Особенности словообразования у учащихся  с тяжелыми нарушениями речи.

В современной науке словообразование принято рассматривать, как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем операции:

1)    Вычленения и опознание морфемы на слух из звучащего слова.

2)    Операцию интеграции (включения) словообразовательной частицы в состав нового слова. Именно слово является одной из значительных единиц языковой системы. Оно имеет лексическое и грамматическое значение. Оно имеет не только определенное звуковое оформление, но и смысловое содержание.

 

Многие ученные, изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Г.А. Раше, Т. Б. Чиркина.).

Обследовав детей с ОНР и изучив их   работы , позволило нам определить наиболее распространенные ошибки.

Такие ошибки    встречаются из-за ограниченности  и статичности словарного запаса. Кроме того ,  ребенок испытывает трудность в подборе  однокоренных слов, так как не умеют подмечать сходство значений ,а это возможно только лишь при наличии устойчивого звукового представления о словах .  Так  выявленные ошибкивы можете посмотреть в таблице. Затрудняет учащихся и употребление числа существительных в зависимости  от числительных : двое пуговици , шесть  карандашов . Дети  с ОНР  допускают ошибки на пропуски или замену предлогов  или слияние предлогов  с существительными , местоимениями.

Вывод:все ошибки детей –это  следствие  отсутствия четкого  морфологического образа слова.

Учитывая специфические речевые ошибки учащихся , мы спланировали коррекционную работу:

Задачи:

1) Формирование ориентировки учащихся  в семантической структуре слова  на основании  критериев : длина слогового контура слова; звуковое сходства пар  родственных слов

    2) Формирование осознанного  образования  производных слов.

    3) Формирование умения сравнивать между собой  словообразовательные модели            

    выделять в них схожие и различные  компоненты ( на слух и графически)

    4)Активизирование словаря учащихся.

    5) Формирование умения учащихся вводить  слово в словосочетания; строить      

     предложения

     Работа  над  словообразованием  осуществляется в тесной связи  с развитием           познавательной  деятельности , при целенаправленной  организации речевой и мыслительной активности . Работа над словом , словообразованием  строится по определенному плану. Я покажу на примере: при знакомстве со звуком ( пь).

   1) Знакомство со словом

Детям загадывается загадка и  показывается ответ- картинка ( петух). Первый звук (пь). Характеристика; образование.

2)Фонематические процессы.

 Учащиеся слушают сказку Юдина « День поросенка « и встретив звук (пь ) хлопают в ладоши

-         Как  еще  петуха называет автор? (Петя)

   3)Работа с безударными  гласными.

    Уточняется 2 звука (э) . Пишется буква (е)

   4)Фонетический разбор ( петух). Один ребенок говорит: все ставят  (+) или (-)

5) Знакомство со словом  ( петух )

6) Уточнение буквы . Пишется  на доске: Петуха спросили дети:- Почему зовут вас Петей? Так ответил  Петя детям :

          - Хорошо умею петь я .

7) Находят картинку среди других и слово среди других .( На плакате).

   8) Лексическое значение слова

            ПЕТУХ - самец курицы , домашняя птица

       -Что человек употребляет в пищу ? ( мясо, яйца) 

    синоним – Как еще называется ? ( кочет)

                    _А ласково? (петушок)

   9) Расширение семантического поля .

  

   ПЕТУХ (какой?)     ПЕТУХ (что делает?)                                      ПЕТУХ

   Красивый               Поет                                                                    

   Голосистый            Клюет                                      Гребешок                    Бородка

   Забияка                   Кукарекает                       (золотой, красный) (шелковая, петушиная)

   Задиристый            Машет крыльями

   Драчливый             Будит людей                                            Хвост

   Важный                  Лапками разгребает            (Пышный, разноцветный,                   

   Задорный               Ищет червяков                      петушиный)

   Боевой                    Дерется                                                                           Шпоры.

   Смелый                  Петушится        Поет (как?) Громко, звонко.

  

    10) Стихотворение:      Петушок, петушок

                                           Золотой гребешок

                                            Масляна головушка

                                           Шелкова бородушка….

     11) Скороговорка:   Про пестрых птиц поет петух

                                        Про перья пышные, про пух.

     12) Однокоренные слова:   Петух-официально

                                                   Петя - друзья

                                                   Петушок-кому нравится, маленький.

                                                    Петька-враги.

                                                   Петушишка-маленький.

      13) Рано утром мама квочка

            В класс отправила сыночка

             Говорила: «Не дерись!

            Не дразнись! Не петушись    - (почему?)

            Поспеши, уже пора

            Ну не пуха , не пера.»

            Через час, едва живой

            Петушок идет домой.

-         Когда про человека так говорят?

          

         14) Словосочетания, предложения.

         15)  Сказки: Несет меня лиса за дальние леса.
                                                     

1)

 Неадекватное соотнесение уменьшительно 4)Не правильный подбор к слову

- ласкательных форм существительных с        суффиксов и приставок

предметными изображениями. Дети                   коза-козонок        стол- стольчик

подбирали изображения одинакового                 овца- овцик

размера:      носок- носочек                             

                    овца- овца

                    гнездо- гнездо

 

 

2)    Не умеют подбирать прилагательные       5)Не верное образование прилагательных

 ласкательные:   красный- красный                   от существительных

                            голубой-…(цветочек)               красный- краснышки

                                                                               дом из кирпича- каменный

                                                                               гора из снега -снег

3)    Ошибочное опознание ненормативного      ваза из стекла -белая

Прилагательного как правильного 

 Цветочный- цветковый

 город

Говорили, что оба прилагательные

Правильные.

                   

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top