Цели:
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– познакомить со словами он, она, оно, они и их ролью в речи;
– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: схемы-«человечки».
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. Повторение
|
1. – На доске – схемы-«человечки» и набор печатных букв. 1, 2 2 – Что обозначают эти схемы? – Какие буквы они могут обозначать? – Какие мы знаем гласные буквы? – Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного? 2. – Откройте «Букварь» на с. 54. Какие задания мы ещё не сделали на этой странице? – Сегодня большую часть урока мы будем работать в прописи. Откройте с. 24. Давайте составим план нашей деятельности на уроке. План (примерный) 3 2 1. Работа с рисунками. 2. Письмо букв, слогов и слов. 3. Чтение слогов и слов. 4. Составление схем слов. 5. Работа с предложением. 3. Работа в «Букваре». 1 6 1) Работа с таблицей. – Рассмотрите таблицу. – Сколько строк? Сколько столбиков? – Как называется каждый столбик? Каждая строчка? – Какие соединения получатся в каждом квадрате таблицы? Дети вместе с учителем заполняют и читают таблицу. – Прочитайте 1-й столбик, 4-й, 2-й, 6-й. – Прочитайте 1-ю строчку, последнюю; 2-ю… и т.д. Начинают с согласных, начинают с гласных. 2) Наблюдение над словами. Чтение 1-го и 2-го столбиков справа от таблицы про себя. – Прочитайте слово, которое написано с большой буквы. Почему? (Ока – название реки.) – Прочитайте слово, обозначающее магазин, где продают очки. (Оптика.) – Какое ещё слово связано со зрением, с подбором очков? Прочитайте. (Око – глаз.) – Да, око – устаревшее слово, так говорили в далёком прошлом. 4. Работа в прописи. 2 1) Знакомство с местоимениями. – Прочитайте слова на c. 24 и рассмотрите рисунки. – Дорисуйте «человечкам» лица. Какие элементы добавите? – Почему нет рисунка к последнему слову? – Что хотели сказать нам художник и автор при помощи рисунков и слов? – Что бы вы предложили? (Привидение, чудище, солнце.) – А теперь на с. 25 внизу проведите стрелки от слов к рисункам, которыми их можно заменить. – Чему мы сейчас учились? 4, 3 2) – Выполним задание устно: я называю слова, а вы заменяете их соответствующим словом: мальчик (он), мама, бабушка, женщина, мужчина, девочка, дети, цветок, люди, небо, солнце, ученики, лиса, медведь, мыши, Маша, Сергей. – Вместо чего мы использовали эти слова? (Вместо имён, поэтому их и называют местоимениями.) 3) – Посмотрите на первую строчку на с. 24. а) – Что общего у букв К и Н? – Послушайте слово, повторите его вслух и, если в слове есть звуки [к], [к’], [н], [н’], обведите соответствующие буквы. Крыса, сон, рысь, кепка (2 буквы), лампа, лента, налёт, книга... – Сколько написанных букв К получилось? – Сколько букв Н? б) Написание слов. – Прочитайте слова, написанные на следующей строке. – Что означают слова? – Что это?
– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Название реки и созвездия.) – Выделите уголком заглавную букву. – Сколько букв в слове Ока? Назовите их. – Назовите звуки, которые слышим. – Что заметили? (Обращаем внимание детей на расхождение произношения и написания – пропедевтика). – Сколько букв в слове Орион? – Отметьте гласные звуки. – Что заметили? – Запишите слова рядом с образцом.
в). Работа со словами на с. 24.
Алгоритм работы: 1. чтение; 2. анализ; 3. графическое обозначение; 4. орфографическое проговаривание; 5. написание слов; 6. проверка.
Списывать ВСЕ слова не обязательно. Чтобы дети работали с интересом, учитель может дать по этим словам задание. Например, выбрать все двусложные слова или те слова, которые отличаются одной буквой, и т.д.
4). – Посмотрите на с. 25. Как вы думаете, какое у нас задание? Учитель показывает слова, записанные в прописи с пропуском букв. – Прочитайте слово, как написано. – Произнесите. – В чём отличие? – Поставьте ударение. – Какую букву нужно вставить? – Спишите слово. Класс произносит слова сначала орфографически, с выделением голосом звуков [о] или [а], а затем орфоэпически. Если позволит время, можно записать слова, вставляя пропущенную букву зелёным цветом. – Повторите по слогам слова, которые запомнили. – Чему мы сейчас научились? 4, 3
5. Работа в «Букваре». 4 Чтение столбика слов, замена слов местоимениями. Чтение слов рот, рты, рота. Замена их местоимениями. – Какие слова можно заменить словом оно? – Какое местоимение читается одинаково справа налево и слева направо? (Оно.) – Какие слова можно заменить словом оно? – Какие слова со с. 54 можно заменить местоимениями?
6. Работа в прописи (с. 25). 1 1) – Какие строчные буквы показаны? – Они написаны и на доске. Сравните их написание. С чем не согласны? – Что и как надо исправить?
На доске показаны буквы с теми ошибками в написании, которые допускают ученики. – Подберите слова, в которых будут ударные А или О, и напишите эти буквы в прописи. 2) Написание слов. – Прочитайте местоимения. – Какие слова заменили местоимениями? (По рисунку внизу на с. 25). – Запишем слова в прописи: он – кит, кот, кран, рак; они – ноты; она – книга. – В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданием. Работа в тетради для печатания – на усмотрение учителя. |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
ТООУ |
ΙΙ. Итог |
– Назовите предмет, который можно заменить словами он, она, оно, они. – Какое задание понравилось больше всего? 4 – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. |
ТООУ |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно называли звуки и давали им характеристику.
- Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слоги и буквы.
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задание и записывали слова.
- Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали слоги и слова.
* Отметить учеников, которые правильно записали слоги в табличку.