибкой и тугой.

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким – в нём мы обитаем.                           (том – дом)

С глухим согласным – кругл, как мячик,

Со звонким – как огонь, горячий.                           (шар – жар)

                   Логогрифы

(слова-загадки, меняющие смысл слова, если отнять или прибавить одну букву)

Прибавь букву в начале или в конце слова, и ты получишь новое слово:

вол             роза            пар             оса             мех             лис

лён             бок             рот             еда              уха

                   Замени букву:

согласную:                                                        гласную:           

цвет            пень           папа                     рука            палка          ухо

лист           сом             шар                      дом           

         Найди среди букв спрятавшиеся слова:

б с в д о м и с ф ч к р ы ш а а г к т

п р а б в з а я ц с т к л л и с а к м н

а к н и г а с т р о з а р я в с к м и р ж

  • Из каких букв можно приготовить вкусную еду?
  • Что находится в середине огня и не сгорает?
  • В каком слове 40 а? …7 я?
  • Чем заканчиваются день и ночь?
  • Что у зайца сзади, а у цапли – спереди?
  • Что посреди Волги стоит?
  • Что находится между рекой и берегом?
  • В каком слове 100 й? …100 н?   …100 л? 100 к?
  • Сколько нужно взять букв Г, чтобы получилась большая копна сена?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top