С  помощью  отдельных  слов  мы  можем  только  назвать  что-то,  указать  на  что-то.  Если  мы  хотим  выразить  мысль,  то  из  слов  надо  построить  предложение.     

Часто  нам  бывает  мало  высказать  мысль  в  одном  предложении.  Мы  хотим  её  продолжить,  развить,  раскрыть.  Делаем  это  с  помощью  следующих  предложений.  В  них  должно  говориться  о  том,  о  чём  уже  шла  речь.

 

 

¨     Несколько  предложений,  в  которых  говорится  об  одном  и  том  же

и  раскрывается  общая  мысль,  называют  текстом. 

 

То,  о  чём  говорится  в  тексте, – это  его тема.

То,  что  об  этом  хочет  сказать  автор, – главная  мысль  текста.

Тема  и  главная  мысль  текста – это  стержень  текста 

(как  в  детской  пирамидке).

 

                                      Помни!

Не  решишь,  о  чём  и  что  хочешь  сказать,не  создашь  хороший       

текст,  как  без  стержня  не  соберёшь  пирамидку.

 

Требования  к  хорошему  тексту

  1. 1.     Понятна  тема  (о  чём  говорится).
  2. 2.     Ясна  главная  мысль  (что  хочет  сказать  автор).
  3. 3.     Каждое  предложение  вносит  что-нибудь  новое:  добавляет,  объясняет, уточняет.
  4. 4.     В  хорошем  тексте  предложения  располагаются  по  порядку – так,  чтобы  было  понятно,  как  развивается,  продолжается  мысль.

 

Чтобы  точно  озаглавить  текст,  сначала  спроси  себя:  о  чём

(о  ком)  в  нём  говорится,  что  главное  передаёт  автор?

        

Первое  предложение  особое.  Оно  как  бы  открывает  дверь  в  текст,  помогает  читателю  войти  и  познакомиться  с  темой,  а  часто  и  с  главной  мыслью.

Последнее  предложение  обычно  показывает:  развитие  мысли  закончилось.

 

                   Когда  улучшаешь  текст,  исправляй  так:

1)     убирай  лишние  мысли,  слова:  /     /      (с. 115)

2)     вставляй  те,  которых  недостаёт: 

3)     меняй  порядок  предложений,  слов:  1,    2,   3,  …

                              

Улучшая  текст,  ты  поработал  редактором.

А  теперь     поработай  корректором:  исправь  свои  ошибки.

Учимся  письменному  пересказу

 

Письменный  пересказ  текста  называют  изложением, 

потому  что  в  нём  излагают  мысли  автора.

 

Совет:

Запоминать  каждое слово  не нужно.  Можно  излагать  мысли  по-своему.  Но  порядок  мыслей,  точные  и  особо  важные  слова  старайся  сохранить.

 

– Прочитай  и  реши:  кого  ты  поддерживаешь  в  споре?

Однажды  текст,  предложение  и  слово  поспорили:  кто  из  них  главнее  для  человека? 

Текст  сказал:  «Конечно,  я.  Я  больше  вас.  Без  меня  нельзя  раскрыть  мысль». 

Предложение  возразило:  «Но  ты  состоишь  из  предложений – значит,  я  главнее».

А  слово  не  стало  спорить.  Оно  решило,  что  каждый  школьник  сумеет  постоять  за  него.  Выяснять  же,  кто  человеку  нужнее, – только  время  тратить.  Есть  и  другие  вопросы,  над  которыми  интересно  поразмышлять.

 

Учимся  составлять  рассказы            Учимся  писать  письмо

Слова-помощники:                                   Части  письма:

         Дело  было …                        Неожиданно …            Обращение  ( ! )

         Как-то  раз …                        И  тут …                       Сообщение  ( . ) 

Однажды …                           И  вот …                       Прощание  ( . )   

Подпись  ( . )

 

У п о т р е б л я й    в    р е ч  и     в е ж л и в ы е    с л о в а:

         здравствуй (те)                     пожалуйста                           извините                      

дорогая                                 поздравляю                           до  свидания               

уважаемая                            желаю                                    до  встречи                 

спасибо                                 благодарю                            целую

                                     

П о м н и     о    з а п я т ы х :                         

1.  Пожалуйста,                             2.  При  обращении:

     … ,  пожалуйста,  …           Мамочка,  здравствуй!                     

    … ,  пожалуйста.                  Добрый  вечер,  мамочкая  очень  по  тебе  скучал.

                                                        Здравствуй,  мамочка!

 

3.  Перед  союзами  а,  но:    … ,  а  …

         … ,  но  … 

… ,  да  …  (в  значении  но)

 

4.  Перед  некоторыми                    … ,  что  …

     другими  словами:            … ,  чтобы  …

                                               … ,  поэтому  …

                                               … ,  потому  что  …  или

…  потому,  что  …

 

Т и п ы     т е к с т о в

 

Повествование                              Описание                              Рассуждение

 

повествуется,                                 описывается                                     рассуждается.    

рассказывается,                            внешний  вид                           объясняется,

сообщается  о                        человека,  животного,                    доказывается

последовательно                               событие,                                  что-либо

развивающихся                         рисуется  словами

событиях                                  картина  природы

 

ч т о?  г д е?  к а к?                          к а к о й?                                   п о ч е м у?

        к о г д а                                   к а к а я?

      произошло?                                 к а к о е?

                                                        к а к и е?

 

ключевые  слова                           ключевые  слова

    г л а г о л ы                                 и м е н а

                                               п р и л а г а т е л ь н ы е       

        

                                     Определи  тип  текста

 

1.  В  лесу  рос  куст  орешника.  Листья  у  орешника  крупные,  бархатистые,  ветви  длинные,  гибкие.  Вот  из-под  листа  большой  орех  выглядывает.  Да  какой  орех!  Бока  круглые,  золотистые.  Всем  орехам  орех!         …………………………………...

 

 

2.  Почему  из  космоса  Земля  кажется  голубой,  а  Венера  серебристой?  Землю  и  Венеру  окрашивает  их  газовая  оболочка  (атмосфера). У  Земли  это  голубой  кислород,  а  у  Венеры  плотная,  облачная  атмосфера,  и  поэтому  издали  она  кажется  серебристой.                                                           ……………………………….......

 

 

3.  Леб…ди  стад…м  л…тели  из  х…лодной  ст…р…ны  в  тёплые  земли.  Д…л…ко  внизу  с…нела  вода,  М…л…дой  леб…дь  л…тел  поз…ди  всех. Силы  его осл…бели, Леб…дь  опустился  на  воду.  Море  пок…чало  его.  На  в…сток…  кр…снела  з…ря. Мес…ц  и  звёзды  стали  бл…днее.  Леб…дь  открыл  гл…за,  взд…хнул,  выт…нул  шею,  взм…хнул  крыльями  и  ……………………………………………………………….

………………………………..

Прочитай.  Закончи  последнее  предложение.

Назови  произведение  и  его  автора.

Раздели  текст  на  3 части,  озаглавь  его.

Напиши  текст  по  частям,  правильно  обозначая  границы  предложений  и  вставляя  пропущенные  буквы.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top