4 класс.  Входной  контроль.

Чтение  про  себя,  понимание  и  анализ  незнакомого  текста.

  • Поработайте  с  текстом  до  чтения. 
  • Прочитайте  про  себя  (каждый  отмечает,  до  какого  места  дочитал  за  минуту,  затем  продолжает  чтение).
  • Выполните  задания.

                                                                             Ю. Коваль

 

         Над  сырым  полем,  в  том  месте,  где  особенно  много  весенних  луж,  весь  день  с  криком  летают  чибисы. 

         Они  яростно  машут  крыльями,  ныряют  в  воздухе  вправо,  влево,  кувыркаются.  Кажется,  что  сильный  ветер  мешает  им  лететь.

         Но  нет  в  поле  ветра.  Светит  солнце,  отражается  в  гладких  сверкающих  лужах.

         У  чибиса  необыкновенный  полёт,  игривый.  Чибис  играет,  плещется  в  воздухе,  как  плещутся  ребята  в  реке. 

         Когда  чибис  садится  на  землю,  сразу  и  не  поверишь,  что  эта  самая  птица,  которая  только  что  кувыркалась  над  лужами.  Сидящий  чибис  строг и  красив,  и  совсем  неожиданным  кажется  легкомысленный  хохолок  у  него  на  голове.

         Раз  я  видел,  как  чибисы  гоняли  пустельгу.

         Пустельга  неожиданно  приблизилась  к  их  гнезду  и  попала  в  переплёт.  Один  чибис  всё  время  кувыркался  перед  её  носом  и  мешал  лететь,  а  второй  налетал  сверху  и  лупил,  по  чему  придётся.  Прогнавши  хищника,  чибисы  опустились  на  землю  и  пошли  пешком  по  лужам,  помахивая  своими  гордыми  хохолками.

 

Задания: 

1.  Где  происходит  действие?  Подчеркни.

а)  На  реке.

б)  В  лесу.

в)  На  заливном  поле.

 

2.  Как  бы  ты  озаглавил  текст?

…………………………………………………………………………………………………..

 

3.  Определи  жанр  этого  произведения.  Подчеркни. 

а)  Повесть.

б)  Рассказ.

в)  Сказка.

г)  Пьеса.

 

4.  Раздели  текст  на  три  части.  Озаглавь  их.

1)     …………………………………………………………………………………………….

2)     ,……………………………………………………………………………………………

3)     …………………………………………………………………………………………….

 

5.  Какими  словами  ты  хотел  бы  охарактеризовать  чибисов?

…………………………………………………………………………………………………...…………………………………………………………………………………………………...

6.  Сформулируй  и  запиши  главную  мысль  текста. …………………………………………………………………………………………………...…………………………………………………………………………………………………...

 

7.  Объясни  значения  выражений:

Яростно  машут  ………………………………………………………………………………..

Попасть  в  переплёт  …………………………………………………………………………..

 

                   Выразительное  чтение  вслух  подготовленного  текста

                                      (прозаического  и  стихотворного).

 

  • Подготовься  к  выразительному  чтению: 

выбери  соответствующую  интонацию,  темп,  тон. 

Постарайся  передать  своё  понимание  текста.

                                                                                                                       Марк  Шварц

         1.                         Четыре  ложки  по  справедливости

         – Папа,  ну  можно  теперь  сгущёнки??  Я  весь  суп  съел  и  второе  тоже.

         Женя  поставил  пустую  тарелку  перед  папой.

         – Свои  две  ложки  ты  честно  заслужил! – папа полез  в  холодильник.

         – Не  две,  а  четыре.  Две – за  вчера  и  две – за  сегодня.  По  справедливости!

         – Ты  не  понимаешь, – подмигнул  папа. – Две  ложки  с  верхом,  от  души,– это  больше  четырёх,  если  они  строго  по  справедливости.

         – Не  больше, – Женя  чуть  не  заплакал.

         – Зря  не  веришь.  Когда  говорят  «от  души»,  «с  уважением»  или  «как  своему» – это  значит:  побольше,  получше!

         Папа  поставил  на  стол  два  блюдца  с  золотыми  веточками  по  краям.

         – Я  сейчас  положу  сюда  две  ложки,  но  от  души,  как  своему.  А  в  это  блюдце – четыре.  Но  только  по  справедливости.  И  ты  увидишь,  что  здорово  прогадал!

         Он  зачерпнул  полную  большую  ложку  сгущёнки  и  быстренько,  пока  она  не  пролилась,  вылил  в  блюдце.

– Последний  раз  предлагаю  две  вот  такие  ложки.  Не  упрямься!

         – Раз  положено  четыре,  то  и  наливай  четыре.  Как  положено.

         Папа  набрал  вторую  ложку  до  краёв,  так  что  две  капли,  не  удержавшись,  свалились  на  клеёнку.

         – А  теперь  гляди!

         Папина  ложка  нырнула  в  банку  и  быстро  вынырнула.  То,  что  осталось  в  ложке,  выглядело  жалко.  «Справедливость»  еле  доставала  до  краёв.

         – Выливай,  как  следует – приказал  Женя,  удерживая  папину  руку,  пока  не  сползла  последняя  капля.

         Справедливость  должна  была  восторжествовать.  В  любой  книжке  про  это  сказано!

         После  третьей  ложки  белая  лужица  во  втором  блюдце  почти  достигла  размеров  той,  что  в  первом.  Папа  озадаченно  переводил  взгляд  с  одного  блюдца  на  другое.

         – Четыре! – вопил  Женя. – Четыре!  По  справедливости!

         – Четыре… – задумчиво  произнёс  папа.

         Сгущёнки  получилось  столько,  что  она  залила  всё  дно  и  даже  затопила  кончики  золотых  веточек.  Первому  блюдцу  такое  и  не  снилось!

         Женя  забрался  на  табуретку  и  потребовал  ложку  и  хлеб.

         До  чего  же  вкусная  вещь – сгущёнка  по  справедливости!

 

  1. 2.                                                                                                                                                                                                                                       Владимир  Орлов

                                               Четыре  снега

Над  землёй                                               Поворачивают  птицы

Кружится  плавно,                                   В  синем  воздухе  на  юг:

Сверху  падая  на  всех,                                     То  ли  это  снег  кружится,

Самый  светлый,                                      То  ли  это  птичий  пух?

Самый  главный,

Самый  первый  зимний  снег.                 В  чистом  поле  стало  тише.

                                                                           По  утрам  белеют  крыши,

А  весною,  а  весной                               Мёрзнут  лужи  во  дворе,

Снег  появится  второй.                                    Окна  в  тонком  серебре.

Он  появится  в  садах,

Расцветая  на  ветвях.                               И  опять  кружится  плавно,

                                                                           Сверху  падая  на  всех,

За  весной                                                          Самый  светлый,

Приходит  лето,                                        Самый  главный,

Ярким  солнышком                                  Самый  первый  зимний  снег.

Согрето.

С  тополей                                                Очень  ждут  его  поля,

Летит  пушок –                                         И  сады,  и  тополя,

Вот  он  третий                                         Вся  большая  и  родная,

Наш  снежок.                                            Наша  добрая  земля.

 

Лес  оделся  в  рыжий  мех.

Где  же  наш

Четвёртый  снег?

4 класс,  3 четверть 

Любопытные

         Сижу  я  на  камне  и  ем  хлеб.  А  пингвины  ко  мне  подходят  и  в  рот  заглядывают – никак  не  могут  понять,  что  это  я  делаю.  очень  они  любопытные.

         Вечером  я  повесил  умывальник  на  доску.  Пока  я  его  к  доске  прибивал,  один  пингвин  стоял  и  внимательно  смотрел,  даже  кивал  головой.

         Утром  вышел  я  умываться,  а  к  умывальнику  не  подойти:  целая  толпа  пингвинов  собралась.  Вода  из  умывальника  капает,  а  пингвины  вокруг  молча  стоят,  головы  набок  и  слушают,  как  капли  разбиваются  о  камни.  Для  них  это,  может  быть,  музыка.

         Раз  я  в  палатке  разжёг  костёр.  Примус  шумит.  Я  ничего  не  замечаю.

         Хотел  выйти  из  палатки  и  не  смог:  у  входа  столпились  пингвины,  слушают  примус.  Я  чай  согрел  и  выключил  примус.

         Пингвины  закричали,  загалдели.  Хотят  ещё  послушать.

         Я  им  примус  просто  так  зажигал – пусть  слушают.

 

         Вопросы  и  задания.

  1. Объясни,  почему  автор  назвал  рассказ  «Любопытные»?
  2. Как  ты  думаешь,  с каким  чувством  описывает  автор  пингвинов?
  3. Наблюдал  ли  ты  когда-нибудь  «любопытных»  животных? 

Певец  и  его  крылья                                                   3 класс,  4 четверть

 

         Был  будний  день.  В  сарае  стучал  молоток,  буль-буль-буль-кал  на  плите  пузатый  горшок,  а  дым  из  дымохода  не  спеша  направлялся  прямо  в  небо.

            В  этот  день  у  маленькой  невзрачной  птички,  которая  свила  себе  гнездо  на  дереве  у  окна,  из  яйца  вылупился  птенец.  Обрадовалась  птица  и  начала  петь,  да  так,  что  молоток  замолчал,  а  хозяин  вышел  из  сарая,  и  горшок  престал  булькать,  и  в  окне  показалась  голова  хозяйки.  Даже  дым,  казалось,  уже  не  спешил  в  небо,  а  остановился  над  домом  и  прислушался.

         Удивлённые,  замерли  соседи.  Один – с  пустым  ведром,  за  водой  не  дошёл,  другой  с  ложкой  в  руке – он  как  раз  обедал,  да  так  и  застыл,  не  донёс  ложку  до  рта.

         Голос  у  соловья,  как  серебряный  колокольчик.  Послушаешь  его – и  хорошо  становится  на  душе.  Сосед,  который  с  ложкой,  в  тот  день  вовсе  позабыл  про  обед,  а  другой,  что  с  ведром,  взял  да  и  натаскал  воды  всем  соседям.  Пузатый горшок  в  этот  день  сварил  такую  кашу,  что  прохожие  за  воротами  останавливались  от  одного  её  запаха  и  слюнки  глотали.  А  молоток  в  сарае  сам  принялся  отстукивать  весёлую  дробь,  и  колёса  получались  одно  лучше  другого.  Даже  дым  выписывал  в  небе  удивительные  кренделя  и  баранки.

 

Вопросы  и  задания:

  1. Чему  обрадовалась  птичка?
  2. Как  подействовала  песня  соловья  на  окружающих?
  3. Какие  необычные  события  произошли  в  этот  день?  Почему?
  4. Определи  жанр  произведения.

 

                                                                                                           3 класс,  3 четверть

                                               ВЕРНОСТЬ

         Один  языческий  царь  призвал  к  себе  христианского  епископа  и  потребовал,  чтобы  он  отказался  от  своей  веры.  Но  епископ  кротко  и  спокойно  ответил: 

«Я  не  могу  этого  сделать».  Царь  в  гневе  воскликнул:  «Разве  ты  не  знаешь,  что  твоя  жизнь  в  моей  власти?  Одно  моё  слово  –  и  тебя  не  будет  на  свете».   «Я  знаю  всё  это,  –  отвечал  епископ.  –  Но  позволь  мне  предложить  тебе  один  вопрос.  Представь  себе,  государь,  что  вернейший  твой   слуга  попал  в  руки  твоих  врагов.  Они  всячески  старались  заставить  раба  изменить  тебе.  Но  он  остался  непоколебим  в  своей  преданности  и  верности  тебе.  Тогда  враги  твои,  сняв  одежды  с  раба  того,  прогнали  его,  надругавшись  и  насмеявшись  над  ним.  Теперь  скажи,  государь:  когда  раб  тот,  поруганный  и  обнажённый  за  верность  своему  царю,  вернётся  к  тебе,  –  не  вознаградишь  ли  ты  его  честью  и  славою  за  поругание  и  не  дашь  ли  ему  одежды  лучше  прежней?» 

         «Конечно  так!  –  отвечал  царь,  –  но  к  чему  ты  это  говоришь?»  Тогда  благочестивый  епископ  сказал:  «Царь,  ты  можешь  снять  с  меня  земную  одежду,  то  есть  лишить  меня  этой  жизни!  Но  Господь  мой  облечёт  меня  в  новую,  лучшую  одежду  в  Своём  Небесном  Царстве». 

         Выслушав  это,  царь  задумался,  потом  отпустил  епископа  и  больше  не  стал  требовать,  чтобы  он  отрёкся  от  Христа.

 

  • Чего  хотел  добиться  языческий  царь  от христианского  епископа?  

 

  • Как  вы  понимаете  слова  епископа:  «Царь,  ты  можешь  снять  с  меня  земную  одежду,  но  Господь  облечёт  меня  в  новую»?

 

  • Почему  языческий  царь,  выслушав  епископа,  отпустил  его?

или

  • Как  вы  думаете,  о  чём  мог  задуматься  царь?

 

                                                                          3  класс,  низкий  уровень

                                      Лесная  сказка          

         Трудно  найти  человека,  который  бы  не  любил  бывать  в  лесу,  собирать  грибы,  ягоды,  лекарственные  растения.  Да  и  лес  радуется  человеку:  кланяются  своими  красивыми  головками  цветы,  мягким  бархатным  ковром  стелется  под  ноги  травка.  Как  зачарованные  смотрим  на  эту  красоту!  Так  и  хочется  взять  что-нибудь  на  памятью  но  не  стоит  ломать  дерево  или  срывать  цветы.  Лесную  сказку  всё  равно   не  вынесешь,  а  только  разрушишь  её.  Сломанное  деревце  засохнет,  сорванные  цветы  завянут.  Разрушить  всегда  легче,  чем  создать:  посадить  новое  дерево,  вырастить  цветы,  сад.

         В  лесу  можно  найти  удивительное  богатство.

 

– Почему  текст  называется  «Лесная  сказка»?

– Какие  чувства  выразил  автор  в  этом  тексте?

 

     3 класс,  высокий  уровень 

  (читать  про  себя,  с  плотно  сжатыми  губами)

 

                                      Город  будущего

         Нежные  утренние  лучи  солнца  коснулись  цветка.  Лепестки  дрогнули  и  начали  медленно  раскрываться.  В  цветке  спала  Дюймовочка…  Это – в  сказке.  А  теперь  представь:  солнце  осветило  спящий  город.  Крыши  домов  раскрылись,  как  цветы.  И  лучи  солнца  наполнили  комнату.  Можно  загорать,  на  выходя  из  дома.  Но  вот  ветер-шалун  пригнал  тучи.  С  первыми  каплями  дождя  крыши  закрылись.

         А  это  уже  не  сказка.  Киевские  архитекторы  придумали  стадион,  крыша  которого  напоминает  цветок.  И  в  зависимости  от  погоды  крыша  будет  закрываться  или  открываться.

          Если  спросить  архитекторов,  что  такое  Город  Будущего,  они  ответят:  это  город,  который  устремлён  в  небо,  он  растёт  ввысь,  как  могучее  дерево.

         Закрой  на  минутку  глаза  и  представь  себе  ёлку – высокую-высокую,  до  самых  облаков.  А  на  ветках  её  не  шарики  и  не  шишки,  а  разноцветные  домики – круглые,  овальные,  домики-кубики.  Это,  конечно,  не  живая  ёлка,  а  созданный  архитекторами  проект  дома-«ёлки».  Его  ствол  будет  сделан  из  лёгкого  прочного  железобетона.  А  внутри  ствола  будут  ездить  лифты.  Архитекторы  долго  ломали  головы,  как  сделать  так,  чтобы  очень  высокий  дом  стоял  на  земле.

 

– Какие  города  будут  в  будущем?

– Какие  дома  предлагают  строить  архитекторы?

– Каким  ты  представляешь  себе  город  будущего?

 

                                                                                                       

                                                                                            

2 класс,  4  четверть

 

                                                                                                             И. С. Шмелёв

                                               Светлая  страница

                   Мне  едва  перешло  за  семь  лет.

                Помню  яркое  утро  апреля,  первые  свежие  листочки  чёрной  смородины  в  нашем  саду  и  весёлый  гомон  вылетающих  из  курятника  кур.  Помню  золотистые  клубы  пыли  из-под  метлы  дворника  Гриши  и  далёкие  облачка  в  голубом  небе.

                Отписав  палочки,  я  вырвался  в  сад,  запасся  горсточкой  свежих  листочков  и  забрался  на  крышу  беседки.  Лежал  на  горячем  железе,  на  солнышке,  жевал  «смородинку  и  прислушивался,   как  по  ближним  дворам  играла  шарманка,  мурлыкал  песенку  маляр  на  нашем  дворе  и  знакомый  мороженщик  сладко  выкрикивал:

                – Мо-ро-же-но-е…  хо-ро-ше-е!..

                С  нетерпением  поджидал  Ваську.  Это  был  мой  первый,  что  называется,  закадычный  друг,  сын  сапожника  Прохора  из  подвального  этажа.  Он  был  на  два  года  старше  меня,  играл  в  бабки  с  левой  руки  и  ничего  не  боялся.  Без  сапог  и  картуза  он  мог  сбегать  через  всю  Москву  за  голубями.  Он  ловко  умел  «чикать»  змеи,  шнырять  по  крышам  и  чердакам,  добывать  кости  и  гвозди  на  покупку  мороженого.  Я  его  считал  могущественным.

                Итак,  я  поджидал  Ваську.  Но  до  обеда  он  вряд  ли  вырвется.  Прохор  с  Поста  приставил  его  к  делу – сучить  дратву,  и  Васька  с  горечью  сообщил  мне:

                – Теперь  капут.  Отец  меня  пришпандорил.

 

– Какие  воспоминания  детства  остались  в  памяти  автора?

– Почему  память  сохранила  эти  воспоминания  на  всю  жизнь?

– Какие  слова  из  текста  говорят  о  том,  что  детство  Вани     было  радостным?  

 

                                               Не  убей!

         У  дяди  Лёни,  старого  лесоруба,  всегда  были  сторожевые  собаки.  Живёт  такая  у  него,  исправно  лает,  ест  хлеб  и  разные  остатки  еды,  а  потом  становится  старой.  Дядя  Лёня,  как  толко  заметит,  что  она  не  только  кости,  но  и  хлеб  с  трудом  грызёт  (зубы  совсем  сточились), – выносит  двустволку,  заряженную  крупной  дробью,  и  зовёт  к  себе  пса.  Когда  пёс  садится  ним,  понурый,  со  слезящимися  глазами,  он  говорит  примерно  так:

         – Ну  что,  Буян?  Мне  ты  теперь  не  нужен,  да  и  сам  ты  себе  в  тягость…  ты  ведь  не  человек,  а  собака.  Человека  убивать  нельзя,  а  тебя  можно.  Некогда  мне  за  тобой  ухаживать,  кормить  с  ложечки…

         Он  прицеливается  и  стреляет  псу  прямо  в  голову.  Промаха  не  бывает.  Затем  тащит  его,  бездыханного,  волоком  к  лесу  и  спихивает  в  овраг…  Через  день-другой  в  будке  убитого  пса  появляется  щенок.

         Мальчик  Юра,  который  жил  в  том  же  селе  за  два  дома  то  лесоруба,  услышал  всё  это  от  своей  бабушки.  Говорилось  это  как  раз  по  тому  случаю,  когда  дядя  Лёня  раздумывал  над  судьбой  очередного  своего  верного  сторожа.  Это  был  добрый  пёс  неизвестной  породы  по  имени  Малыш,  хотя  он  был вовсе  не  маленький,  а  большой.

         – И  что  творит  человек? – ворчала  бабушка. – Служил-служил  ему  пёс…  Ну  состарился,  так  что  же,  и  куска  хлеба  жаль  для  старика?  Возьми  щенка,  а  старого  сохрани,  тварь  Божию…  Вот  ведь  не  сегодня-завтра  застрелит  Малыша!

         Юра  так  и  подпрыгнул  на  табуретке,  услышав  это.  «Малыша?  Это  которому  я  то  хлебца,  то  колбаски  носил?  Он  ведь  добрый!  Возьмёт  всё,  съест  аккуратно  и  ещё  руки  полижет…  Спасибо,  мол».

         Задумался  Юра.  И  вдруг  решил:  «Пойду  и  приведу  Малыша  к  себе».  Он  взял  кусок  хлеба  и  побежал  к  дому  дяди  Лёни.  Вот  и  ворота,  они  открыты…  но  что  это?  картина,  которую  увидел    мальчик,  потрясла  всё  его  существо.  Малыш  сидел  посреди  двора,  склонив  добродушную  морду  набок,  явно  ничего  плохого  не  подозревая,  а  дядя  Лёня,  стоя  на  верхней  ступеньке  крыльца,  наводил  на  пса  стволы  дробовика…

         Как  потом  рассказывала  Юре  бабушка,  которая  пошла  за  ним  следом, – он  вбежал  во  двор  и  сильно  толкнул  старого  лесоруба.  Раздался  оглушительный  выстрел,  над  крыльцом  поплыло  облако  дыма – дробь  врезалась  в  стену  сарайчика,  а  пёс  остался  сидеть  как  сидел,  с  любопытством  глядя  на  происходящее.  Но  Юра  так  переволновался,  что  упал  без  сознания.  Дядя  Лёня  вместе  с  бабушкой  принесли  его  домой.  Когда  его  положили  на  постель,  он  очнулся  и  спросил:

– Где  Малыш?

– Да  где  ему  теперь  быть? – отвечала  бабушка, – у  нас  на  дворе.  Дядя  Лёня-то  сказал:  «И  чего  это  раньше  не  спросили?  Отдал  бы  я  вам  Малыша.  Не  надо  было  бы  и  за  ружьё  браться!»  а  ты  ,  Юра,  у  нас  мальчик  смелый  и  добрый.  Господь  таких  любит.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top