Елена Белых

Колледж Дальневосточного государственного университета,

г. Владивосток

“Эпизод (от греч. букв. — вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени” (1, 511).

Расположение эпизода в тексте — важная грань композиции произведения. С одной стороны, он является некоторым законченным целым (“Автор эпического произведения стремится охватить всю полноту бытия в каждом эпизоде, а не только в целом произведении... Все композиционные элементы в эпическом произведении... стремятся к завершённости и относительной замкнутости” (курсив мой. — Е.Б.) (2,12); с другой стороны, эпизод — только звено в цепи художественного произведения, связанное с другими звеньями разнообразными связями.

Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произведения, нужно понять внутреннюю логику его развития — его микросюжет, который раскладывается на те же составляющие, что и “классический” порядок частей в композиции художественного произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Прежде всего нужно установить “ближайшие” связи эпизода: что ему предшествует, что следует за ним, а затем определить, какую функцию он выполняет.

Чаще всего событие, заключённое в конкретном эпизоде, содержит в себе какой-то определённый мотив. Так, мотивом к эпизоду «Чичиков у Коробочки» (из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души») является описание пути главного героя, едущего в “довольном расположении духа” от Манилова к Собакевичу. Краткое содержание эпизода таково: Чичиков, после сделки с Маниловым не потерявший ни копейки, не доезжает до Собакевича, потому что Селифан сбивается с дороги и опрокидывает бричку с барином в грязь. Герой, ища приюта, оказывается в “глухомани” и попадает к помещице Коробочке, коллежской секретарше. Переночевав у неё, он предлагает ей деньги за умерших крестьян, добивается, хотя и с трудом, своей цели и уезжает. Таким образом, композиция эпизода кольцевая, она достаточно проста и повторяется с небольшими вариациями в эпизодах встреч Чичикова с помещиками.

Другой пример. Эпизод «Смерть Мармеладова» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В финале шестой главы Раскольников стоит “посреди мостовой на перекрёстке” (важная художественная деталь!), “как будто ожидая от кого-то последнего слова”, твёрдо зная, “что сейчас всё кончится”, он пойдёт в полицейскую контору признаваться в преступлении. В главе седьмой описывается событие, не только помешавшее герою реализовать задуманное, но и изменившее внутренний настрой Раскольникова, скорее, утвердившее его в правоте своей теории: “Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмёшь; а силу надо добывать силой же...” Автор добавляет: “Он был в превосходнейшем расположении духа”. Что же произошло с героем и его сознанием, что послужило причиной столь резкой метаморфозы? Поиск ответа на эти вопросы и будет одной из задач анализа исследования данного эпизода.

Cамой распространённой ошибкой учащихся является подмена анализа эпизода, выявления его роли, содержательных функций пересказом. Иногда следует посмотреть, как справлялись с этой непростой задачей, “работали” с эпизодом признанные мастера слова.

Вот на какие особенности манеры Ф.М.Достоевского обратил внимание в эпизоде «Раскольников в полицейском участке» Д.Мережковский: “Достоевский употребляет своеобразный художественный приём, чтобы ввести читателя в драму. Он изображает подробно тонкие, почти неуловимые, психологические переходы в настроении героев. Вот, например, Раскольников, немного спустя после преступления, ещё никем не подозреваемый, стоит в полицейском участке перед квартальными. Автор отмечает последовательно ряд состояний, через которое прошло сознание героя. Когда Раскольников приходит в участок, он чувствует ужас, что его подозревают, что, может быть, преступление открыто; потом, когда узнаёт, что подозрений нет, нервное напряжение разрешается в радость, является чувство облегчения, отсюда — его откровенность, болтливость, желание поделиться восторгом с кем бы то ни было, даже с квартальными. Но возбуждение длится недолго. Раскольников возвращается к своему обыкновенному в то время состоянию — к мрачной тоске, озлоблению и недоверчивости. Он вспоминает недавнюю экспансивность, она ему кажется нелепою и унизительною. Напротив, теперь, если бы вдруг комната наполнилась не квартальными, а первейшими друзьями его, то и тогда, кажется, не нашлось бы для них у него ни одного человеческого слова, до того вдруг опустело его сердце. Он почувствовал, что уже никогда не сможет быть ни с кем откровенным, потому что он — преступник. И вот в эту-то минуту «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его»” (курсив мой. — Е.Б.) (3, 598).

Как видим, Д.Мережковский выявляет в эпизоде четыре психологических состояния героя, при этом ни слова не говорит о “раздражителях” — других персонажах, не даёт подробного пересказа эпизода. Однако мы получили полное представление о душевных муках героя, о “наказании”, на которое он обрёк себя сознательно. Вывод критика: “Введение в жизнь героя посредством изображения тончайших, неуловимых переходов в его настроении — вот один из художественных приёмов Достоевского...” (3, 600).

Эпическое произведение может объединить в себе такое количество характеров и событий, которое недоступно другим родам литературы, при этом повествовательная форма воссоздаёт характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Отношение автора к героям и окружающему миру, его мысли и чувства выражаются через подбор определённых художественных деталей. Они фокусируют внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным. Детали являются мельчайшими единицами, несущими значительную идейно-эмоциональную нагрузку. “Деталь... призвана представить изображаемый характер, картину, действие, переживание в их своеобразии, неповторимости... Выразительная, счастливо найденная деталь — свидетельство мастерства писателя, а умение замечать и ценить детали — свидетельство культуры, филологической грамотности читателя... справедливо обращая внимание на её большое смысловое и эстетическое значение, В.Набоков писал: «Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими»” (4, 245–246). Некоторые художественные детали становятся многозначными символами, имеющими психологический, социальный и философский смысл.

Исследуя эпизод, надо постоянно ставить перед собой вопросы: какую задачу решает автор, вводя художественные детали в произведение? Как деталь характеризует героев и их отношения? Встречаются ли эти детали в других эпизодах? Претерпевают ли детали изменения, и с чем это связано?

С одной стороны, “смысл и сила детали в том, что в бесконечно малое вмещено целое” (5, 303); с другой — “при всей художественной значимости и композиционной важности деталей отдельная деталь или многие детали, взятые, так сказать, сами по себе, вне связи между собой и другими средствами художественной изобразительности, не могут дать полного представления ни о стиле писателя, ни об особенностях словесного построения того или иного произведения. Деталь важна и значима как часть художественного целого” (4, 252). “Деталь — миниатюрная модель искусства. В индивидуальном характере — тип. В цепи единичных событий — время, история. В частной коллизии — противоречия общества. В отдельных судьбах — закономерности эпохи. Ни характеры, ни обстоятельства невозможны, немыслимы вне «бесконечно малых моментов»” (5, 304).

Сделаем попытку определить содержательные функции двух композиционных компонентов, особенно часто встречающихся в эпизоде, — описания интерьера и пейзажа. Необходимо дать учащимся своего рода ключ, при помощи которого они могли бы через деталь выйти на героя, его характер, авторскую позицию.

Интерьер (фр. — внутренний) — изображение внутреннего убранства какого-либо помещения. В произведениях художественной литературы это один из видов воссоздания предметной среды, окружающей героя. Многие писатели использовали характерологическую функцию интерьера, когда каждый предмет несёт на себе отпечаток личности его хозяина. Хорошо известны описания имений помещиков в «Мёртвых душах» Н.В.Гоголя. Вот одна из характерных художественных деталей, указывающих на степень “мертвенности” персонажа. В эпизоде «Чичиков у Коробочки» этим малым, в которое вмещено целое, являются “стенные часы с нарисованными цветами на циферблате”. Эти часы своеобразно отбивали время. Гость даже испугался, услышав странное шипение, а затем хрипенье. Часы у Коробочки всё же работали, нехотя, с трудом, но время шло. В имении Плюшкина, этой “прорехе на человечестве”, Чичиков увидел часы “с остановившимся маятником, к которому паук приладил паутину”. Там время остановилось навсегда.

Детали менее экспрессивные и менее характерные называются подробностями. “Подробность воздействует во множестве. Деталь тяготеет к единичности” (курсив мой. — Е.Б.) (5, 304).

Вот описание кухни, чулана, буфета в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, у которой Илья Ильич Обломов нашёл материализовавшееся воплощение своей мечты об Обломовке. И.А.Гончаров даёт длинный ряд подробностей, перечисление которых убеждает читателя в том, что герой покойно “жил как будто в золотой рамке жизни”: “...всё было уставлено поставцами с посудой... блюдами, соусниками, чашками, грудами тарелок, горшками чугунными... Целые ряды огромных, пузатых и миньятюрных чайников... Большие стеклянные банки с кофе, корицей, ванилью, хрустальные чайницы, судки с маслом, с уксусом...” Авторское, слегка ироническое, но доброе отношение к герою проявляется в метафорическом уподоблении домашней жизни Обломова “маленькому ковчегу”.

В романе Гончарова описание интерьера комнаты, “где лежал Илья Ильич”, помещённое в первой главе, ярко характеризует самого героя; а такая деталь, как “не убранная со вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой”, говорит и об Обломове, и об отношениях между барином и слугой. Н.А.Добролюбов в известной статье «Что такое обломовщина?» отметил “необычайно тонкий и психический анализ”, “утомивший” многих современников (3, 386). Писателю свойственна “большая отчётливость в очертании даже мелочных подробностей”. “Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и необыкновенным мастерством, производят наконец какое-то обаяние. Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведёт вас автор... перед вами открывается не только внешняя форма, но и самая внутренность, душа каждого лица, каждого предмета” (курсив мой. — Е.Б.). И потому, по Добролюбову, “Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни” (3, 389–390).

Обратимся к книге известного литературоведа Е.Добина «Искусство детали». “А.П.Чехов, мастер ёмкой детали, в рассказе «Попрыгунья» неожиданно даёт подробное статическое описание комнат и туалетов Ольги Ивановны. В гостиной она “увешала все стены сплошь своими и чужими этюдами в рамах и без рам, а около рояля и мебели устроила красивую тесноту из китайских зонтов, мольбертов, разноцветных тряпочек, кинжалов, бюстиков, фотографий...”

Заглянем в столовую. Там Ольга Ивановна “оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косы и грабли, и получилась столовая в русском вкусе”.

Затем — спальня: “...чтобы похоже было на пещеру, задрапировала потолок и стены тёмным сукном, повесила над кроватями венецианский фонарь, а у дверей поставила фигуру с алебардой.” И вышел “очень миленький уголок”.

А туалеты? Муж — врач, служит в двух больницах, частной практики немного, денег в обрез. Но и здесь находится выход: “чтобы часто появляться в новых платьях и поражать своими нарядами”, Ольга Ивановна и её портниха проявляют чудеса изобретательности. Из старого перекрашенного платья, из ничего не стоящих кусочков тюля, кружев, плюша и шёлка “выходили просто чудеса, нечто обворожительное, не платье, а мечта”.

Старое перекрашенное платье, кусочки тюля, кружев, плюша и шёлка... Кинжалы, мольберты, китайские зонты, бюстики, фотографии, лубочные картинки; лапти и серпы, коса и грабли — для украшения комнаты; венецианский фонарь, фигура с алебардой... И это у того самого Чехова, который яростно боролся против громоздящихся подробностей!

Описание и перечисление вещей в «Попрыгунье» — редкой для Чехова обстоятельности. Описание рассчитано кропотливо. Цепь подробностей умышленно длинна. Потому что цель здесь: не рисовать картину, фон, обстоятельства жизни, а сразу же показать главное в характере героини (курсив мой. — Е.Б.) В нагромождении вещей, вещиц, вещичек — истинный облик “попрыгуньи” Ольги Ивановны... За внешней изысканностью вкуса — ординарное самолюбование. Утончённость, артистизм хозяйки квартиры — мнимые. Они лишь маскируют чёрствость «попрыгуньи», отсутствие у неё душевной чуткости” (5, 427–428).

“Как помним, А.М.Горький говорил А.Афиногенову: «Главное — найдите деталь... она осветит вам характеры, от них пойдёте, и вырастут и сюжет и мысли». От деталей — к характерам. От характеров — к обобщениям и идеям” (5, 402).

Очень интересен анализ эпизода «Наташа Ростова в опере» (т.2 романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»), помещённый в упомянутой выше книге Е.Добина: “С внешней стороны спектакль описан чрезвычайно тщательно. Обо всём говорится в резком, презрительном тоне. Толстой обращает внимание на самые, казалось бы, ненужные мелочи... Указано, что одна из исполнительниц в первом акте появляется в шёлковом белом платье, во втором акте — в голубом, в третьем — только в одной рубашке. Группа девиц была одета в красные корсажи и белые юбки. Отмечено, что в первом акте певец (очевидно, первый любовник, но это не упомянуто) появляется в шёлковых в обтяжку панталонах, с пером и кинжалом. Ноги у него толстые. Когда поёт — разводит руками...

Толстой не считает даже нужным сообщить название оперы и имя композитора. Впрочем, одно имя упомянуто: Дюпора, главного танцовщика. Сообщено, что он умеет высоко прыгать и семенить ногами. Добавлено, что он получает 60 тысяч в год за «это искусство». Сообщение этих, казалось бы, пустяковых подробностей оправдывает цель, которую ставит перед собой автор: «показать, что ненужно, никчёмно само это зрелище. Потому что это сплошное притворство».

Следует ряд... разоблачительных подробностей. Первое впечатление Наташи после поднятия занавеса: «...с боков стояли крашеные картоны, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках». Одна из актрис сидела на низкой скамеечке, к которой был «приклеен сзади зелёный картон». Вместе с другими актрисами она пела что-то. Мужчина и женщина «изображали влюблённых». «Во втором акте были картины, изображающие монументы», и «дыра в полотне, изображающая луну». Прибежали какие-то люди и стали тащить прочь девицу, которая была «прежде в белом, а теперь в голубом платье». Но не утащили её сразу, а долго с ней пели, а потом её утащили

Одним словом, вереница нелепостей и бьющая в глаза фальшь... Наташа видит спектакль (вначале) глазами автора. Толстой так же, как и она, в оперном спектакле не замечает музыки. Точнее: он не хочет её замечать. Ему нужно, чтобы в этот момент жизни Наташи она оказалась погружённой в омут притворства и ненатуральности... Тут мы подходим к самой сути толстовского замысла (курсив мой. — Е.Б.). Оперный спектакль нужен в романе не сам по себе. Лживость сценического зрелища — прообраз двоедушия, бесчестности, лицемерия привилегированной светской элиты.

...На этот спектакль Наташа была приглашена Элен Безуховой — воплощением светской безнравственности — с умыслом. Для того чтобы, обманув, свести её со своим братцем Анатолем Курагиным, внешне благоприличным, но развращённым до мозга костей распутником. И будет ясно, почему столько страсти вложено Л.Толстым в подчёркнуто издевательское изображение лжи сценического зрелища. Ложь тлетворна, заразительна. И в театре она постепенно начинает оказывать своё действие на Наташу.

Поначалу Наташа оглядывается вокруг себя, на лица зрителей, «отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней». Однако все лица выражали восхищение... И тут же в неё проникает первая капля яда. «Должно быть, это так надобно!» — подумала Наташа...

После окончания второго акта Элен... попросила познакомить графа с его «прелестными дочерьми», о которых «кричит весь город». И бесхитростная душа Наташи принимает дежурный комплимент Элен за чистую монету. Похвала блестящей красавицы так приятна ей, что она краснеет от удовольствия. Наташа начинает поддаваться окружающей её плотной атмосфере лжи.

Мы убеждаемся, как важно сплести Толстому в этой главе сценический и светский обман, окружить доверчивую сердцем Наташу искусной сетью соблазнов. Наташа в состоянии некоего душевного опьянения. И когда кончается спектакль и публика восторженно вызывает без конца Дюпора, Наташа уже не находит это странным. Она заражена флюидами лжи, идущими и со сцены, и из зрительного зала. И когда тут же происходит знакомство Наташи с Анатолем и она ощущает, что он ею восхищается, ей это приятно, хотя одновременно «тесно и тяжело становилось от присутствия». Она со страхом сознаёт, что между ним и ею «нет той преграды стыдливости», которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами. Наташа уже во власти греха.

И зная эту сцену, зная последующее грехопадение Наташи — отказ князю Андрею, попытку сбежать из дому, чтобы тайно обвенчаться с Анатолем Курагиным, — мы всё больше и больше восхищаемся беспримерной изобразительной и психологической точностью, с какой автор «Войны и мира» последовательно подвёл Наташу к роковой ошибке. Трудно найти в мировой литературе сцену, в которой мелкие, ничтожные сами по себе штришки были бы наделены таким значительным смыслом и сыграли бы такую огромную роль в людских судьбах, предельно обнажив сущность той среды, в которой герои живут и действуют” (5, 305–310).

Пейзаж (фр. — страна, местность), один из содержательных и композиционных элементов художественного произведения: описание природы, шире — любого незамкнутого пространства внешнего мира (1, 272).

В русской прозе XIX–XX веков признанными мастерами пейзажа являются Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, И.А.Бунин, М.А.Шолохов. Каждый из них интересен своеобразием авторской манеры, неповторимым почерком, тем художественным миром, который создал на страницах своих произведений. “Многое... зависит от индивидуального стиля автора, но можно говорить и о некоторых общих закономерностях. Например, что детали более свойственны описанию, чем повествованию. Однако художественное решение описания может быть различно. Нужное впечатление достигается или с помощью одной-двух особо выразительных деталей, или с помощью прорисовки многих подробностей общей картины” (4, 251).

В литературе распространён принцип образного параллелизма, основанный на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы. “Открытие” природы связано с осознанием человека как частицы Вселенной, включённой в её жизнь. Описание пейзажа в этом случае создаёт представление о душевном состоянии героев. Психологический пейзаж соотносит явления природы с внутренним миром человека.

Е.Добин выявляет особенности чеховской манеры работы с деталью. “И в пейзаже... мы встречаем обширный круг деталей, выходящих за пределы собственно пейзажа и вступающих в психологическую сферу. Явления природы одушевлены — черта, пронизывающая всю художественную литературу... Новизна чеховских описаний природы прежде всего в том, что он избегает приподнятости, размаха, «масштабности»... У Чехова описания природы величественны редко. Им не свойственна красивость... Ему нравились описания природы у Тургенева... Но, считал Чехов, «чувствую, что мы уже отвыкаем от описания такого рода и что нужно что-то другое»” (5, 387). “Он стремился уйти от однообразного прямого, непосредственного описания событий, явлений, приёмов, характеров и разрабатывал приёмы выражения их сути через типичные впечатляющие детали. А.С.Лазарев (Грузинский) в одном из своих писем писал: «Чехов большой мастер слога и сравнений... Он говорит: «Плохо будет, если, описывая лунную ночь, вы напишете: с неба светила (сияла) луна; с неба кротко лился лунный свет... и т.д. Плохо, плохо! Но скажите вы, что от предметов легли чёрные редкие тени или что-нибудь тому подобное — дело выиграет в сто раз»” (4, 247).

“Чеховская пейзажная деталь более приближена к зрителю и к обычному течению жизни. Она настроена в унисон будням, и это придаёт ей новый, необычно индивидуализированный колорит. «Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей». «Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная». «Как будто кто чиркнул по небу спичкой... кто-то прошёлся по железной крыше». «Мягко картавя, журчал ручеёк»... «Зелёный сад, ещё влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым». «На чистом, звёздном небе бежали только два облака... они, одинокие, точно мать с дитятею, бежали друг за дружкой»” (5, 387–388).

1.Пейзаж может даваться через восприятие персонажа по ходу его передвижения. Обратимся к чеховскому рассказу «Степь».

Егорушку, мальчика “лет девяти, с тёмным от загара и мокрым от слёз лицом”, отправили учиться в город, в гимназию, “...и теперь мальчик, не понимая, куда и зачем он едет”, чувствует себя “в высшей степени несчастным человеком”, и ему хочется плакать. Он покидает дорогие ему знакомые места, мимо которых бежит “ненавистная бричка”. Автор глазами ребёнка показывает мелькающий пейзаж. Вот “уютное зелёное кладбище... из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишнёвых деревьев...” Ненадолго выглянувшее и обласкавшее и Егорушку, и ландшафт солнце изменило всё вокруг. “Широкая ярко-жёлтая полоса” поползла там, где “небо сходится с землёю”, “около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками”. Под лучами солнца степь “улыбнулась и засверкала росой”. “Но прошло немного времени... и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид”. Безличное предложение “Как душно и уныло!” передаёт и безрадостную картину природы под палящими солнечными лучами, и душевное состояние мальчика, обманутого “мамашей” и родной сестрой, “любившей образованных людей и благородное общество”. Нельзя не ощутить щемящее чувство одиночества, охватившее Егорушку, увидевшего на холме “одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь — бог его знает”. Мысли ребёнка передаются несобственно-прямой речью: “Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи... а главное — всю жизнь один, один...” (курсив мой. — Е.Б.).

Чеховский рассказ «Степь» — яркий пример психологического пейзажа, исключающего описание ради описания, это образец знания писателем тайн детской души.

2.Описание пейзажа может выполнять ещё более сложную функцию. Оно может многое объяснить в характере героя.

Остановимся на эпизоде «Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова «Обломов». Роль сна, который является ядром произведения, чрезвычайно велика. Именно после прочтения девятой главы мы начинаем понимать истоки “обломовщины” и... любить главного героя. Интересно, что в лице Обломова японцы увидели типичный русский национальный характер. Ещё важнее то, что Обломов в более широком смысле представляет собой один из общечеловеческих типов, и именно это вызвало в японских читательских кругах сочувствие. (Полный перевод романа появился в Японии в 1917 году, он, в отличие от произведений других русских классиков, был переведён с подлинников, а не через переводы с языков-посредников.) Хасэгава Тацуноскэ (1864–1909), известный под псевдонимом Фтабатэй Симэй, в «Беседе о русской литературе» (1906) написал: “...что касается Гончарова, то он изображает такой манерой, что герой романа вырос в такой-то среде, поэтому прошёл через такой-то процесс и приобрёл такой-то характер, и так как у него такой-то характер, он, в таком-то случае, не мог не поступить так-то...” (курсив мой. — Е.Б.). Признаться, редко можно встретить настолько меткое указание на отличительную черту творчества Гончарова — детерминированность образа героя, — выраженную такими простыми словами.

Небольшое отступление. Одной из главных задач анализа как эпизода, так и любого произведения является выявление своеобразия художественной манеры автора, его стиля. Габриель Гарсиа Маркес, автор известного романа «Сто лет одиночества», вспоминал, как тяжело давался ему творческий процесс: “У меня был уже собран весь материал, я уже видел, какой должна быть структура, но не находил верного тона... стал искать, и искал до тех пор, пока не осознал, что самой правдоподобной будет манера, в которой моя бабушка рассказывала самые невероятные, самые фантастические вещи, рассказывала их совершенно естественным тоном; его-то я и считаю основой романа «Сто лет одиночества» — с точки зрения литературного мастерства”.

И.Гончаров нашёл “верный тон” для изображения Обломова, которого показал и в которого верит читатель, и не нашёл “верного тона” для Штольца, о котором рассказал и в которого читатель не верит. Но, к слову сказать, школьникам зачастую очень нравится деловой Штольц, именно он становится для них чуть ли не героем нашего времени. И если преподаватель не сумеет на уроках раскрыть национальную (и общечеловеческую) ценность образа Обломова, а не только “обломовщину”, то победит схема — Штольц.

Итак, объёмный эпизод романа «Сон Обломова» — ключ к образу главного героя. В эпизоде сочетаются различные содержательные функции: как характерологическая, психологическая, так и социально-типическая.

Мотивом к объёмной девятой главе стала “одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова” — его “тайная исповедь”, его самоанализ. “Отчего же это я такой, — почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, — право?” (курсив мой. — Е.Б.). Герой испытывает “сожаления о минувшем, жгучие упрёки совести” и старается “найти виноватого вне себя”. Ответ на заданные самому себе вопросы обнаруживается в описании сна Ильи Ильича, перенёсшего “его в другую эпоху к другим людям, в другое место”.

Мы следим за тем, “как мягкие степные очертания холмов, как жаркое «румяное» солнце Обломовки отразилось на мечтательном, ленивом и кротком характере Ильи Ильича” (Д.Мережковский). “Благословенный уголок земли”, ставший родиной Обломову, великолепно описан в романе: “небо... распростёрлось... как родительская надёжная кровля”; “солнце там ярко и жарко светит”, и для него деревня — “любимое место”; горы там не те горы, которые “ужасают воображение”, а “ряд отлогих холмов”; “река бежит весело, шаля и играя”, Илья Ильич видит во сне “улыбающиеся пейзажи”. Ярок, весел день в Обломовке, ночью же на неё смотрит “как-то добродушно” луна — “все называли её месяцем”, она “очень походила на медный вычищенный таз”. Не случайно “обломовское” светило сравнивается с круглолицей деревенской красавицей. (Позже, при изучении творчества Блока, Есенина, луна-месяц, освещающая жизнь беззаботных поселян, будет возникать как литературная ассоциация.)

Описание Обломовки, кажется, намеренно лишается автором какой-либо поэзии, он об этом прямо говорит: “Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности”. Но словесный ряд, тёплое чувство, пронизывающее каждую картину, пейзажную зарисовку, опровергают это утверждение.

Ключевыми словами данного эпизода являются следующие: “спокойствие”, “покой”, “тишина”, “тихо”, “сонно”, “сон”... “смерть”. “Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю”, “жизнь, как покойная река, текла мимо них”. “Всё сулит там покойную, долговременную жизнь… и незаметную, сну подобную смерть...” Характеры никуда не спешащих, незлобивых жителей Обломовки, характер главного героя романа и суть такого явления, как “обломовщина”, выявлены, наряду с другими изобразительно-выразительными средствами, и через детали описания пейзажа. Принцип психологического параллелизма в эпизоде «Сон Обломова» проявляется в уподоблении жизни природы жизни человека.

Мы сделали попытку, выделив из всех композиционных компонентов лишь описание интерьера и пейзажа, показать, насколько увлекательной может быть работа над анализом эпизода. Она, что очень важно, даст представление о начитанности учащихся, умении самостоятельно мыслить. Дело остаётся за малым — научить их методике анализа эпизода.

Р.S. Поправка. В статье «Рассказ А.П.Чехова “Ионыч”. Анализ эпизода “На кладбище”: место, роль, содержательные функции» («Литература», № 3 (474), 16–22 января 2003) мы, вслед за Вайлем и Генисом, писали о том, что “рассказ построен по законам романного жанра. В нём есть и экспозиция, и завязка, и развитие действия, и эпилог”. Думается, что всё же не в этом заключается жанровое своеобразие романа. Оно прежде всего в том, что в романе “повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе её формирования и развития” (2, 18). Другое дело, что в чеховском рассказе главный герой формируется и развивается своеобразно: деградирует, превращается из Дмитрия Ионыча в просто Ионыча.

Одним из выдающихся произведений литературы XIX века является роман И. А. Гончарова “Обломов”. Произведение явилось своеобразным зеркалом своей эпохи. “Обломов” стал для русского общества “книгой итогов”. Именно поэтому Добролюбов приветствовал произведение Гончарова. Роман раскрыл страшную силу традиции, показал такое существование, при котором “норма жизни была готова и преподана... родителями, а те приняли ее, тоже готовые, от дедушки, а дедушка от прадедушки...”. Творение Гончарова убеждало читателей, что для живой жизни мало одной преемственности - ей необходимо обновление.
    Лучшее, что могла породить помещичья среда, - это Обломов с его “золотым сердцем”. В личных проявлениях Илья Ильич чист и благороден, но он весь спрятан только в них. Не случайно Ольга Ильинская все время ждет от героя выхода в мир общественный. Девушка, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” - “Есть... Обломовщина”, - отвечает герой. Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, - вот судьба не только главного героя романа, но и многих других персонажей. События, описываемые в произведении, обычны для общественной жизни 1855 - 1862 годов. В этом заключается трагизм романа, в котором описана уходящая в прошлое патриархальная Русь.
    Итак, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Покой - идеал жизни героя, “его нормальное состояние”.
    Илья Ильич Обломов - русский помещик, живший в Петербурге на доходы от своего имения. Это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, получил принятое в дворянском обществе образование, когда-то мечтал о службе, о путешествиях, увлекался поэзией. По уму и развитию он стоит выше своих знакомых - Волкова, Пенкина, Судьбинского, Тарантьева. Обломов обладает многими положительными качествами. “Это хрустальная, прозрачная душа”, — говорит о нем Штольц. Попытки друга пробудить героя к жизни ни к чему не приводят. Многие ответы на вопросы автор дает в “Сне Обломова” в девятой главе романа.
    В Обломовке, в далекие детские годы, сложилась важная и в последующей жизни во многом определяющая черта характера Ильи Ильича — поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. Эти сословные традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в становлении характера Обломова, превратясь отчасти в черты “обломовщины”. Но эти же устои позволят герою сохранить естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского практицизма Штольца. В обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни таятся разгадки последующих действий героя. Обломова нельзя до конца понять, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно в “Сне Обломова”.
    Сказка из “Сна Обломова” переходит в жизнь героя и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне, “настоящее и прошлое слились и перемешались”. И вловь герой погружается в “сонное царство”, только оно уже именуется “жизнь”. Не случайно в романе Гончарова герой попадает из обломовского рая не куда-нибудь, а именно в Петербург — город полурусский, полуевропейский, холодный, чиновный, полный суеты. Все здесь противоположно нравам в Обломовке: обременительная служба, неискренние отношения между людьми, даже погода - пасмурная и унылая. Образ Ильи Ильича- это воплощенная ностальгия по прошлому. Как грустит человек о своем детстве, так грустит и народ о своем прошлом, которое всегда кажется лучше настоящего.
    Обломов - лишь дитя своего времени. Царство крепостной России -вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая никакого труда, - основа всех поступков и действий Обломова.
    В своем произведении Гончаров создал обобщенный образ. Это литературный тип, система пороков дворянского общества. В образе Обломова воплощены типичные черты русского характера. Автор показал русского барина - ленивца с широкой душой и добрым сердцем, высокими чувствами. В отличие от окружающих его людей, Обломов осознает свою непригодность для новой жизни, при этом мучается, сегодняшняя жизнь его также не устраивает: “Стоит ради такой жизни вставать с дивана”. Превратившись в ненужное и горькое прозябание, жизнь Обломова заканчивается, так и не завершившись чем-нибудь значимым. Будущее страны не за такими людьми, как Илья Ильич.
    В своем романе, который можно назвать центральным в творчестве писателя, Гончаров сумел реалистически отразить все те сложные процессы, которые проходили в русском обществе во второй половине XIX столетия. В лице Обломова, с одной стороны, воспроизведен образ русского барина, а с другой, - пороки современной автору действительности - “обломовщины”.

 

 

Сочинение автора Гончаров И А - Обломов и «обломовщина» в романе и. а. гончарова «обломов»


Роман Гончарова “Обломов”, опубликованный в 1859 году в журнале “Отечественные записки”, не только реалистически отразил тип русского байбачества, но и с эпической масштабностью раскрыл причины этого явления, показал состоние России в пореформенный период, а также затронул проблемы, выдвинутые временем, и причины ухода дворянства с арены общественного развития России.
Проблема влияния среды на человека уже поднималась в русской литературе, но образ барина-увальня окончательно сформировался и приобрел черты типического обобщения только у Гончарова. Именно герой романа, Илья Ильич Обломов, русский барин, воплотил черты праздности, лени, апатии, отсутствия полета мысли и чувства - словом, мертвенности духовной, которая в итоге и привела к смерти физической.
Рисуя портрет Ильи Ильича, Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к тридцати годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, непривычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Интерьер также подчеркивает безразличие и лень хозяина дома. Везде царит “запущенность и небрежность”. Показывая обычный день Обломова, Гончаров подробно описывает детали (засаленный халат, стоптанные тапочки), постоянные призывы слуги Захара для поисков письма, ход мыслей героя (вставать или полежать) и отмечает неумолимый ход времени (проснулся Обломов “рано, около восьми утра”, когда подумал, что нужно вставать, был уже десятый час, но до одиннадцати утра так и не собрался подняться и гостей принимал, лежа в постели).
Во всем повторяет своего хозяина и слуга Захар. Как неизменный халат Ильи Ильича, так и старый сюртук с прорехой под мышкой - атрибут Захара. Для Обломова подняться с дивана — неимоверная трудность, для Захара - оторваться от печки. Как и барин, он всегда находит оправдание своей лени. Препирательства одного и другого направлены на то, чтобы ничего не делать, найти отговорку от дела. Захар ждет, когда барин на целый день уедет, чтобы в его отсутствие “позвать баб” и сделать уборку, а Обломов ждет, когда “созреет план”, чтобы написать письмо в деревню.
Вся внутренняя жизнь Обломова проходит в бесплодных маниловских фантазиях: то он воображает себя Наполеоном, то героем сказок своей няни — словом, совершает “подвиги добра и великодушия”. Даже план переустройства имения в его сознании приобретает грандиозные черты: мажордом Захар, оранжереи с южными плодами. “Мысль гуляет вольной птицей”.
Обломов гордится своим бездельем. По его понятиям, покой и лень, тот образ жизни, который он ведет, его “нормальное состояние” - лежание — есть тот истинный образ жизни, который должен вести русский барин. Он гневно выговаривает Захару, неосторожно сравнившего его с другими: “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу!”. Однако, гордясь своей барской неприспособленностью и независимостью, Обломов попадает под влияние чужой воли, начиная от Захара и кончая Тарантьевым с Иваном Матвеевичем. Таким образом, в портретной характеристике, внешних деталях, образе жизни Обломова Гончаров показал типичные черты русского барина-байбака: апатию, лень, бездеятельность.
Представление о предыстории героя Гончаров дает читателям из сна Ильи Ильича, где тот видит свое детство, родной дом, семью. Здесь перед нами предстает такое явление, как “обломовщина”. Гончаров дает понять, что это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляется светлое начало, инициатива, гуманность (вспомним больного странника в Обломовке), всякое движение (запреты на игры с деревенскими мальчишками маленькому Илье).
С первых строк сна Гончаров подчеркивает безмятежность и покой самой природы, как бы определившей и образ жизни людей, населяющих Обломовку. Нет ни бурь, ни потрясений, ни высоких гор, ни необъятных морей, как отсутствуют войны и странные болезни в жизни обломовцев, как не будоражит их сознание устремленность ввысь мечты и помыслы. Как небо “ближе жмется к земле, чтоб покрепче обнять ее, уберечь от невзгод”, так и родительская любовь направлена на избавление дитяти от труда и учения. Как времена года невозмутимым порядком проходят друг за другом, так и жизнь в Обломовке измеряется родинами, крестинами, свадьбой, похоронами.
Тишина и неподвижность природы находится в гармонии с сонным образом жизни обломовцев, и писатель делает акцент на этом “ничем непобедимым всепоглощающем сне, похожем на смерть”. С одной стороны, мотив сна, созвучие с ним мертвенности дум и образа жизни Гончаров покажет в других эпизодах, раскрывающих суть обломовщины, с другой -сон, как мечта, как идиллия патриархальной жизни, сосредоточенность на физиологических потребностях (еда, сон, продолжение рода), привязанность 284
людей к одному месту, замкнутость от внешнего мира, мягкость и сердечность, большая, чем в чуждом внешнем деловом мире, человечность, самодостаточность поэтизируются Гончаровым, как и сама Русь.
Таким образом, жизненная позиция Обломова формировалась в этой среде с ее понятиями и идеалами, где труд люди воспринимали как “наказание господне”, где все необходимое сделают триста Захаров, где перед глазами у Илюшеньки был пример отца, вся деятельность которого заключалась в наблюдении, кто куда пошел и что понес, где наделенный необъятной материнской любовью мальчик приобрел черты мягкости, нежности, чуткости (“голубиное сердце”), но потерял волю и желание трудиться. “Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Как некогда обломовцы, столкнувшись с реальным внешним миром, спасовали перед письмом, так и впоследствии Обломов спасует перед ответственностью за свою ошибку (перепутает Астрахань с Архангельском) и подаст в отставку. Как отец Ильи Ильича не смог послать другу рецепт пива, так и Илья Ильич не сможет ни написать письмо управляющему в деревню, ни ответить другу Штольцу.
Исключая всякую инициативу из жизни мальчика, общество убило в нем всякое живое движение, но душа ребенка сохранилась в Обломове во всей нежности, наивности, чистосердечии, чем он был интересен Гончарову. Именно эти качества, каких не было ни у кого из окружающих, привлекли в Обломове Ольгу Ильинскую, девушку необычайно умную, чистую, натуру цельную, глубокую. Она была в состоянии разглядеть, что скрывается за оболочкой неуклюжего увальня. Для Ольги не важен внешний вид, она ценит обыкновенные человеческие качества: ум, искренность, естественность, что, в свою очередь, привлекло к ней героя. В этом Обломов и Ольга похожи, но только в этом.
Подвергая испытанию любовью своего героя, Гончаров идет испробованным путем в русской литературе, проверяя его личность на состоятельность. Ольга для Обломова идеал, как и для Гончарова. Ольга полюбила не реального Обломова, а будущего, каким она хотела его видеть. Обломов же понял это гораздо раньше Ольги и постарался предостеречь ее, а себя уберечь от будущих душевных треволнений. Свадьба была невозможна изначально. Ольга требовала деятельности - Обломов стремился к покою. Для Ольги идеал жизни - в стремлении к развитию души и интеллекта, для Обломова- в безмятежном семейном кругу с чередой обедов и ужинов.
Этот идеал семьи, родную обломовщину Илья Ильич обретает в браке с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, мещанкой, в дом которой он переехал с Гороховой улицы. В описании двора Гончаров дает многозначную характеристику тишины и покоя, отмечая, что “кроме лающей собаки, казалось, ни одной живой души не было”. Первой, что замечает Обломов в Агафье, - ее хозяйственность и основательность. В ведении хозяйства она талантлива, но в остальном ничего не смыслит. Чувство Обломова к Пшеницыной было приземленным, к Ольге - возвышенным. Об Ольге он мечтает, на Агафью смотрит, для свадьбы с Ольгой нужно было что-то сделать, а брак с Агафьей складывается сам собою, незаметно. Даже Штольц уже оставил надежду вытащить из этой обломовщины своего друга, увидев “вечный” халат Ильи Ильича. Если Ольга “сняла” халат, то Агафья, залатав, “чтоб дольше прослужил”, вновь облекла в него Обломова. Единственное, что может сделать Штольц, - это позаботиться о сыне Обломова. Таким образом, передавая на воспитание Штольцу маленького Андрюшу, Гончаров показывает, за кем будущее.
Неразрывную связь с обломовской средой не может преодолеть и Агафья, которой после смерти Обломова Штольц предлагал жить вместе с сыном. Значение образа Обломова необычайно велико. Его Гончаров противопоставил суетности и бессмысленности петербургской жизни Волковых, Судьбинских, Пенкиных, забывших о человеке и стремящихся удовлетворить свое мелкое тщеславие или меркантильные интересы. Эту петербургскую “обломовщину” не приемлет и Гончаров, устами Обломова выражая протест против осуждения “падших людей”. О сострадании к “падшим” говорит Обломов, в порыве чувств встав с дивана. Не видя смысла в суетной жизни Петербурга, в погоне за призрачными ценностями, ничегонеделание Обломова - своеобразный протест против наступающего рационализма буржуазной эпохи. В эту эпоху Обломов сохранил чистую детскую душу, но “обломовщина” - апатия, лень и отсутствие воли — привела его к гибели духовной и физической.
Итак, значение произведения в том, что Гончаров показал реальную картину состояния российского общества, при котором лучшие задатки человека подавляются бездеятельной жизнью. Образ Обломова, сохранившего “ голубиную душу” в эпоху смены феодального уклада буржуазным и воплощающего лень и апатию, приобрел нарицательное значение.





Роман Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году, когда Россия стояла на пороге перемен в экономической и политической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права.
Роман сразу стал предметом всеобщего внимания как для читателей, так и для критиков. Выделяется оценка романа Добролюбовым. В статье “Что такое обломовщина?” критик назвал роман Гончарова “знамением времени”, а также заметил, что у Гончарова были предшественники в изображении “обломовщины” и сходных с ней социально-нравственных явлений.
В романе Гончаров затронул проблемы, которые выдвинуло время, и показал реальное состояние русского дворянского общества в пореформенный период в России.
Роман “Обломов” — это роман о герое и о явлении, породившем этого героя, - “обломовщине”.
Главное действующее лицо романа - Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, культурный человек, получивший хорошее образование. Так, Гончаров рисует портрет Обломова: “Это был человек лет тридцати двух - тридцати трех, приятной наружности с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Автор отмечает “выражение усталости и скуки”, нездоровый вид от недостатка движения и воздуха. Для более полного раскрытия характера героя Гончаров во всех подробностях описывает быт Обломова, а вся первая глава посвящена одному дню из жизни Ильи Ильича.
Безразличие к себе и ко всему, что окружает Обломова, наиболее ярко проявляется в описании его кабинета: “По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью: зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”.
Захар, слуга Ильи Ильича, как бы повторяет собой своего хозяина. И если дорогой восточный халат Обломова “засалился”, то у Захара- постоянная прореха под мышкой, из которой торчит кусок нижней рубашки. Сам ленивый, он спекулирует на лени барина, и для своей нерадивости и лени он всегда находит оправдание. “Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он только желал, чтоб это делалось как-нибудь незаметно, само собой, а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т. п...”
Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг Андрей Штольц говорит о нем: “Это хрустальная, прозрачная душа”. Но эти черты дополняются такими качествами, как безволие и лень. “Лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”.
Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям. Больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.
И только иногда, в редкую сознательную минуту, он начинает с грустью и болью понимать свое положение. “А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало...” “Однако... любопытно бы знать..., отчего я такой?” — задает себе вопрос Обломов. Ответ на этот вопрос Гончаров дает в IX главе первой части “Сон Обломова”, которая переносит читателя в пору детства Илюши, в деревню Обломовка, где происходит формирование характера героя, к истокам такого явления, как “обломовщина”.
Деревня - это особый мир, чуждый суетности и потрясениям жизни. Картины природы представляют собой идиллический пейзаж, который не может быть нарушен никакими бурями и стихиями. Солнце светит ровно, осадки выпадают в свое время в нужном количестве, мороз крепчает, как и положено в Крещение. Ничего не нарушает сложившийся порядок. В природе присутствует гармония.
Точно так же была устроена и жизнь в Обломовке, где и хозяева, и слуги жили в “сонном царстве”, где “норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность” Любая попытка и инициатива Илюши к самостоятельному действию пресекалась, так как для этого был “Захар и еще триста Захаров”. “Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Покинув Обломовку, “этот рай на земле”, Илья Ильич оказался несостоятельным к жизни, далекой от мира детства. Появилась необходимость в самостоятельном выборе и принятии собственных решений. Попав на службу, он пасует перед теми проблемами, с которыми сталкивается. Испугавшись ответственности за допущенную ошибку (отправляет письмо с документами вместо Архангельска в Астрахань), Обломов сказывается больным, а после уходит в отставку.
Используя уже известный прием в литературе, Гончаров подвергает своего героя испытанию любви. Ведь именно в любви и дружбе личность проявляется наиболее ярко.
Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую. Ольга ценит и любит в Обломове его доброту, его нежное сердце и тонкую душу. Она верит в него, верит в то, что он способен возродиться к новой жизни, что именно ее любовь изменит его. “Поэма любви” с ее страстями, взлетами и падениями показалась Обломову “претрудной школой жизни”. Он пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви Ольги, пугается тех бытовых трудностей, которые возникают вокруг него. А преодолеть, устранить их он не может - не знает как.
Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего не требует от него, как Ольга, а просто слепо любит его, потакая ему во всем. Такая любовь не только не способна возродить Обломова к новой жизни, а, наоборот, губит и уничтожает окончательно. Ольга “сняла” с него халат, Агафья же снова “надела”. Но именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов счастлив, так как именно здесь он находит свою Обломовку.
Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни Обломова неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Первоначально он даже хотел назвать роман “Обломовщина”. “Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое... ядовитое”. Автор видит также и причины, породившие это явление, — условия такой поместной жизни позволили помещику не заботиться о “хлебе насущном”. Привычка жить чужим трудом, заложенная с детства, привела к гибели, подавила лучшие начала личности.
Гончаров реалистично изобразил картину русской дворянской жизни, при которой лучшие ценности человека убиваются бездеятельностью. Образ Обломова оказался вневременным понятием, воплотившим в себе лень, апатию, неспособность к самостоятельному действию, и приобрел нарицательное значение.





Одним из выдающихся произведений литературы XIX века является роман И. А. Гончарова “Обломов”. Произведение явилось своеобразным зеркалом своей эпохи. “Обломов” стал для русского общества “книгой итогов”. Именно поэтому Добролюбов приветствовал произведение Гончарова. Роман раскрыл страшную силу традиции, показал такое существование, при котором “норма жизни была готова и преподана... родителями, а те приняли ее, тоже готовые, от дедушки, а дедушка от прадедушки...”. Творение Гончарова убеждало читателей, что для живой жизни мало одной преемственности - ей необходимо обновление.
Лучшее, что могла породить помещичья среда, - это Обломов с его “золотым сердцем”. В личных проявлениях Илья Ильич чист и благороден, но он весь спрятан только в них. Не случайно Ольга Ильинская все время ждет от героя выхода в мир общественный. Девушка, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” - “Есть... Обломовщина”, - отвечает герой. Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, - вот судьба не только главного героя романа, но и многих других персонажей. События, описываемые в произведении, обычны для общественной жизни 1855 - 1862 годов. В этом заключается трагизм романа, в котором описана уходящая в прошлое патриархальная Русь.
Итак, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Покой - идеал жизни героя, “его нормальное состояние”.
Илья Ильич Обломов - русский помещик, живший в Петербурге на доходы от своего имения. Это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, получил принятое в дворянском обществе образование, когда-то мечтал о службе, о путешествиях, увлекался поэзией. По уму и развитию он стоит выше своих знакомых -Волкова, Пенкина, Судьбинского, Тарантьева. Обломов обладает многими положительными качествами. “Это хрустальная, прозрачная душа”, — говорит о нем Штольц. Попытки друга пробудить героя к жизни ни к чему не приводят. Многие ответы на вопросы автор дает в “Сне Обломова” в девятой главе романа.
В Обломовке, в далекие детские годы, сложилась важная и в последующей жизни во многом определяющая черта характера Ильи Ильича — поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. Эти сословные традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в становлении характера Обломова, превратись отчасти в черты 288
“обломовщины”. Но эти же устои позволят герою сохранить естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского практицизма Штольца. В обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни таятся разгадки последующих действий героя. Обломова нельзя до конца понять, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно в “Сне Обломова”.
Сказка из “Сна Обломова” переходит в жизнь героя и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне, “настоящее и прошлое слились и перемешались”. И вновь герой погружается в “сонное царство”, только оно уже именуется “жизнь”. Не случайно в романе Гончарова герой попадает из обломовского рая не куда-нибудь, а именно в Петербург — город полурусский, полуевропейский, холодный, чиновный, полный суеты. Все здесь противоположно нравам в Обяомовке: обременительная служба, неискренние отношения между людьми, даже погода - пасмурная и унылая. Образ Ильи Ильича- это воплощенная ностальгия по прошлому. Как грустит человек о своем детстве, так грустит и народ о своем прошлом, которое всегда кажется лучше настоящего.
Обломов - лишь дитя своего времени. Царство крепостной России -вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая никакого труда, - основа всех поступков и действий Обломова.
В своем произведении Гончаров создал обобщенный образ. Это литературный тип, система пороков дворянского общества. В образе Обломова воплощены типичные черты русского характера. Автор показал русского барина - ленивца с широкой душой и добрым сердцем, высокими чувствами. В отличие от окружающих его людей, Обломов осознает свою непригодность для новой жизни, при этом мучается, сегодняшняя жизнь его также не устраивает: “Стоит ради такой жизни вставать с дивана”. Превратившись в ненужное и горькое прозябание, жизнь Обломова заканчивается, так и не завершившись чем-нибудь значимым. Будущее страны не за такими людьми, как Илья Ильич.
В своем романе, который можно назвать центральным в творчестве писателя, Гончаров сумел реалистически отразить все те сложные процессы, которые проходили в русском обществе во второй половине XIX столетия. В лице Обломова, с одной стороны, воспроизведен образ русского барина, а с другой, - пороки современной автору действительности - “обломовщины”.

 

Сочинения > Список сочинений > Гончаров > Сочинения по произведению "Обломов" > Сочинение "АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ "ОБЛОМОВ"

Гончаров "Обломов" - сочинение "АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ "ОБЛОМОВ"

Страница: [ 1 ]  2  3  4  5  6  

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ "ОБЛОМОВ"
После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова, читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведе-нием в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл, вложенный И. А. Гончаровым в "Обломова". И неудивительно; кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа успел поменять к нему свое отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части "Обломова" и, напротив, советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем же разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении и какова была его позиция по отношению к основным персонажам.
Изначально сюжет "Обломова" задумывался, по-видимому, как обоб-щенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загород-ной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том "Обломо-ва", повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. О последней следует говорить отдельно. Этот прием испытания любовью, впрочем, встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор сможет открыть много новых граней в душе своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах. При этом автору предоставляется возможность преподать своего героя с той или иной стороны
в зависимости от его отношения к последнему. При этом автору предоставляется возможность преподать своего героя с той или иной стороны
в зависимости от его отношения к последнему. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа.
Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, не-смотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, через разговоры основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека и в то же время обладающего необычайными сонливостью и ленью. И потом, для объяснения истоков его характера, Гончаров вводит сон героя, где показывает его детство. Таким образом, композиция произведения не нарушается.
Начинается повествование об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и, на мой взгляд, самых интересных моментов этой части романа. Здесь описывается природа обломовского края. Ее безмятежность и равнинность, конечно же, заметно преувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в | силу общей атмосферы поместья. Однако, что интересно, по замеча-н1гям самого Гончарова, сделанным здесь же, можно судить, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд на природу. Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описания грозных стихий. В его идиллическом месте "нет дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого". Да и неудивительно, ведь позиция Гончарова по отношению к ним вполне определенна: море "наводит только грусть" на него, а "горы и пропасти... грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя...". Зато в "мирном уголке", обрисованном им для Обломова, даже "небо... как родительская надежная кровля". "Солнце там ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется... точно нехотя..." А "горы... только модели тех страшных гор", И вся природа там "представляет ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...".
Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта, то есть того, что изначально должно стать основой произведения.

 

Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта, то есть того, что изначально должно стать основой произведения. Сама мысль, пронесенная здесь, не нова: бездействующие помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Интересно не это, а то, как отражает Гончаров свое отношение к этому образу жизни. Здесь, как и во всем в Обломовке, краски как бы притушены. Вот как описывается здесь жизнь крестьян: "Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех..." Я думаю, что автор прибегнул к такому стилю, поскольку, отразив свою позицию по отношению к проблеме крепостного права, он не должен был нарушить атмосферу всеобщей сонливо-сти, столь важную для главного героя. Ведь каково бы ни было отношение Гончарова к помещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и симпатизирует Обломову. Эта же всеобщая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, могла бы отчасти его оправдать.
Здесь впервые Гончаровым упоминается Штольц. Позиция автоpa по отношению к нему в будущем ясна. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противопо-ложность Обломову. Соответственно и условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, нежели в Обломовке.
Теперь, перейдя к трем основным частям романа, надо сказать, что ос-новной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильёй Ильичом Обломовым. Однако вначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношении Обломова и Штольца в их сравнении. В таком случае, рассматривая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей.
Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами ха-рактера, автору, как и читателю, несомненно нравится Штольц, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top