С помощью отдельных слов мы можем только назвать что-то, указать на что-то. Если мы хотим выразить мысль, то из слов надо построить предложение.
Часто нам бывает мало высказать мысль в одном предложении. Мы хотим её продолжить, развить, раскрыть. Делаем это с помощью следующих предложений. В них должно говориться о том, о чём уже шла речь.
¨ Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же
и раскрывается общая мысль, называют текстом.
То, о чём говорится в тексте, – это его тема.
То, что об этом хочет сказать автор, – главная мысль текста.
Тема и главная мысль текста – это стержень текста
(как в детской пирамидке).
Помни!
Не решишь, о чём и что хочешь сказать, – не создашь хороший
текст, как без стержня не соберёшь пирамидку.
Требования к хорошему тексту
- 1. Понятна тема (о чём говорится).
- 2. Ясна главная мысль (что хочет сказать автор).
- 3. Каждое предложение вносит что-нибудь новое: добавляет, объясняет, уточняет.
- 4. В хорошем тексте предложения располагаются по порядку – так, чтобы было понятно, как развивается, продолжается мысль.
Чтобы точно озаглавить текст, сначала спроси себя: о чём
(о ком) в нём говорится, что главное передаёт автор?
Первое предложение особое. Оно как бы открывает дверь в текст, помогает читателю войти и познакомиться с темой, а часто и с главной мыслью.
Последнее предложение обычно показывает: развитие мысли закончилось.
Когда улучшаешь текст, исправляй так:
1) убирай лишние мысли, слова: / / (с. 115)
2) вставляй те, которых недостаёт:
3) меняй порядок предложений, слов: 1, 2, 3, …
Улучшая текст, ты поработал редактором.
А теперь поработай корректором: исправь свои ошибки.
Учимся письменному пересказу
Письменный пересказ текста называют изложением,
потому что в нём излагают мысли автора.
Совет:
Запоминать каждое слово не нужно. Можно излагать мысли по-своему. Но порядок мыслей, точные и особо важные слова старайся сохранить.
– Прочитай и реши: кого ты поддерживаешь в споре?
Однажды текст, предложение и слово поспорили: кто из них главнее для человека?
Текст сказал: «Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль».
Предложение возразило: «Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее».
А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него. Выяснять же, кто человеку нужнее, – только время тратить. Есть и другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять.
Учимся составлять рассказы Учимся писать письмо
Слова-помощники: Части письма:
Дело было … Неожиданно … Обращение ( ! )
Как-то раз … И тут … Сообщение ( . )
Однажды … И вот … Прощание ( . )
Подпись ( . )
У п о т р е б л я й в р е ч и в е ж л и в ы е с л о в а:
здравствуй (те) пожалуйста извините
дорогая поздравляю до свидания
уважаемая желаю до встречи
спасибо благодарю целую
П о м н и о з а п я т ы х :
1. Пожалуйста, 2. При обращении:
… , пожалуйста, … Мамочка, здравствуй!
… , пожалуйста. Добрый вечер, мамочка, я очень по тебе скучал.
Здравствуй, мамочка!
3. Перед союзами а, но: … , а …
… , но …
… , да … (в значении но)
4. Перед некоторыми … , что …
другими словами: … , чтобы …
… , поэтому …
… , потому что … или
… потому, что …
Т и п ы т е к с т о в
Повествование Описание Рассуждение
повествуется, описывается рассуждается.
рассказывается, внешний вид объясняется,
сообщается о человека, животного, доказывается
последовательно событие, что-либо
развивающихся рисуется словами
событиях картина природы
ч т о? г д е? к а к? к а к о й? п о ч е м у?
к о г д а к а к а я?
произошло? к а к о е?
к а к и е?
ключевые слова ключевые слова
г л а г о л ы и м е н а
п р и л а г а т е л ь н ы е
Определи тип текста
1. В лесу рос куст орешника. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветви длинные, гибкие. Вот из-под листа большой орех выглядывает. Да какой орех! Бока круглые, золотистые. Всем орехам орех! …………………………………...
2. Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера серебристой? Землю и Венеру окрашивает их газовая оболочка (атмосфера). У Земли это голубой кислород, а у Венеры плотная, облачная атмосфера, и поэтому издали она кажется серебристой. ……………………………….......
3. Леб…ди стад…м л…тели из х…лодной ст…р…ны в тёплые земли. Д…л…ко внизу с…нела вода, М…л…дой леб…дь л…тел поз…ди всех. Силы его осл…бели, Леб…дь опустился на воду. Море пок…чало его. На в…сток… кр…снела з…ря. Мес…ц и звёзды стали бл…днее. Леб…дь открыл гл…за, взд…хнул, выт…нул шею, взм…хнул крыльями и ……………………………………………………………….
………………………………..
Прочитай. Закончи последнее предложение.
Назови произведение и его автора.
Раздели текст на 3 части, озаглавь его.
Напиши текст по частям, правильно обозначая границы предложений и вставляя пропущенные буквы.