Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».
У растений корни питают стебли, листья и все другие части, вытягивая из земли питательные вещества.
У человека корень – это родина, где он родился, мать, отец, все родственники, которые жили когда-то и с которыми он живёт сейчас.
А у слов ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ – КОРЕНЬ.
Корень помогает понять смысл слова, определить родство слов.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
– Здравствуй, – говорит один, – я корень, а ты кто?
– Я тоже корень, – отвечает другой.
– Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?
– А я живу в словах, – ответил второй.
– Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
• Что же «вырастает» из корня слова? Читаем тему урока.
Много-много лет тому назад появилось на свете слово ЛЕС. Нашли его люди и думают: «Что же с ним делать?» А слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ЛЕС, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий… И вот выросло большущее дерево! Но необычное: вместо листьев на ветках выросли слова!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть общая часть. Назвали общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.
Запомни: 1. Родственные слова близки по смыслу.
2. Они имеют общую часть.
Общая часть родственных слов называется корнем.
лес лесной
лесок лесник
Корни родственных слов и форм слов пишутся одинаково.
Корень слова – это главная
значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясним умело линию родства –
Однокоренные подберём слова.
(родственные)
Как растут слова
Посадили странный САД: Вот ещё поСАДки рядом.
Не был сад фруктовым, А вот САДовод,
Был он просто словом. С ним САДовник идёт.
Это слово - слово-корень Очень интересно
Разрастаться стало вскоре Гулять в саду словесном.
И плоды нам принесло, В. Измайлов
Стало много новых слов.
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Родственники.
– Здравствуйте! Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётя – Гусеница.
• Родственница ли Гусеница семейству Гуся?
Где слова родные, однокоренные?
Белка, беленький, белить,
водяной, вода, водить,
лист, лиса, лисёнок,
лось, лоскут, лосёнок,
горный, горка, городок,
пёс, песочный и песок,
моряки, морской, моржи,
корень, корневой, коржи,
холод, холмик, холодок,
носик, носит и носок,
семя, семечко, семья,
вдруг, подруга и друзья.
Природа, Родина, народ…
Слова в сознаньи оживают,
Их не случайно корень род
В единую семью объединяет.
Я к влаге бережно приник,
Я пью студёными глотками,
И слово звонкое родник
Одними вспоено корнями!
В этом стихотворении встречаются слова природа, народ, родник. Они близки по происхождению, но не являются однокоренными. Слово природа возглавляет группу родственных слов, куда входят слова природоведение, природный. Слово родник является родственным словам родничок, родниковый.
Род – это не только родные, родственники, это и весь народ. Род к роду – народ. Мы все вместе – народ, который состоит из маленьких и больших родов, дружных и работящих. Как могучая река берёт силу из маленьких ручейков, так и наша страна сильна семьями, родами.
Нам всем нужно изучать традиции своего народа, дорожить ими, беречь свою землю, родной край, потому что мы – частичка всего этого, родного и близкого нам. Все члены вашей семьи имеют свою родословную, свою историю.
– А что такое родословная?
– Какие слова часто встречаются в родословной?
И – Расскажите о своих родословных.
Игра на внимание.
– Подумайте, все ли слова родственные?
1. род, рожь, родня, Родина;
2. род, родня, родич, родимый, родинка, родина;
3. родня, родимый, родник, родство, родильный, природа, родители.
Но ваши семьи не живут обособленно от других: они связаны со многими семьями, с друзьями, с другми людьми, каждый из которых, в свою очередь имеет собственную историю. Значит, история вашей семьи является частью истории страны.
(см. Пед. Университет «Первое сентября». Нач школа, №21, 2006 г., с. 15- 18.
«О родне и родине»)
Почему их так зовут?
Подберёзовик костяника подснежник
земляника четверг черника
малиновка опёнок вторник
пятница кукушка подосиновик
одуванчик вьюнок снегирь
Чужак
Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старушку Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
• Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?
• Почему гости не сразу приметили чужака?
• Не поможете ли вы ему найти своих родственников?
Четвёртое лишнее
• гора, горе, горка, горный;
• село, сельский, односельчане, силач;
• лиса, лисонька, листопад, лисёнок.
Найди родственные слова, докажи их родство. Обозначь корень.
Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой.
Найди родственные слова
Если смеются, смеются дети,
Смешным становится всё на свете.
Если бы дети на целой планете
Все засмеяться сразу смогли,
Вот бы Земля задрожала от смеха.
Детский сад
В лесу открылся детский сад.
Лиса ведёт туда лисят,
Волчица маленьких волчат,
А барсучиха барсучат. С. Егоров
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать. М. Исаковский
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Человеку чай полезен,
Чайник в доме неспроста.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песни просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки. С. Погореловский
Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи.
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи
Вьюги и метели,
Дайте радужной парчи
Для мохнатых елей.
Потрудись, кузнец-мороз,
Скуй ты нам сегодня
Ожерелье для берёз
К ночи новогодней.
Шёл грибник издалека,
А в корзине ни грибка.
Ни единого грибочка,
Только травка да листочки.
Утомился грибничок,
Отдохнуть сел на пенёк.
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
Скворец-отец, скворчиха-мать
И молодые скворушки
Сидели как-то вечерком
И очищали пёрышки.
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его ежиха.
И ребёнок был у них –
Тихий-тихий ёжик.
Без извёстки, без белил
Снег округу побелил.
Смотрит белка из дупла:
– До чего зима бела!
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом.
У них обычаи свои
И муравейник – дом. С. Михалков
Ночь в лесу давно…
Только светит светлячок
Всем, кому темно.
Косарь косил красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Скрываясь от косы его во рву,
Сбегала под откос к малине дикой. А. Прокофьев
Есть у всех животных в Африке жильё.
Разное, конечно, каждому – своё.
У кого – домищи, у кого – домишки,
Нету только дома у одной мартышки! Б. Заходер
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает, гусята ходят гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнёт подходить босиком. В. Берестов
Умные совята
Совята у совушки умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ. И. Котляр
– Га-га-га! – гогочет гусь, –
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Я гляжу – не нагляжусь.
Кто в лесу зубастый самый?
Папа-волк с волчицей- мамой.
А у младшего волчишки
Ещё так себе зубишки.
Куст облепихи оранжев и густ.
Облепихой облеплен облепиховый куст. Ю. Насимович
На заре косарь траву
Косит косой острою широкою. И. Суриков
Для производства футбольных голов
Ноги бывают важнее голов. Я. Козловский
Р е ч к а
Наша Маша каши не любит, кричит: «Не хочу! Не хочу!»
Мама ложку взяла, по каше провела, получилась дорожка. Мама молочник взяла, молока налила, получилась речка.
– Давай, Маша, речку пить, берегом закусывать.
Стала Маша речку пить, берегом закусывать. Сама не заметила, как тарелка пустая стала. Я. Тайц
Почему год круглый
Солнце. Все говорят: круглый год, круглый год! А почему год круглый? Да потому, что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает – так и год.
Дуб. И совсем не потому! Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год – так новое кольцо. А кольцо – тот же круг.
Ёлка. Нет, друзья, нет и нет! Всем вам известно, что мы, ёлки, круглый год зелёные, а как же мы могли бы быть зелёными круглый год, если бы сам--то год был бы не круглый?... Н. Сладков
Отгадай загадки. Запиши родственные слова и обозначь корень.
Кто рыбачит на реке Кто хлопочет с поварёшкой,
С тонкой удочкой в руке? Варит вкусный суп с картошкой?
Кто пасёт овец и коз Кто на ранней зорьке встал
Там, где луг травой зарос? Плугом поле распахал?
Чередование звуков в корне
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок – бочок, друг – дружок,
Ухо – уши, пух – пушок.
Косить травы – скашивать,
Спросить маму – спрашивать.
Пущу – пускать, лечу – летать.
Какими корни нам считать?
Скажу – сказать, сорвём – срывать…
Их будем родственниками звать
В стране Грамматике живут добрые фея ПРИСТАВКА и принц СУФФИКС, которые с помощью волшебной палочки
помогают корню образовывать новые слова.
Запомни: ПРИСТАВКА и СУФФИКС – ЭТО СОЗДАТЕЛИ СЛОВ.
Создатели слов
Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
А в Словарии стране
Жили-были поживали
Старый корень седовласый,
Красна девица приставка,
Суффикс – важный молодец,
Окончание, наконец.
Были все они соседи,
Жили мирно, не хитря,
И в Словарии, конечно,
Уважали их не зря.
Ведь друг другу помогая,-
Так гласит о них молва, -
Создавали эти части
Всем известные слова.
Друг за другом по порядку
Встанут - только посмотри.
И читаем мы: по –сад – к – а,
Или, может быть, - за – ряд – к – а.
Чудо, что ни говори
ПРИСТАВКА приставлена к корню,
Стоит перед ним всегда,
Она ему служит верно
И корню очень нужна.
Родственные слова поможет
Корню образовать,
Но без корня жить не может:
Перед корнем ей стоять.
У- , вы-, при- , по-, до- , на- . пере-
Перед корнем пишут – перед!
Под- , за- , об- , со- , в- , с- , от-
Знаем их наперечёт,
Перед корнем подставляем
И приставкой называем
Приставка приставлена к слову вплотную,
Но я её вижу! Нашёл – и ликую:
ПРИехать,
Увидеть,
ОТдать,
ПОмириться,
ЗАпеть,
РАСсказать, ДОговориться!
Попробуйте вместе со мною пройти –
И в каждом словечке приставку найти! Н. Пикулева
Приставка занялась очень важным делом: стала образовывать новые слова. Она так сдружилась со словами, что стала их частью, поэтому всегда ПИШЕТСЯ СЛИТНО. Стоит Приставке подойти к слову, оно сразу меняет свой облик и значение.
Жило-было слово ХОД, жило себе не тужило. Пришла в гости Приставка под-, и сразу ко всем людям нашла подход. Подошла по-, и все ученики пошли в поход. Заскочила за-, и путешественники увидели заход солнца. Прилетела при-, и приход весны возвестили грачи. Отскочила от-, и объявили отход поезда.
Чудеса творит приставка со словом!
ЗА КОРНЕМ СУФФИКС
Обрёл местечко.
Не словом угодил,
А лишь словечком:
Река большая
Превратилась в речКу,
Лес - в лесНИКа,
А печь - всего лишь в печКу.
Суффикс тоже творит со словом чудеса.
Дом.
– Что вы представили?
Добавим буквы к этому слову: домИК.
– Каким стал дом?
Если к слову дом добавить другие буквы, получим: домИЩе или домИШКо.
– Каким теперь стал дом?
– Какие части слова изменили величину дома?
ИК, ИЩ, ИШК – это суффиксы.
Бывают суффиксы ласковые, словно котята. Прибавишь такой
суффикс к слову, оно станет добрым, ласковым.
Например:
Надя – Надюша, Надюшка, Наденька.
Ваня – … , Люба – … , Бурёнка – … , трава – … , солнце – … .
Спиши слова, разделив их на две группы.
Вставь пропущенную букву в суффиксе.
Жуч…к, рычаж…к, овраж…к, крюч…к, человеч…к, ореш…к, сундуч…к, щелч…к, знач…к, чулоч…к, быч…к, башмач…к, ободоч…к.
Закон возвращения
Я придумал закон возвращения:
Если просишь у мамы прощения,
То она непременно прощает,
Имя «Коленька» мне возвращает! О. Дриз
– О чём заставляет задуматься стихотворение?
– Когда же вновь к человеку возвращается ласковое имя?
ОКОНЧАНИЕ – это ИЗМЕНЯЕМАЯ часть слова. Его можно назвать прислугой господина Корня. Окончание «одевает» слово, придаёт новую форму и помогает дружить в предложении с другими словами (служит для связи слов):
Приехать домОЙ,
подъехать к домУ,
выйти из домА,
вспомнить о домЕ.
– Попробуй прочесть эти словосочетания без окончаний. Смысл их будет непонятен.
ОКОНЧАНИЕ никогда не образует новых слов, оно МЕНЯЕТ ФОРМУ СЛОВА. Ты ведь тоже часто меняешь свою одежду в зависимости от занятий: спортивный костюм для уроков физкультуры, форма для занятий в школе... Так и окончание помогает каждому слову менять свою форму в зависимости от того, что оно хочет сказать в предложении:
Ваня – ученик.
Аня – сестра ВанИ.
Аня дала книгу ВанЕ.
Аня встречает ВанЮ.
Аня гордится ВанЕЙ.
Аня думает о ВанЕ.
Та часть слова, что меняется,
ОКОНЧАНИЕМ называется.
Остальную же часть слова.
Именуем мы ОСНОВОЙ.
Вода, воде, водой, воды –
Окончание найди!
Оно тебе очень пригодится:
В предложении словам
Поможет подружиться.
Разбор слов по составу (алгоритм)
Часть слова, которая меняется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Помни: при разборе слова
Окончание,
основу,
корень,
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
«СЕКРЕТЫ» ПРИСТАВОК
ЗАчитался, ЗАсмеялся,
НАгулялся, НАигрался.
Помню: в приставках ЗА- и НА-
ПОдумал, ОБлил, ДОбежал, СОсчитал,
ОТвесил, ВОшёл, ОБОгрел, ПОДписал.
В словах я приставки на О отыщу,
Запомню и правильно их напишу.
Пусть никто никогда не забудет:
«З» приставкой не была и не будет!
Например: Сбежал, Сбросил,
Сгорел, Сделал,
Сжал, Сжалился.
Обратим внимание
На «здесь», «здоровье», «здание».
«З» нельзя в них потерять,
Иначе смысла не понять:
…десь, …доровье, …дание –
Нет в них содержания.
Запомни: «З» в этих словах – часть корня.
Не забудьте, что приставки
раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-
Перед согласными глухими
Быстро сменят «З» на «С»:
раЗБить – раСПисать
иЗБрать– иСПолнить
воЗДержаться – воСПеть
ниЗВергнуть – ниСПослать
беЗГраничный – беСПокойный
ПРЕдлинный достанет до крыши рукой,
ПРЕжадный не даст вам конфету.
Если очень такой или очень сякой
ПРЕ- мы напишем при этом.
«При» и «пере»
В общем, что ни говори,
Я люблю приставку «при».
С ней я точно что-то стою,
Вот ПРИдумаю, ПРИстрою,
ПРИвинчу и ПРИкручу,
Чтобы вышло, как хочу!
А Бубенчиковой Вере
Нравится приставка «пере»:
ПЕРЕдумать, ПЕРЕспорить,
Десять раз ПЕРЕспросить,
ПЕРЕкрикнуть, ПЕРЕссорить
Или всех ПЕРЕсмешить
А когда я с Верой дрался,
ПРИзнаюсь – ПЕРЕстарался…
Потому и ПРИстыдили,
От неё ПЕРЕсадили.
Снова думая о Вере,
Я теперь сижу у двери,
Не ПЕРЕстаю твердить,
Чтобы Веру пере-пере
Вновь ко мне ПЕРЕсадить!
Найди и обозначь приставки в словах:
Спутники
Идёт по тропинке путник. Мне с ним по дороге, по пути. Мы идём рядом. Мы спутники.
Летит в космосе планета Земля. Она летит не одна. Рядом планета Луна. Им по дороге, по пути. Луна – спутник Земли.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы идём его искать!
Капельки с неба упали,
А в них словечки попали:
кап . . . кап . . . . кап . . . .
кап . . . кап . . . .
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла.
И сейчас же у реки
Появились рыбаки. А. Шибаев
Озорные буквы
Вот так чудо из чудес!
Повстречался с буквой «С»
Путник –
И в космической дали
Полетел вокруг Земли
Спутник. А. Шибаев
Вставь в приставки гласные буквы:
Н…ливал, д…бежал,
З…смеялся, п…грустил.
Что за правило не знал
Тот, кто буквы пропустил?
П…играл да з…плясал,
П…читал да п…мечтал,
Пр…готовился, п…ел,
П..дметал, з…шил, п…пел,
А потом н…рисовал,
Да з…писку н…писал,
А потом п…шёл п…спал…
А приставки ты узнал?
П…стоял да п…бежал,
Н…грубил да обласкал,
П…играл да р…збросал,
П…р…красил, п…чесал,
З…шептал да пр…кричал.
Все приставки ты узнал?
Найди лишнее слово:
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок.
Шарады
Корень мой находится в цене,
В слове осмотр найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике или в журнале.
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в собрате хранится надёжно,
Суффикс в гудении ясно услышишь –
Вместе на темы различные пишешь.
Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове дневник.
Целым же – в космос проник.
Мой корень – родственник сражению,
Приставка – в слове заявление.
В наборщике есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землёй.
Мой корень в просьбе заключён
(в ней он озвучен и смягчён).
Приставка – в воплощении где-то,
На целое все ждут ответа.