Российское общество переживает сейчас далеко не лучшие времена. Но, как известно, «времена не выбирают». И наше время по-своему бесценно, уникально. Оно заставляет искать напряжённых решений на самых ответственных направлениях человеческого бытия, учит думать о том, какой будет судьба России, какой окажется её миссия в этом быстро меняющемся мире, какой ещё вклад предстоит внести ей в развитие мировой цивилизации.
И, как всегда в минуты особо напряжённых раздумий, мысль стремится найти то главное звено, ухватившись за которое можно было бы «вытянуть» всю цепь, найти тот рычаг, который помог бы повернуть в позитивное русло мир российской действительности.
Таким «рычагом» является, на мой взгляд, духовно-нравственное воспитание детей.
Духовно- нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Отечественные традиции являются одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признаётся её большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Законодательство в области свободы совести и образования показывает, что Российская концепция духовно-нравственного становления должна быть основана на православных традициях, что даст возможность сохранить единое культурное и образовательное пространство, в рамках которого возможно проявление и развитие национальных культур.
Человек по самой природе своей является существом не просто биологическим, но прежде всего нравственным и социальным, и в процессе жизни он может приобрести очень различный образ: и Человека, и антисоциального существа. Поэтому первая и основная задача образования – направленное созидание образа, предполагающее прежде всего возведение личности на достойный духовно-нравственный уровень, делающий её полноценным членом человеческого общества. И уже второй задачей образования является приобретение человеком профессиональных знаний и навыков, необходимых для его существования, поскольку они получают свою реальную оценку и смысл лишь в контексте созидания образа.
В этой связи обращение к Православию и его наследию, к той роли, которую сыграла христианская культура в истории человечества, является необходимостью. И воспитывать понимание этого надо с детства, ибо практика показывает, что дети интересуются духовными знаниями и вместе с ними воспринимают уроки доброты и милосердия.
Вот что об этом писал академик Д. С. Лихачёв (один из немногих крупнейших учёных и деятелей русской культуры, провозгласивший необходимость возврата к религиозным ценностям): «Воспитывая детей в заветах определённой религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даём им безрелигиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его приобрести. Религия же – именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, объединяет людей в выполнении обычаев, обрядов, таинств, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда есть соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах».
Открытие доступа в храмы – одно из необходимых условий для духовного возрождения страны, но этот процесс должен сопровождаться основательным пересмотром старых и созданием новых учебных заведений, в частности и таких, которые не замкнуты в конфессиональные рамки, в которых воспитываются духовно и культурно образованные люди.
Во всё время воспитания и образования детей главной обязанностью родителей и воспитателей должно быть попечение о возбуждении и утверждении в любви к родителям, Отечеству, Богу. Для этого родители, учителя и все, имеющие отношение к детям, при всяком удобном случае должны и словом, и примером способствовать утверждению в детях истинного христианского благочестия, как первого и необходимого условия истинного счастья человека в настоящей жизни и блаженства в жизни будущей.
Формированию основ православного мировоззрения во многом способствуют уроки литературного чтения и русского языка.
С первых уроков обучения грамоте, опираясь на материал учебника, дети параллельно с изучением родного языка познают основы нравственности:
Мир, окружающий нас (природа) – творение Божие;
Россия – Родина моя.
Труд – основа жизни.
Каждый день даётся в дар для добрых дел.
Читая стихи русских поэтов о Родине, о природе, дети учатся любить родную землю, родной свой край, Отечество:
2
И. Никитин. «Русь»
И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…»
М. Исаковский. «Вишня»
Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Былины о русских богатырях
Знакомясь с произведениями о маме, школьники постигают любовь к ближнему:
А. Плещеев. «Мать и дети»
Е. Благинина. «Огонёк»
О. Буцень. «Мамины помощники»
Усталая с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане
И пол не подметён,
Что, лёжа на диване,
Читает книжку он.
И мать, взглянув на сына,
Промолвила: «Сынок!
Когда-нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?»
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
« Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!»
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар,
Прославленный писатель
И храбрый комиссар,
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(вернее мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
заснула, паренёк.
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять не смог!»
Ясные и живые повествования о том, «что такое хорошо и что такое плохо», дают почувствовать детскому сердцу красоту и достоинство добродетельных поступков, а порок, напротив, представляют
в его недостойном виде.
С этой целью особенно полезно чтение библейской истории из детской православной художественной литературы, в которой прекрасно изображено состояние невинности, зловредность греха, счастье семейного мира, блаженство благоговейного хождения пред Богом, равно как наказания за непозволительное любопытство, ненависть, неуважение к почтенной старости и т. п.
Это жития Святых, рассказы Б. Ганаго, произведения русских писателей и устного народного творчества:
К. Ушинский. «Кто нос кверху дерёт», «Гусь и Журавль»
Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»
В. Осеева. «Синие листья», «Плохо»
А. Гайдар. «Совесть»
Е. Пермяк. «Для чего руки нужны», «Чужая калитка»,
«Как Маша стала большой»
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Украинская народная сказка «Колосок»
Нанайская сказка «Айога» и др.
На уроках литературного чтения дети знакомятся с биографиями писателей и поэтов. Это даёт благодатную возможность приоткрыть детям православные странички жизни А.С.Пушкина, И.А.Крылова и многих других авторов.
При анализе прочитанного произведения постоянно использую пословицы, которые выражают идею произведения, раскрывают характеры героев, содержат мудрый совет или предостережение. Дети соотносят пословицы, данные в книге для чтения, с содержанием произведения, подбирают другие, выражающие эту же мысль.
Бога не гневи – по добру и чести живи.
Всё что спрятал, то пропало, всё что отдал, то твоё.
Всякое умение трудом даётся.
Без терпенья нет уменья.
Работа с пословицами продолжается и на уроках русского языка с целью решения не только воспитательных, но и учебных задач:
- привитие любви и интереса к изучению русского языка;
- формирование каллиграфического навыка;
- развитие орфографической зоркости;
- расширение и обогащение словарного запаса;
- развитие речи.
Достижению этих же целей способствует использование текстов духовно-нравственного содержания, а также о природе – красоте Божиего творения. Тексты и отрывки из них включаются в упражнения, способствующие закреплению нового материала, выработке умений и навыков грамотного письма.
Песня о дружбе
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку. С. Михалков
– Назови синоним к слову верный.
– Напиши по памяти первую часть стихотворения.
– Устно составь текст из 4-5 предложений на тему «О моём друге (подруге)».
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
– Как понимаешь значение слова доброта?
– Определи падежи имён существительных.
– Просклоняй имена существительные друг, доброта.
Виды упражнений:
Чистописание.
А руки, брат, великий клад:
Для дел даются руки.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
За правду стой горой, и Господь с тобой.
Будь осторожен на слова. За всякое пустое слово дашь ответ Богу.
Ласковое слово что весенний день.
Себялюб никому не люб.
Не говори ложь, иначе не поверят и на грош.
Орфографическая зарядка.
– Найди и обозначь изученные орфограммы:
Ошибся, что ушибся: вперёд наука.
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей!
Дождь вежлив как никто другой:
без стука к людям ни ногой.
– Почему окончания имён существительных разные?
Свет в церкви от свечей, а в душе – от молитв
Выборочный диктант.
– Запишите имена существительные в начальной форме.
– Определите род, склонение.
Нет в России пальм зелёных,
Всё берёзоньки да клёны,
И пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Мы несём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Ставим ветки у икон.
Письмо по памяти.
Слава святому труду!
Бедность и труд честно живут
С дружбой, с любовью в ладу.
Слава святому труду!
– Какие слова с парными согласными на конце надо проверить?
– Для какого слова в стихотворении есть проверочное слово? Найди его.
Комплексный анализ текста:
тема, главная мысль, ключевые слова, орфография, пунктуация.
У солнца руки горячи,
Работают с охотой.
Всю землю кисточки-лучи
Покрыли позолотой.
А серый дождик – озорник
Тихонько подошёл
И всё зачиркал – чик, чик, чик –
Простым карандашом. А. Шибаев
Накануне православных праздников включаю в уроки русского языка строки, посвящённые этим событиям.
Сретение.
Пойду сегодня в Божий храм,
Как Симеон и Анна,
И встречу Господа я там,
И воспою: «Осанна!» (Осанна – спасение.)
Вход Господень в Иерусалим
Великий праздник – вход Господень в Иерусалим.
Христос, окружённый своими учениками, въехал в город на ослике.
Люди бросали Ему под ноги зелёные пальмовые ветви, устилали путь своими одеждами, приветствовали возгласами «Осанна!»
Пасха
Христос воскрес! Опять природа
Встречает новую весну.
И православному народу
Подарит неба синеву!
Любить, прощать Христос зовёт.
Пусть огонёк свечи пасхальной
Все души к Богу повернёт!
Внеклассная работа
Страницы Библейской истории
Господь
В летний вечер у реки
Так легко, привольно;
Птицы, бабочки, жучки
Веселы, довольны.
Месяц вышел, засиял,
Свод небесный полон стал
Золотых горошин.
И я тихо прошептал:
«Это всё Господь создал!
Какой же Он хороший». Н. Орлова
– О ком это стихотворение?
– Что говорится о летнем вечере?
– Кто создал окружающий нас мир?
Страницы истории России
Бородино
– Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! М. Лермонтов
Полководцу князю Александру Суворову
«С нами Бог! Вперёд, ребята!
Нам не должно отступать!»
Смело в бой идут солдаты,
Чтоб Россию защищать.
Но победа лишь от Бога –
И Суворов это знал,
Потому всегда пред боем
Бога в помощь призывал.
– О ком это стихотворение?
– Что хорошего сделал для России полководец князь Александр Суворов?
День Победы
Не только силой и славой оружия
Победы в войне добилась страна –
Молитвой к Богу и Матери Божией
Россия от дерзких врагов спасена.
Молитва за милого сына
О Господи, милостив будь, сохрани
Его нам, родного, на радость!
Пошли ему в юности светлые дни
И дай беспечальную старость! (Милостив – добр)
– О чём просят Господа родители?
– Когда дети приносят родителям радость, а когда – печаль?
– Какую Заповедь Божию об отношении детей к родителям ты знаешь?
– Продолжи слова Заповеди Божией:
Почитай отца своего и матерь свою … (да благо тебе будет. и долголетен будешь ты на земле).
Мы, учителя православной гимназии, всё обучение и воспитание стараемся осуществлять в духе христианского благочестия, формирования православного мировоззрения и любви к ближнему, Отечеству и Богу.
Давайте множить красоту
В делах, картинах и поэмах.
Давайте множить красоту
В своих поступках непременно.
Добро не может зло плодить –
Давайте множить доброту,
Друг другу радости дарить.
И этим множить красоту.
Давайте отвечать с улыбкой
На раздраженье и протест,
И разрушать протеста нитку,
На зло накладывать арест.
Давайте множить красоту
Своим трудом, своей заботой,
Давайте множить красоту
К добру направленной работой. С. Фадюшин, уральский поэт