В стране Грамматике произошёл скандал: гласные буквы А, О, Е, И, Я поссорились со звуками [А], [И]. Принцесса Буковка заявила, что эти звуки суют нос куда не надо: «Вы только посмотрите: звуки   а     и   стараются вставить себя, когда надо и когда не надо: вада, рика, плисать. А несчастные школьники из-за этого делают кучу ошибок и получают по русскому языку двойки».

Неизвестно, что было бы в стране Грамматике. Скорей всего все жители в ней поссорились бы. Но на помощь гласным буквам и всем школьникам тоже пришло Ударение. Оно плавно прошлось между буквами и заявило: «Стоило ли из-за таких пустяков ссориться? Ведь эти звуки придают нашей речи мелодичность, певучесть, красочность.   Вы только представьте на секунду, что было бы, если бы во всех словах мы произносили [о] : кОрОва дала мОлОкО . Мы бы с вами окали, как это делают жители Нижней Волги . Я, Ударение, помогу всем школьникам, и вы никогда не будете делать ошибки в словах.

Безударных гласных пять.                                                                        

Мы их будем проверять,

Мы запомним их, друзья:

   А, О,   Е, И, Я.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты немедленно её

Ставь под ударение!

Знайте: гласные звуки любят шутить в безударных слогах.

Шутит в слове гласная:

– Я совсем неясная,

Я ведь безударная

И буду благодарна я,

Если пару подберёшь -

Слово нужное найдёшь.

А для этого мне ты

Ударенье позови:

ВОда – вОды, вОдный,

ВИдок – вИд, вИдный,

ПЕчёт – пЕчь, тЕчёт – тЕчь –

Верной будет наша речь.

Благодаря ударению мы будем правильно писать безударную гласную в родственных словах.

Безударный – хитрый гласный!

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударение

И развеешь все сомнения!

СОсна, вОда, дЕла, трАва -

Проверить надо все слова.

Слуху мы не доверяем,

Удареньем проверяем:

СОсны, вОды, трАвы, дЕло,

А теперь напишем смело.

Безударный – слабый гласный,

Слабым надо помогать:

Звук нечёткий, звук неясный –

Удареньем проверять!

Вот – рЕка, проверка – рЕчка.

Что, знакомое словечко?

Вот – гОра, проверка – гОрка,

Вот – нОра, проверка – нОрка!                      С. Соколовская, Н. Пикулева

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать г…ра, тр…ва

И слова м…ря, д…ла?

Чтобы не было сомнения,

Ставлю звук под ударение:

гОры, трАвы, мОре, дЕло!

Вот теперь напишем смело!

Семьи из слов живут на Земле.

По корню узнаешь о близком родстве.

Не надо их сходства, друзья, нарушать

И корни-близняшки с ошибкой писать.

Орфограмму «Гласный в корне»

Твёрдо все должны мы знать,

А для этого, запомни,

Слово нужно проверять.

Например,вода и воды,

А ещё родня и роды.

Города проверим город,

Холода проверим холод.

Ну а если не проверить

Гласный в корне: календарь,

Ветеран, герой, сиянье –

Загляни тогда в словарь!

          

       Слов на свете нам не счесть,

       В каждом слове корень есть.

         Чтобы грамотно писать,

       Надо корни выделять.

 

         Объяснить слова толково

Нам поможет корень слова.

Корень может подсказать,

Как же слово написать.

 

Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл –   то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.

ЗАПОМНИ: корень во всех формах слов и в родственных словах

   пишется одинаково.

Буква А и буква О

Обижаются давно:

– Нас, ни в чём невиноватых,

Часто путают ребята.

Ударением на гласной

Можно сделать букву ясной!

         Это очень интересно,

Знать, как пишутся слова.    

Вот Федоту неизвестно,

Как же пишется тр…ва?

Он не знает, например,

Что за буква после р?

А ведь это как забава!

Измени лишь слово – трАвы.

И услышишь ты ответ:

Аписать! Сомненья нет!

СЕло, гнЕздо, вОлна, вЕсна –

Одна из гласных не ясна.

Не верь таким словам на слух,

Коль есть в них безударный звук.

Ты в них число лишь измени,

Подскажут гласную они:

СЁла, гнЁзда, вЁсны

И, конечно, вОлны.

СтрАна, зЕмля, стрЕла, сОсна,

ГрЯда, Игла, стЕна, вЕсна.

РОса, зЕрно, слЕды, лИсток,

КОрмушка, озЕро, цвЕток…

Диктанту нашему конец.

Кто не ошибся, молодец!

         Ручей

В золотом песке ложбинку

Проложил себе ручей –

И бежит в лесу тропинкой,

Полный звуков и огней.

Месяц в нём – с улыбкой строгой.

Солнце блещет веселей…

И заснёт в душе тревога

Под напев его речей.                             Священник Владимир Шамонин

Ошибка

– Да, нелёгкая диктовка, –

Почесал затылок Вовка,

И в тетрадке Королёва

Появилась вдруг кАрова.

Заглянул в тетрадку Миша:

– Всё понятно! Так напишем.

И тогда проворный Павел

Букву О на А поправил.

И его соседка Мила

Это сразу уловила.

А от Милы дружбы ради

Буква А попала к Наде.

Приподнялся с парты Лёва,

Быстро Пете передал …

И пошла гулять кАрова

По всем партам и рядам.

       К соседу в тетрадь заглянешь –

Ошибку к себе перетянешь.

С буквой Г её вершина

Камениста и бела,

С буквой Н – необъяснимо

Приземлённа и мала.

р

о

щ

а

       
       
       

к

о

з

а

                           

В роще роза расцвела,

На неё роса упала,

Но коза туда пришла

И тотчас росу слизала.

  • Расставь слова в квадратики так, чтобы получилось слово «коза». Какого слова не хватает в этом шутливом стихотворении?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top