Мы начали с выяснения природы магнетизма, и логика рассказа привела нас к описанию высокочастотных свойств магнетиков. Это не случайность. Исследование высокочастотных свойств — один из наиболее эффективных методов выяснения, как движутся в твердых телах атомные частицы.

По необходимости мы ограничивали свой рассказ самыми просты­ми наглядными явлениями и свойствами. Высокочастотным свой­ствам магнетиков посвящены объемистые монографии, все время появляются научные статьи, устраиваются международные конфе­ренции и семинары. Многие открытия уже освоены и используются в радиоприемниках и в радиолокаторах, в вычислительных машинах и разнообразных релейных устройствах.

Одновременно развиваются наши представления о природе маг­нетизма различных твердых тел. Открываются прелюбопытнейшие особенности. Например, сравнительно недавно было выяснено, что структура основного состояния большого числа магнетиков сложнее, чем мы думали. Есть кристаллы, у которых магнитным моментам энергетически выгодно расположиться чуть-чуть не параллельно. Это почти антиферромагнетики. В основном состоянии у них есть маг­нитный момент (даже в отсутствие магнитного поля!), но он очень мал — во много раз меньше, чем у настоящих ферромагнетиков. Явление, открытое А. С. Боровиком-Романовым, получило назва­ние слабого ферромагнетизма и нашло свое объяснение в работах советского физика-теоретика И- Е. Дзялошинского (1957 г.).

У других кристаллов структура основного состояния особенно вычурная: магнитные моменты соседних ячеек несколько повернуты друг относительно друга. Образуется спираль, шаг которой не кра­тен размерам кристаллической ячейки. Выясняется, что в металлах в формировании магнитной спирали важную роль играют подвиж­ные электроны металла.

 
 

Глубокое проникновение в природу магнетизма ни в коей мере не означает последовательное решение всех вопросов. В учении о магнетизме много белых пятен. Хотя первые исследования магнит­ных явлений начались в глубокой древности, физика магнетизма — молодая наука, В ней еще многое можно открыть.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top