Большая  буква  в  начале  предложения. 

     Знаки  препинания  в  конце  предложения.

  • Напиши  предложение  правильно. 

            Придумай  или  выпиши  из  книги  предложение  с  таким  же  знаком.

          Выпал  пушистый  снег .   Дети  рады  зиме .

 

 

2.  Пропуск  или  замена  буквы.

  • Напиши  слово  правильно,  деля  на  слоги.  Подчеркни  букву,  которая  была  пропущена.  Запиши  2  родственных  слова:

          зем-ля,  зем-ли-ца,  зем-ля-ной.

 

3.  Перенос  слов.

  • Напиши  слово,  правильно  деля  для  переноса.  Запиши  ещё  2  слова:

            оси-на        чай-ка        с  ружь-ём          осен-ний              за-кричал

          за-пою       конь-ки       подъ-езд                                          город-ской

 

4.  Ь – показатель  мягкости  согласного  звука.

  • Напиши  слово  правильно  и  ещё  2  слова  с  данной  орфограммой:

         конь,  лось,  сеть;                  письмо,  мальчик,  коньки.

 

5.  Гласные  после  шипящих:  жи,  ши,  ча,  ща,  чу,  щу.

     Буквосочетания:  чк,  чн,  нч,  щн,  рщ,  чт,  ст,  сн.

  • Напиши  слово  правильно  и  ещё  2  слова  с  данной  орфограммой:

Лы ж иж и вёт,  ж и раф;                 речка,  тучка,  ночка.

 

6.  Большая  буква  в  именах  собственных:

  • имена,  отчества,  фамилии  людей:  Илья  Ефимович  Репин;
  • клички  животных:  корова  Зорька;
  • географические  названия:  город  Челябинск.

 

7.  Безударные  гласные:  А,  О,  Е,  И,  Я:

а)   проверяемые  ударением.

  • Напиши  1-2  проверочных  слова,  затем  проверяемое  слово. 

            Обозначь  орфограмму  графически:

стра́ны – страна́́́́́́́́́́                           (изменили  форму  слова)

зи́мушка,  зи́мний – зима́́      (подобрали  родственные  или  однокоренные   слова)

б)   непроверяемые.

  • Напиши  слово  верно  и  ещё  2  родственных  слова:

          го́́род,  городо́́́к,  городско́́́́́й.

 

8.  Парные  звонкие  и  глухие  согласные: Б       В       Г       Д       Ж      З

П      Ф      К       Т       Ш     С.

  • Запиши  1-2  проверочных  слова  затем – проверяемое  слово. 

            Обозначь  орфограмму  графически:

 

Дуб ы,  дуб ок – дуб;              сказ очка,  сказ ать – сказка. 

 

9.   Двойные  согласные.

  • Напиши  слово  верно  и  ещё  2  слова  с  данной  орфограммой:

            Обозначь  орфограмму  графически:     а)  касса,  аллея,  Анна.                

 

б)  рассказ,  подделать,  вверх;      длинный,  осенний,  туманный.

 

10.  Непроизносимые  согласные:  Л,  Д,  Т,  В.

  • Напиши  1-2  проверочных  слова,  затем  данное  слово.

            Обозначь  орфограмму  графически:  мест о,  мест ечко – местность  (стн);                                                                 прекрас е н – прекрасный  (сн).

11.  Разделительный  Ь. 

  • Напиши  слово  правильно  и  ещё  2  слова  с  данной  орфограммой.

            Обозначь  корень  и  орфограмму  графически:  соловь и,  ружь ё,  вь ют.

Запомни!  Разделительный  Ь  пишется  в  корне  после  согласных  перед  гласными 

                      Е,  Ё,  И,  Ю,  Я.       

 

12.  Разделительный  Ъ.

  • Напиши  слово  правильно  и  ещё  2  слова  с  данной  орфограммой.

            Обозначь  орфограмму  графически:  в ъ езжать,  под ъ ём,  об ъ явить.

Запомни!Разделительный  Ъ  пишется  после  приставок,  которые  оканчиваются  на  

                     согласную,  перед  гласными  Е,  Ё,  Ю,  Я.

 

13.  Гласные  и  согласные  в  приставках.

  • Напиши  слово  правильно  и  ещё  2  слова  с  данной  приставкой.

            Обозначь  орфограмму  графически:  полете́́́́л,  понёс,  … ;  обклеил,  обсох,  …  .

 

14.  Слитное  написание  приставок.

  • Напиши  слово  правильно  и  ещё  2  родственных  слова  с  другими  приставками.

            Обозначь  орфограмму  графически:  пришёл,  ушёл,  перешёл.

 

15.  Раздельное  написание  предлогов  (орфограмма – пробел),

  • Напиши  слово  с  предлогом.  Вставь  между  предлогом  вопрос  или  слово:

          с  радостью,      с  (какой?)  радостью,                  с большой  радостью.

Запомни!  Предлог – это  часть  речи  и  с  другими  словами  пишется  раздельно.

        У  глаголов  нет  предлогов! 

 

16.  Предлог  с  местоимением.

  • Напиши местоимение  с  предлогом  раздельно  и  ещё  2  примера:

            к  ней,  с  ней,  за  ней.

 

17.  Частица  НЕ  с  глаголом.

  • Напиши  глагол  с  частицей  НЕ  раздельно  и  ещё  2  примера:  не  знаю,  не  писал, … 

 

Запомни!  Частица  НЕ  с  глаголом  пишется  раздельно.

            Глаголы-исключения,  которые  без  НЕ  не  употребляются:

            недомогать                          негодовать              недоумевать

            нездоровится                      ненавидеть              неволить  …

18.  Сложные  слова.

  • Напиши  слово  правильно  и  ещё  2  примера. 

      Обозначь  корни  и  орфограмму  графически:  теплоход,  лежебока,   мелководье.

19. Правописание  гласных  в  суффиксах.

  • Напиши  слово  правильно  и  ещё  1-2 примера. Обозначь  орфограмму  графически ( ^ ).

Запомни!            -ек,   -чек,   -очек – Е  «убегает»; 

-ик,  -чик,  -ник   – И  не  «убегает»:

     измени  слово  по  команде  вопроса:  нет  кого?  (чего?)

  • (нет)  замоЧКа – замочЕк              (нет)  ключИка – ключИк
  • -ецм. р.:  братЕц,  молодЕц    -иц – ж. р.:  умнИца,  мельнИца
  • -ок – под  ударением:  крючОк     -ек – без  ударения:   челове́́чЕк

                      сапожОк                                        карма́́́́́́шЕк

  • -оньк – после Г, К, Х:лёгОнький,  плохОнький
  • -енькв  остальных  случаях:  тёплЕнький,  рыжЕнький       

 

20.  Ь  на  конце  существительных  после  шипящих:  Ж,  Ш,  Ч,  Щ.

  • Напиши  слово,  доказывая  орфограмму.  Запиши  ещё  1  пример:

рожь  (она,  моя,  ж. р.),  товарищ  (он,  мой,  м. р.).

 

21.  Правописание  безударных  падежных  окончаний  имён  существительных.

  • Выпиши  словосочетание.  Поставь  существительное  в  начальную  форму.

Определи  склонение.  Проверь  существительным  с  ударным  окончанием:

жил  (в  чём?  где?)  в  деревн Е  –  I скл.,  проверяю:  в  стран Е .  

Запомни!  После  шипящих  и  Ц  в  окончаниях  существительных  пишутся  гласные:

 под  ударением  О́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́:         со  свеЧ О́й  –  над   роЩ Ей                   

   без  ударенияЕ:          за  отЦ О́м  –  под сердЦ Ем

 

22.  Правописание  безударных  окончаний  имён  прилагательных.   

  • Запиши  прилагательное  вместе  с  существительным,  которому  оно  подчиняется. 
  • От  существительного  задай  вопрос  к  прилагательному.
  • По  окончанию  вопроса  узнай  окончание  прилагательного:

к  лесу (как О́́́му ?)  да́́льн Ему  (у вопроса  окончание  -О́́́́му,  у  прилагательного  -Ему).

Запомни!   Окончания    прилагательных  проверяй  вопросами.

Окончания  вопросов  всегда  ударные.

 

23.  Правописание  безударных  личных  окончаний  глаголов.

  • Напиши  глагол,  задавая  к  нему  вопрос.  Поставь  его  в  неопределённую  форму.

Обозначь  суффикс  перед  окончанием  -ТЬ.  Определи  спряжение  глагола  и  гласную 

в  окончании:

(что  делает?)  чита Ет  –  н. ф.  (что  делать?)  читАть  ( I  спр.)

(что  сделает?)  постро Ит  –  н. ф.  (что  сделать?)  построИть  ( II  спр.)

                                    

24.  Ь  в  окончаниях  глаголов  II  лица.

  • Напиши  глагол,  определи  лицо.  Приведи  2  примера  с  этой  орфограммой:

 

ид ёшЬ  (гл.  II  л.),  молч ишЬ ,  раду ешЬ ся

 

25.  Правописание  –ТСЯ,  –ТЬСЯ  в  глаголах.

  • Напиши  глагол,  докажи  написание  -ТСЯ  или  -ТЬСЯ  вопросом:

     мальчик  (что  (с) делает?)    (ис)купается  ( III  л. );

          хочет       (что  (с) делатЬ?)  (ис)купатЬся  ( н. ф. ).

 

26.  Правописание  окончаний  глаголов  прошедшего  времени.

Запомни!  Глаголы  прошедшего  времени  в  единственном  числе  изменяются  по  родам.

Делай  так:  ( она́́́́  что  делал а ? )  свети́́́л  а– ж. р.

                   ( оно́́́́́́  что  делал о ? )   свети́́́́л о – ср. р.

 

27.  Правописание  суффиксов  глаголов  прошедшего  времени.

Запомни!  Перед  глагольным  суффиксом  -Л-  пишется  та  же  гласная,  что  и  в  неопределённой  форме.  Написание  непроверяемой  гласной  смотри  в  орфографическом  словаре.

Делай  так:  Н. ф.  думать   –   думал                Н. ф. обидеть  –  обидел

                 Н. ф.  строить  –  строил              Н. ф.    таять  –     таял

 

28.  Правописание  наречий.

  • Напиши  наречие  верно  и  ещё  2  примера:  а)  вверху, снова,  задумчиво

Запомни!  У  наречий  нет  предлогов!

         б)  влевО  (в  окн О́́́́  )       направО  (на  окн О́́  )                 зановО  (за  окн О́́́́́  )

             справА  (с  окнА́́́  )      дочистА  (до  окн А́́  )                  издавнА  (из  окн А́́  )   

29.  Однородные  члены  предложения.

  • Напиши  предложение.  Обозначь  слово  ( х ),  от  которого  зависят  однородные  члены,

      подчеркни  их.  Начерти  схему:

Сильный  ветер  сорвал  листья с деревьев   и   разметал  их  по дороге. [         =   и   =   ]

 

30.  Сложное  предложение.

  • Напиши  предложение,  подчеркни  грамматические  основы.  Начерти  схему:

В  синем  небе  звёзды  блещут,  в  синем  море волны  хлещут.[                 ]   [                  ]

 

31.  Обращение.

ЗапомниОбращение – это  слово  или  сочетание  слов,  называющее  того,  к  кому  мы 

                      обращаемся.

  • Объясняй  так:

 – Как  тебе,  лентяй,  не  лень  бить  баклуши  целый  день?  (Ян  Бжехва)

 

32.  Прямая  речь.

Слова  какого-либо  лица,  передаваемые  от  его  имени, – это  прямая  речь.

  • Объясняй  так:

а)  Он  сказал  ему:  «Если  хочешь  быть  совершенным,  пойди  продай  имение  твоё,  и  раздай  нищим,  и  будешь  иметь  сокровище  на  небесах;  и  приходи,  и  следуй  за  мной».  (Сельма  Лагерлёф)                    А : « П » .

 

б)  «Вот  оно  что!  Да  ведь  это  король!» – ужаснулся  Нильс  и  даже  съёжился 

под  шляпой.  (С. Лагерлёф)            « П ! » – а .

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top