Российское общество  переживает  сейчас  далеко  не  лучшие  времена.  Но,  как  известно,  «времена  не  выбирают».  И  наше  время  по-своему  бесценно,  уникально.  Оно  заставляет  искать  напряжённых  решений  на  самых  ответственных  направлениях  человеческого  бытия,  учит  думать  о  том,  какой  будет  судьба  России,  какой  окажется  её  миссия  в  этом  быстро  меняющемся  мире,  какой  ещё  вклад  предстоит  внести  ей  в  развитие  мировой  цивилизации.

 

И,  как  всегда  в  минуты  особо  напряжённых  раздумий,  мысль  стремится  найти  то  главное  звено,  ухватившись  за  которое  можно  было  бы  «вытянуть»  всю  цепь,  найти  тот  рычаг,  который  помог  бы  повернуть  в  позитивное  русло  мир  российской  действительности.

Таким  «рычагом»  является, на мой взгляд,  духовно-нравственное  воспитание  детей.        

Духовно- нравственное  становление  детей  и  молодёжи,  подготовка  их  к  самостоятельной  жизни  есть  важнейшая  составляющая  развития  общества,  государства.  Отечественные  традиции являются одной  из  основ  обновления  содержания  и  структуры  воспитания.  По-новому  оценивается  роль  религии  в  истории  России  и  признаётся  её  большое  влияние  на  духовно-нравственное  развитие  человека.  Воспитание  рассматривается  как  целенаправленная  деятельность,  ориентированная  на  создание  условий  для  развития  духовности  обучающихся  на  основе  общечеловеческих  и  отечественных  ценностей;  оказание  им  помощи  в  жизненном  самоопределении,  нравственном,  гражданском  и  профессиональном  становлении;  создание  условий  для  самореализации  личности.

Законодательство  в  области  свободы  совести  и  образования  показывает,  что  Российская  концепция  духовно-нравственного  становления  должна  быть  основана  на  православных  традициях,  что  даст  возможность  сохранить  единое  культурное  и  образовательное  пространство,  в  рамках  которого  возможно  проявление  и  развитие  национальных  культур.

Человек  по самой  природе  своей  является  существом  не  просто  биологическим,  но  прежде  всего  нравственным  и  социальным,  и  в  процессе  жизни  он  может  приобрести  очень  различный  образ:  и  Человека,  и  антисоциального  существа.  Поэтому  первая  и  основная  задача  образования – направленное  созидание  образа,  предполагающее  прежде  всего  возведение  личности  на  достойный  духовно-нравственный  уровень,  делающий  её  полноценным  членом  человеческого  общества.  И  уже  второй  задачей  образования  является  приобретение  человеком  профессиональных  знаний  и  навыков,  необходимых  для  его  существования,  поскольку  они  получают  свою  реальную  оценку  и  смысл  лишь  в  контексте  созидания  образа. 

 

В  этой  связи  обращение  к  Православию  и  его  наследию,  к  той  роли,  которую  сыграла  христианская  культура  в  истории  человечества,  является  необходимостью.  И  воспитывать  понимание  этого  надо  с  детства,  ибо  практика  показывает,  что  дети  интересуются  духовными  знаниями  и  вместе  с  ними  воспринимают   уроки  доброты  и  милосердия.  

Вот  что  об  этом  писал  академик  Д. С. Лихачёв  (один  из  немногих  крупнейших  учёных  и  деятелей  русской  культуры,  провозгласивший  необходимость  возврата  к  религиозным  ценностям):  «Воспитывая  детей  в  заветах  определённой  религии  или  вероучения,  мы  делаем  их  более  свободными  в  выборе  веры,  чем  тогда,  когда  даём  им  безрелигиозное  воспитание,  ибо  отсутствие  чего-то  всегда  обедняет  человека,  а  от  богатства  легче  отказаться,  чем  его  приобрести.  Религия  же – именно  богатство.  Религия  обогащает  представление  о  мире,  позволяет  верующему  ощутить  значительность  всего  происходящего,  объединяет  людей  в  выполнении  обычаев,  обрядов,  таинств,  составляет  самую  убедительную  основу  нравственности.  Без  религии  всегда  есть  соблазн  эгоизма,  соблазн  замкнутости  в  своих  личных  интересах».

Открытие  доступа  в  храмы – одно  из  необходимых  условий  для  духовного  возрождения  страны,  но  этот  процесс  должен  сопровождаться  основательным  пересмотром  старых  и  созданием  новых  учебных  заведений,  в  частности  и  таких,  которые  не  замкнуты  в  конфессиональные  рамки,  в  которых  воспитываются  духовно  и  культурно  образованные  люди.

        

Во  всё  время  воспитания  и  образования  детей  главной  обязанностью  родителей  и  воспитателей  должно  быть  попечение  о  возбуждении  и  утверждении  в  любви  к  родителям, Отечеству, Богу. Для  этого  родители,  учителя  и  все,  имеющие  отношение  к  детям,  при  всяком  удобном  случае  должны и  словом,  и  примером  способствовать  утверждению  в  детях  истинного  христианского  благочестия,  как  первого  и  необходимого  условия  истинного  счастья  человека  в  настоящей  жизни  и  блаженства  в  жизни  будущей.

 

 Формированию  основ  православного  мировоззрения  во  многом  способствуют  уроки  литературного  чтения  и  русского  языка.

С  первых  уроков  обучения  грамоте,  опираясь  на  материал  учебника,  дети  параллельно  с  изучением  родного  языка  познают  основы  нравственности:

Мир,  окружающий  нас  (природа) – творение  Божие;

Россия – Родина  моя.

Труд – основа  жизни.

Каждый  день  даётся  в  дар  для  добрых  дел.

 

Читая  стихи  русских  поэтов  о  Родине,  о  природе,  дети  учатся  любить  родную  землю,  родной  свой  край,  Отечество:

                                                                                                                 2

И. Никитин. «Русь»

И. Бунин. «Лес,  точно  терем  расписной…»

М. Исаковский. «Вишня»

Богатырская  «Сказка  про  Илью  Муромца»

Былины о  русских  богатырях

 

Знакомясь  с  произведениями  о  маме,  школьники  постигают  любовь  к  ближнему:

А. Плещеев. «Мать  и  дети»

Е. Благинина. «Огонёк»

О. Буцень. «Мамины  помощники»

 

Усталая  с  работы

Пришла  под  вечер  мать

И  видит,  что  у  сына

Не  прибрана  кровать,

Что  стынет  чай  в  стакане

И  пол  не  подметён,

Что, лёжа  на  диване, 

Читает  книжку  он.

И  мать,  взглянув  на  сына,

Промолвила:  «Сынок!

Когда-нибудь  ты  маме

Хоть  чем-нибудь помог?»

А  сын  ответил  хмуро,

Едва  взглянув  на  мать:

« Ты,  мама,  про  Тимура

Мешаешь  мне  читать!»

 

Уверен  я,  ребята,

Что  если  б  жил  Гайдар,

Прославленный  писатель

И  храбрый  комиссар,

То  этому  парнишке,

Что  так  встречает  мать,

Сказал  бы  автор  книжки

(вернее  мог  сказать):

«В  тебе,  наверно,  совесть

заснула,  паренёк.

Прочесть  сумел  ты  повесть,

А  вот  понять  не  смог!»

 

Ясные  и  живые  повествования  о  том,  «что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо»,  дают  почувствовать  детскому  сердцу  красоту  и  достоинство  добродетельных  поступков,  а  порок,  напротив,  представляют 

в  его  недостойном  виде. 

 

С  этой  целью  особенно  полезно  чтение  библейской  истории  из  детской  православной  художественной  литературы,  в  которой  прекрасно  изображено  состояние  невинности,  зловредность  греха,  счастье  семейного  мира,  блаженство  благоговейного  хождения  пред  Богом,  равно  как  наказания  за  непозволительное  любопытство,  ненависть,  неуважение  к  почтенной  старости  и  т. п.

 

Это  жития  Святыхрассказы Б. Ганаго,  произведения  русских  писателей  и  устного  народного  творчества:

К. Ушинский. «Кто  нос  кверху  дерёт»,  «Гусь  и  Журавль»

Л. Толстой. «Отец  и  сыновья»,  «Старый  дед  и  внучек»

В. Осеева. «Синие  листья»,  «Плохо»

А. Гайдар. «Совесть»

Е. Пермяк. «Для  чего  руки  нужны»,  «Чужая  калитка»,

         «Как  Маша  стала  большой»

         Русская  народная  сказка  «Лиса  и  Журавль»

         Украинская  народная  сказка  «Колосок»

         Нанайская  сказка  «Айога»  и  др.

 

На  уроках  литературного  чтения  дети  знакомятся  с  биографиями  писателей  и  поэтов.  Это  даёт  благодатную  возможность  приоткрыть  детям  православные  странички  жизни  А.С.Пушкина,  И.А.Крылова и  многих  других  авторов.

 

При  анализе  прочитанного  произведения  постоянно  использую  пословицы,  которые  выражают  идею  произведения,  раскрывают  характеры  героев,  содержат  мудрый  совет  или  предостережение.  Дети  соотносят  пословицы,  данные  в  книге  для  чтения,  с  содержанием  произведения,  подбирают  другие,  выражающие  эту  же  мысль.

Бога  не  гневи – по  добру  и  чести  живи.

Всё  что  спрятал,  то  пропало,  всё  что  отдал,  то  твоё.

Всякое  умение  трудом  даётся.

Без  терпенья  нет  уменья.

 

Работа  с  пословицами  продолжается  и  на  уроках  русского  языка  с  целью  решения  не  только  воспитательных,  но  и  учебных  задач:

- привитие  любви  и  интереса  к  изучению  русского  языка;

- формирование  каллиграфического  навыка;

- развитие  орфографической  зоркости;   

- расширение  и  обогащение  словарного  запаса;

- развитие  речи.

 

         Достижению  этих  же  целей  способствует  использование  текстов  духовно-нравственного  содержания,  а  также  о  природе – красоте  Божиего  творения.  Тексты  и  отрывки  из  них  включаются  в  упражнения,  способствующие  закреплению  нового  материала,  выработке  умений  и  навыков  грамотного  письма.

                   Песня  о  дружбе

Кто  в  дружбу  верит  горячо,

Кто  рядом  чувствует  плечо,

Тот  никогда  не  упадёт,

В  любой  беде  не  пропадёт.

А  если  и  споткнётся  вдруг,

То  встать  ему  поможет  друг.

Всегда  в  беде  надёжный  друг

Ему  протянет  руку.                                                             С. Михалков

– Назови  синоним  к  слову  верный. 

– Напиши  по  памяти  первую  часть  стихотворения.

– Устно  составь  текст  из  4-5 предложений  на  тему «О  моём  друге  (подруге)».

 

Доброта  с  годами  не  стареет.

Доброта  от  холода  согреет.

Если  доброта  как  солнце  светит,

Радуются  взрослые  и  дети.

– Как  понимаешь  значение  слова  доброта?

– Определи  падежи  имён  существительных.

– Просклоняй  имена  существительные  друг,  доброта.

 

Виды  упражнений:

 

         Чистописание.

А  руки,  брат,  великий клад:

Для  дел  даются  руки.

 

Сей  добро,  посыпай  добром,  жни  добро,  оделяй  добром.

За  правду  стой  горой,  и  Господь  с  тобой.

Будь  осторожен  на  слова.  За  всякое  пустое  слово  дашь  ответ  Богу.

Ласковое  слово  что  весенний  день.

Себялюб  никому  не  люб.

Не  говори  ложь,  иначе  не  поверят  и  на  грош.

 

         Орфографическая  зарядка.

– Найди  и  обозначь  изученные орфограммы:

Ошибся,  что  ушибся:  вперёд  наука.

 

Не  обижай  ни  птахи,  ни  сверчка,

Не  покупай  для  бабочки  сачка!

Люби  цветы,  леса,  простор  полей –

Всё,  что  зовётся  Родиной  твоей! 

 

Дождь  вежлив  как  никто  другой:

без  стука  к  людям  ни  ногой.

 

 

– Почему  окончания  имён  существительных  разные?

Свет  в  церкви  от  свечей,  а  в  душе – от  молитв

 

Выборочный  диктант.

– Запишите  имена  существительные  в  начальной  форме. 

– Определите  род,  склонение.

         Нет  в  России  пальм  зелёных,

Всё  берёзоньки  да  клёны,

         И  пушится  над  водой

Верба  веткой  молодой.

Верба  ветки  дарит  нам –

Мы  несём  их  в  Божий  храм,

И  под  колокольный  звон

Ставим  ветки  у  икон.

 

 

Письмо  по  памяти.

Слава  святому  труду!

Бедность  и  труд  честно  живут

С  дружбой,  с  любовью  в  ладу.

Слава  святому  труду!

– Какие  слова  с  парными  согласными  на  конце  надо  проверить?

– Для  какого  слова  в  стихотворении  есть  проверочное  слово?  Найди  его.

        

Комплексный  анализ  текста:

 тема,  главная  мысль,  ключевые  слова,  орфография,  пунктуация.

 

У  солнца  руки  горячи,

Работают  с  охотой.

Всю  землю  кисточки-лучи

Покрыли  позолотой.

А  серый  дождик – озорник

Тихонько  подошёл

И  всё  зачиркал – чик,  чик,  чик –

Простым  карандашом.                                                                  А. Шибаев

 

Накануне  православных  праздников  включаю  в  уроки  русского  языка  строки,  посвящённые  этим  событиям.

Сретение.

Пойду  сегодня  в  Божий  храм,

Как  Симеон  и  Анна,

И  встречу  Господа  я  там,

И  воспою:  «Осанна!»          (Осанна – спасение.)

                                                                                                                

Вход  Господень  в  Иерусалим

Великий  праздник – вход  Господень  в  Иерусалим.

Христос,  окружённый  своими  учениками,  въехал  в  город  на  ослике.

Люди  бросали  Ему  под  ноги  зелёные  пальмовые  ветви,  устилали  путь  своими  одеждами,  приветствовали  возгласами  «Осанна!»

 

                  Пасха

         Христос  воскрес!  Опять  природа

         Встречает  новую  весну.

И  православному  народу

         Подарит  неба  синеву!

         Любить,  прощать  Христос  зовёт.

         Пусть  огонёк  свечи  пасхальной

Все  души  к  Богу  повернёт!

 

       Внеклассная  работа

 

Страницы  Библейской  истории

         Господь

 В  летний  вечер  у  реки

Так  легко,  привольно;

Птицы,  бабочки,  жучки

Веселы,  довольны.

Месяц  вышел,  засиял,

Свод  небесный  полон  стал

Золотых  горошин.

И  я  тихо  прошептал:

«Это  всё  Господь  создал!

Какой  же  Он  хороший».                                                        Н. Орлова

– О  ком  это  стихотворение?

– Что  говорится  о  летнем  вечере?

– Кто  создал  окружающий  нас  мир?

  

Страницы  истории  России

         Бородино

– Скажи-ка,  дядя,  ведь  недаром

Москва,  спалённая  пожаром,

Французу  отдана?

Ведь  были  ж  схватки  боевые,

Да,  говорят,  ещё  какие!

Недаром  помнит  вся  Россия 

Про  день  Бородина!                                                          М. Лермонтов

                                                                                                                  

         Полководцу  князю  Александру  Суворову

«С  нами  Бог!  Вперёд,  ребята!

Нам  не   должно  отступать!»

Смело  в  бой  идут  солдаты,

Чтоб  Россию  защищать.

 

Но  победа  лишь  от  Бога –

И  Суворов  это  знал,

Потому  всегда  пред  боем

Бога  в  помощь  призывал.

– О  ком  это  стихотворение?

– Что  хорошего  сделал  для  России  полководец  князь  Александр  Суворов?   

 

         День  Победы

         Не  только  силой  и  славой  оружия

Победы  в  войне  добилась  страна –

Молитвой  к  Богу  и  Матери  Божией

Россия  от  дерзких  врагов  спасена.

 

Молитва  за  милого  сына

О  Господи,  милостив  будь,  сохрани

Его  нам,  родного,  на  радость!

Пошли  ему  в  юности  светлые  дни

И  дай  беспечальную  старость!             (Милостив – добр)

– О  чём  просят  Господа  родители?

– Когда  дети  приносят  родителям  радость,  а  когда – печаль?

– Какую  Заповедь  Божию  об  отношении  детей  к  родителям  ты  знаешь?

– Продолжи  слова  Заповеди  Божией:

Почитай  отца  своего  и  матерь  свою …  (да  благо  тебе  будет. и   долголетен  будешь  ты  на  земле).

 

Мы,  учителя  православной  гимназии,  всё  обучение  и  воспитание  стараемся  осуществлять  в  духе  христианского  благочестия,   формирования православного мировоззрения и любви к ближнему, Отечеству и Богу.

 

Давайте  множить  красоту

В  делах,  картинах  и  поэмах.

Давайте  множить  красоту

В  своих  поступках  непременно.

Добро  не  может  зло  плодить –

Давайте  множить  доброту,

Друг  другу  радости  дарить.

И  этим  множить  красоту.

Давайте  отвечать  с  улыбкой

На  раздраженье  и  протест,

И  разрушать  протеста  нитку,

На  зло  накладывать  арест.                                                         

Давайте  множить  красоту

Своим  трудом,  своей  заботой,

Давайте  множить  красоту

К  добру  направленной  работой.           С. Фадюшин,  уральский  поэт

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top