Д и к т а н т ы 1 класс
1. Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза.
Сиди, Саша, всегда в шкафу за то, что ты трус. (33 слова) Л. Толстой
2. У учительницы
За дверью Маруся и Верочка с красивыми листьями. Девочки пришли навестить больную учительницу. Она лежит в постели третью неделю. Рада гостям! (23 слова)
3. Жители дома
Осенью мы часто топили печку. У огонька устраивались кот Вьюнок и ручной зайчик Ушастик. Птенчик Чир любил сидеть над дверью. (22 слова)
Г. Скребицкий
4. У нас есть маленькие враги. Это бабочки, жуки и разные насекомые. Они едят листья, траву. Часто портят корни деревьев. Выручают нас птицы. (22слова) В. Бианки
5. Большой белый гусь зашипел и вытянул шею. Потом захлопал крыльями и ударил Наденьку. А маленький гусёнок больно ущипнул её. Вот какие гуси драчуны и кусаки! (25 слов) Б. Емельянов
6. Папа и мама любили животных. Жили в доме собака Джек и рыжий кот Мурзик. Часто бывали ежи и зайчата. Зверьков я приносил из леса. (24 слова) Г. Скребицкий
7. От ежей есть и польза, и вред. *Они едят вредных жучков, слизней. Но ежи разоряют птичьи гнёзда. Они могут навредить маленьким зайчатам.
(22 слова) И. Акимушкин
8. Ребята работали. А Петя сел на ступеньку и сидит. Кошке песню поёт. *Потом услышал ребячьи крики и помчался к друзьям. Давно пора.
(22 слова) В. Голявкин
Задания к диктантам 7, 8:
- В словах предложений (*) подчеркнуть буквы парных по звонкости-глухости согласных, которые не являются орфограммами; подчеркнуть буквы, которые это подсказали.
2. После слов с выделенными буквами обозначить их звуки.
3. Подчеркнуть Ь, если он разделительный.
9. Была зима. Выпал пушистый снежок. Во дворе дети лепили снеговика. У Зины лопатка. У Миши санки. Дети катались с горки. Миша упал в сугроб. Всем весело. Хорошо зимой! (28 слов)
10. Свободный диктант
Осень. Давно исчезли стрижи. Они всегда отправляются в путь первыми. Последними улетают грачи, жаворонки, скворцы, утки, чайки.
11. У Даши и Гриши Житиных дача у деревни Ольгинки. Рядом с дачей чудесная берёзовая роща, речка Теча и озеро Светлое. Дети часто ходят в рощу. Мальчики ловят в озере щук. Хорошо летом! (32 слова)
12. Купила мать слив и хотела дать детям после обеда. Ваня никогда не
слив. Очень хотелось съесть. В комнате никого не было. Мальчик не удержался, схватил одну сливу и съел.
За обедом отец спросил, не съел ли кто одну сливу. Ваня покраснел как рак … – Как вы думаете, что произошло дальше? (дописываем окончание)
В лесу. 2 класс I четверть.
День был жаркий и ясный. Игорь и Женя пошли на речку. За рекой ельник. Мальчики сели на большой пень. Кругом тишина. Только звонко поют птицы. Вдруг Женя слышит шорох. В кустах был ёжик. (36 слов)
1. В словах I предложения подчеркни гласные буквы.
2. В VI предложении подчеркни главные члены. Обозначь ударение.
3. Раздели на слоги и для переноса: мальчик (… букв, … звуков), Юра, лес.
У окна на столе стакан с водой. В стакане чудесные душистые цветы. Это лесные ландыши. Люба и сестра Ольга ходили в рощу. В лесу они нарвали цветов. Сёстры часто меняют водичку. Цветы хорошо пахнут. Пчела села на цветок. Она пьёт сладкий сок. (42 слова)
1. В словах I предложения подчеркни согласные буквы.
2. В VI предложении подчеркни главные члены. Обозначь ударение.
3. Раздели на слоги и для переноса: пальто (… букв, … звуков), пень, ёжик.
- Озаглавить текст (Добрый Чук или Пёс Чук)
У Катюши жили пёс Чук и кошечка Пушинка. У неё родились котята. Кошка ушла. Стал Чук играть с котятами. Малыши влезут ему на спину и пищат. Пёс рад. Вернулась мать и заурчала. Чук уполз под крыльцо. Скучно пёсику без маленьких котят. (41 слово)
Осень.
Пришла осень. Ветер срывает листья с берёз. Часто идёт дождь. С полей убрали хлеб. Сад и огород опустели. В саду сняли душистые яблоки и груши.
На огородах собрали большой урожай овощей. Морковь и капусту убрали в подвал. Засолили огурцы и помидоры. (42 слова)
1. Во II предложении подчеркни главные члены. Обозначь ударение.
2. В словах III предложения подчеркни мягкие согласные.
3. Запиши гласные буквы парами.
Наступила осень. Часто идут дожди. Сильный туман затянул город. С востока дует холодный осенний ветер. Он несёт по аллее парка жёлтые листья. Сизый дымок вьётся из труб. Сороки, вороны прилетели к жилью человека. Воробьи прячутся в мягкие гнёзда. Собака Булька лежит в будке.
(43 слова)
1. В III предложении подчеркни главные члены.
2. В словах IV предложения обозначь ударение. Подчеркни орфограммы
3. К данным словам запиши по 2-3 родственных слова: лес, … ; зима, … .
За окном осень. По небу плывёт большая туча. Дует сильный ветер. Цветы вянут. Дорожки в саду покрыты жёлтыми листьями. Во дворе, на улицах грязь и лужи. Улетают грачи на юг. Вечером журавли кружили над селом. Они прощались с родными местами. Ребята ждут снега и мороза.
(45 слов)
1. Во II предложении подчеркни главные члены.
2. В словах V предложения обозначь ударение. Подчеркни орфограммы
3. К данным словам запиши по 2-3 родственных слова: ход, … ; рыба, … .
Зимний вечер. 2 класс, II четверть
На дворе сильный мороз. Метёт метель. А дома очень тепло. В печке тлеют угольки. Бабушка вяжет носочки. Ольга читает сказки. Маленький Юрик слушает. Кот Пуська лёг спать в уголок. (31 слово)
В лесу.
Трещит на морозе ель. Медведя в лесу не видать. Спит в берлоге мохнатый зверь. Рыщет голодный волк. Тихо скрипнула дверь избушки. На крыльцо вышел лесной сторож Илья. (29 слов)
Зимой.
Ясный день. Дети взяли лыжи и коньки. Они пошли гулять во двор. Яша сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. На крыльце лежит Шарик. Собачка ждёт Яшеньку. (29 слов)
Зима в лесу.
Пришла зима. Ударил сильный мороз. Толстый лёд сковал речку. Снег укрыл пеньки и кусты. Снежные шубки надели сосны. Не ветках кедра пушистый шарф. Вот сугроб. Там спит медведь. (31 слово)
Зимой в лесу.
Наступила морозная зима. Я иду по тропе. Пушистый заяц прыгнул на поляну. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу. Я сыплю в кормушку разные семена. Птички клюют их. Зимой птицам нужна забота. (35 слов)
Оляпка.
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот оляпка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.
Зима. (36 слов)
Пришла зима. Выпал лёгкий пушистый снежок. Он покрыл белым ковром поля и леса. Трещат лютые морозы. Мороз затянул пруд льдом. Школьники полили водой горку, размели каток. На катке шум и веселье. Вот покатил на коньках Юра. Илья и Вася едут с горы на салазках. За ними бежит собака Дружок. Весело детям зимой! (53 слова)
В лесу. 2 класс, III четверть
Мы идём в лес. Скрипят клесты. Свистит иволга. Пышным ковром лежит мох. Стриж строит гнездо. К ручью бежит зайчик. Ручеёк даёт чистую воду людям и животным. В лапах сосны мелькает пушистый хвост белочки. Лес проснулся. (35 слов)
1. Поставь ударение в словах 1 и 2 предложений.
2. В словах 5 – 8 предложений подчеркни буквы, которые можно проверить.
Обозначь корни.
3.* К слову чистая (вода) подбери слова, близкие по смыслу. (прозрачная, хрустальная, незамутнённая, чистая, как слеза).
Весна в лесу.
Хороша весна в лесу! Ярко светит солнце. Растаял последний снежок. Стрелочки зелёной травки прорезали землю. Весенний ветерок торопит облака.
У реки слышна чудесная трель соловья. Смолой запахли душистые почки. Выглянул голубенький подснежник. Оттаял муравейник под сосной. У ели резвятся бельчата. Весёлый лес весной. (46 слов)
Вот и весна на дворе. Весеннее солнце пригрело землю. Снег на полях потемнел. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят воробьи. С пригорка побежали звонкие ручьи. Лужи по ночам ещё замерзают. Ветки ивы покрылись пушистыми барашками. Зацвели подснежники. Вернулись на свою родину журавли. Прилетели грачи и вьют гнёзда. (47 слов)
В горах.
Хорошо весной в горах. На зелёных склонах пестреют ранние цветы. Они тянут свои головки к солнышку и жадно пьют его лучи. Выпрямились пучки сухих трав. Вот из серых скал выползла туча. Посыпался колючий снег и град. Выплыло солнце. Запели птицы. Цветы раскрыли свои вазочки. Весело зажужжали пчёлы. (49 слов)
Летом в деревне.
Наше село Садовое стоит у речки Увельки. За селом леса. На дороге пыль. Это идёт стадо в деревню. Тут и наша коза Белка. Звонко лают Шарик и Барбос. Шарик бурый и лохматый, как медведь. А Барбос белый и пушистый, как заяц. Собаки пасут овец и коз. (49 слов)
Пришла весна. Тепло. Растаяли снега. По небу плывут лёгкие облака. На деревьях кричат грачи. Прилетели с юга весёлые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Илья и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьёв и лай Жучки. (38 слов)
- Озаглавить текст. Дополнить его ещё одним предложением на данную тему.
- Подчеркнуть главные члены предложения, надписать части речи:
I в. – в IV предложении, II в. – в VI предложении.
3. Выписать из текста любой глагол (I в.), любое существительное (II в.) во
множественном числе, рядом записать это же слово в единственном числе.
Осень в лесу (входной диктант) 3 класс
Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр шуршит под ногами. А сколько грибов появилось в лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. (43 слова)
1. В словах 6-ого предложения поставь ударение. Подчеркни все орфограммы.
2. Запиши по 2 слова:
- с безударной гласной, проверяемой ударением; приписать проверочное слово;
- с непроверяемой безударной гласной;
- с разделительным мягким знаком.
Обозначь орфограммы графически.
3. Выполни звукобуквенный разбор слова медь.
Осень 3 класс, 1 четверть
Дует холодный ветер. С деревьев облетают последние листья и шуршат под ногами. В лесу весело свистят дрозды. Они клюют сочные ягоды рябины. Клесты ищут сосновые шишки. (27 слов)
Прощание с осенью
В октябре стоит ненастная погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью дождь перестал. Выпал первый снег. Всё вокруг стало нарядным. На берёзу прилетели две вороны. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (47 слов)
Друзья
Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. По горой течёт речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они пололи морковь. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.
(44 слова)
Осень.
Холодная стоит осень. Птицы улетели зимовать в тёплые края. Часто льёт дождь. Тишина в осеннем лесу. Только ветер шуршит сухими листьями и поёт. Под эту песню заснут до весны лесные жители.
По небу плывут хмурые тучи. Скоро землю укроет белый пушистый снег. Наступит зима. (45 слов)
1. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь ударение.
I в. – во II предложении; II в. – в VII предложении.
2. В словах III предложения подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
3. Запиши буквы, перед которыми пишется разделительный Ь. Запиши по 1 примеру на каждую букву.
4. Запиши 3 слова с двойными согласными, деля их для переноса.
Лес ждёт зиму.
Уходит осень. Первые зимние морозы ещё шагают по чужим краям. Скоро они зайдут и в наши леса. Дует сильный ветер. Он срывает листья с деревьев и кустов. Кричат в лесу сойки. Идёт мелкий дождь. Устал шлёпать по грязным тропкам заяц. Лес ждёт мороза, прихода русской зимы. (49 слов)
1. Вo II предложении подчеркни главные члены. Обозначь ударение.
2. В словах III предложения подчеркни мягкие согласные.
3. Запиши парные согласные.
Хозяйки.
Был тёплый летний день. Девочки вышли в сад. Там играли дети. У Лизы Ивановой нож. Она чистит картофель и лук. На обед Лиза сварит суп. Юля Чижикова льёт воду в таз. Она стирает платье для куклы. У Насти маленький утюг. Настенька будет гладить юбочку для зайчихи. (47 слов)
1. Вo VI предложении подчеркни главные члены.
2. В словах VII предложения поставь ударение. Обозначь орфограммы графически.
3. Разбери по составу слова: мосты, садик, берёзка, повар.
Идёт зима. (по теме «Парные согласные)
Ночью выпал первый снег. Он мягкий белый пушистый. На берёзках и дубках снежные хлопья. Надеваю пальто, шапку, варежки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугроб. Беру лопатку и с радостью чищу дорожку. Скользко! Под снежком гладкий лёд. (43 слова)
1. В I предложении подчеркни главные члены.
2. Разбери по составу слова: тропинка, столик, поезд, снег.
3. Запиши 3 слова с парными согласными, припиши проверочные слова. Обозначь орфограммы графически.
Верные следы. 3 класс, II четверть
Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снежком. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались они, стали кричать. Молчит зимний лес.
Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Её следы всегда приведут к жилью. Так научил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли к лесной сторожке. (52 слова)
Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снежком.
Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались они, стали кричать. Молчит зимний лес.
Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Её следы всегда приведут к жилью. Так научил мальчика дедушка Илья. Ребятишки направились по следам и вышли к лесной сторожке. (53 слова)
Зима
Пришла долгожданная зима. Выпал лёгкий пушистый снежок. Он белым ковром покрыл леса и поля. Трещат лютые морозы. Мороз затянул пруд льдом.
Школьники полили водой горку, размели каток. На катке целый день веселье. Вот покатил на коньках Игорь. Илья и Василий мчат с горы на салазках. За ними бежит собачка Вьюнок. Весело зимой! (53 слова)
В Кремле.
Наступили зимние каникулы. Игорь Соловьёв получил билет на детский праздник в Кремль. Он поднялся по красивой лестнице в большой нарядный зал. Там было много ребят. Сердце мальчика забилось радостно. Все школьники водили хоровод вокруг чудесной ёлки.
Но уже поздно. Гаснут огни. Ребята счастливые возвращаются домой. (47 слов)
1. Разобрать по членам и по частям речи:
I предложение; последнее предложение.
2. … по составу: берёзка холодный
поход лесок
сильный рыбка
3. Запиши по 1 слову на каждую непроизносимую согласную.
3 класс, III четверть
Прошли ненастные дни. Отшумели вьюги и метели. Пришла весна. Солнце растопило снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб и прошлогоднюю листву. Появились проталинки. А вот и первые подснежники. Гибкие ветки берёз свесили серёжки. Ива распустила свои нарядные барашки. Солнце льёт на землю свет и тепло. Его лучи освещают всю окрестность. (55 слов)
Здравствуй, весна!
Над полями и лесом светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях пахучие смолистые почки. С юга летят скворцы. Показались первые журавли.
Весело, радостно весной. Выбежал на опушку робкий заяц. Вышел на поляну старый лось. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
(55 слов)
Весна.
Вот и весна на дворе. Снег на полях потемнел. Побежали говорливые ручейки. По ночам ещё замерзают лужи. Яркое солнце светит весь день. Прилетели с юга грачи и вьют гнёзда. Весело поют скворцы. На деревьях набухают смолистые почки. На полях начали весенний сев.
Скоро ученью конец. Школьники с радостью поедут отдыхать в деревню Сосновку. (54 слова)
Весенние деньки.
Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. На голых ветках орешника появились первые цветы. Это серёжки. Свежий ветерок разносит по лесу весенние запахи. Ожила кормилица-земля. Радует слух чудное пение птиц. Быстро кружит в воздухе ласточка. С голубого неба льются нежные звуки серебряного колокольчика. Это поёт звонкоголосый жаворонок. (56 слов)
- Разбери по составу:
проделка повязка утренний берёзки погремушка
последний местечко поспешное развесят говорливый
ухватишь накажет засветит весёлый смотрит
смолистые поляна робкий радостные прогулка
- Подбери прилагательные, противоположные по смыслу:
широкий ручей – … трусливый мальчик – …
старательный ученик – … высокий куст – …
Весеннее утро. (итоговый контроль)
Весна вступила в свои права. Земля нарядилась в цветной наряд. Хорошо ранним утром в лесу. Ночная тьма укрылась в густых ветвях деревьев. Вспыхнул в небе первый луч солнца. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами кружат золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Льётся чудный запах от цветов черёмухи. Береги это хрупкое дерево. Не позволяй ломать красавицу злым рукам. Друг не портит деревья, не ломает ветки. Природу нужно охранять. (73слова)
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В ней сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. (76 слов)
Встреча пернатых друзей.
Весеннее солнце растопило последний снег. Шумные ручьи побежали по дорожкам. Яркий луч весело играет на воде. На пригорках появилась молоденькая травка.
Потянулись с юга птицы. первыми пожаловали вестники весны – грачи. Они поправляют гнёзда на берёзах. Зимой школьники готовили квартиры для гостей. В садах и парках уже висят скворечники. Семья скворцов влетела в свой дворец. Из оконца слышны радостные голоса. Пришёл настоящий праздник весны. (66 слов)
Поздняя весна.
Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца ласкают землю. тепло. Из земли показалась молодая травка. Появились голубые подснежники. На берёзах и тополях набухли почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их зелёные язычки. Хорошо весной! Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады весне. (60 слов)
Подарки.
Стояла тёплая ночь. Самолёты взлетали в небо по расписанию. Ярко светили фонари. Они указывали лётчикам путь на землю.
Голос диктора объявил о посадке на наш рейс. Люди направились к самолёту. Они заняли свои места.
Вдруг подъехал автобус. Из него вытащили огромный ящик. Послышался страшный рёв. В ящике был белый медведь Снежок. Потом вынесли клетку с голубями. Это подарки для далёкой Индии. (61 слово)
Грамматические задания
1. Припиши по 2 слова, для которых даны проверочные слова. Обозначь
орфограмму графически.
Ночь – … , … ; явка – … росы – …
2. Выпиши слова, согласную корня нужно проверить. Обозначь орфограмму
графически.
Изгороди, загородка, загородить, изгородь;
прорубить, рубка, прорубь, перерубили;
редкость, редеющий, редко, проредить, редкий.
3. Закончи склонение существительного волк. Выдели окончания.
И. кто? волк
Р. … волка
… кому? …
…
4.* Спиши пословицу. Подчеркни слова с непроизносимой согласной в корне.
Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Обозначь корень и подчеркни
согласную, которая не произносится.
Счастливым и красивым делает человека любимая работа.
5. Спиши предложение, подчеркни главные члены. Над каждым словом укажи
часть речи. Выпиши словосочетания с вопросами.
С голубого неба льётся песня жаворонка.
6. Разбери слова по составу: прогулка, объяснит, дождливый, показала.
7. Выполни звукобуквенный разбор каждого слова: полёт, вьюнок, ягодка.
8. Разбери каждое слово как часть речи:
(над) полями; укрепит; радостную (песню).