На швейной машине выполняются наиболее трудоемкие и кропотливые работы в процессе пошива одежды, в первую очередь — различные швы и ряд других пошивочных операций.
Основные части швейной машины и их назначение
Устройство швейной машины приведено на рис. Все детали ее по характеру выполняемой ими работы можно объединить в следующие группы:
- рабочие части (игловодитель, нитепритягатель, транспортер, челночно-шпульный комплект);
- вспомогательные приспособления и детали (регулятор длины стежка, регулятор натяжения нити, лапка, гребенка и т. п.);
- детали передачи (вал, кривошип, шатун и т. п.).
1 — винт для закрепления лапки: 2 — стержень для катушки с нитками; 3 — маховое колесо; 4 — регулятор стежков.
Важнейшими частями швейной машины являются игловодитель, нитепритягатель, транспортер и челнок.
Игловодитель должен обеспечить правильное продвижение закрепленной в нем иглы вверх и вниз сквозь прошиваемую ткань. Стержень игловодителя получает движение от кривошипа, укрепленного на конце главного вала. От того же кривошипа получает движение и нитепритягатель, который в своей работе должен быть связан с работой иглы и челнока. От правильно налаженной работы нитепритягателя зависит высокое качество работы швейной машины.
Транспортер предназначен для передвижения ткани на длину одного стежка. От его работы зависят длина стежка, правильность и равномерность строчки.
От работы челночного механизма зависит петлеобразование, т. е. перекрещивание верхней и нижней нитей.
Уход за швейной машиной
Швейную машину необходимо тщательно чистить, систематически смазывать и проверять состояние отдельных ее деталей. Время от времени нужно проверять, достаточно ли привинчены винты, скрепляющие отдельные детали, так как при про- должительной работе эти винты ослабевают и тем самым могут нарушить нормальный ход всей машины, вызвать преждевременный износ ее частей.
Грязь и пыль, попадая в машину, также способствуют скорому износу ее деталей. Поэтому надо внимательно следить, чтобы грязь и пыль не попадали в машину, для чего после работы ее следует закрывать колпаком или плотным чехлом. Чтобы уменьшить трение и тем самым избежать преждевременного износа, машину необходимо своевременно смазывать.
Если машина работает ежедневно, то все ее детали надо смазывать не реже одного раза в два дня. Перед этим ее нужно тщательно протереть, осмотреть и очистить все отверстия для смазки, так как в противном случае масло может не попасть между трущимися деталями.
Для смазки надо применять специальное машинное масло и масленку, которая всегда должна быть неправдой. При нажатии на донышко масленки масло должно выделяться капельками, а не струйкой.
Машинное масло, предназначенное для смазки швейной машины, должно быть доброкачественным, чистым и бесцветным.
Необходимо также следить за чистотой масленки, чтобы во время смазки не занести в машину грязи.
Приступая к чистке машины, прежде всего необходимо вынуть иглу и шпульный механизм и снять приводной ремень. Сначала прочищают и смазывают детали головки машины. С этой целью снимают фронтовую доску, тщательно протирают ее и удаляют из головки всю грязь. Детали головки протирают тряпкой, а грязь из головки удаляют палочкой с намотанной на конце тряпочкой. Затем детали головки смазывают и проворачивают маховое колесо, чтобы масло равномерно покрыло трущиеся части машины.
Смазанную головку машины закрывают фронтовой доской.
Затем, сняв игольную и задвижную пластинки, машину поворачивают на бок и разбирают механизм челнока. Разобранные детали челночного механизма протирают чистой тряпочкой и прочищают все детали под платформой.
Особое внимание следует уделять деталям транспортера ткани, где скопляется много грязи.
Во время протирки челночного вала надо повернуть маховое колесо так, чтобы вал повернулся на полоборота.
Затем протирают поддонник и собирают челночный механизм. Правильность сборки проверяют, проворачивая маховое колесо. Во время смазки деталей под платформой также проворачивают маховое колесо, с тем чтобы масло проникло между деталями.
После протирки и смазки деталей платформы машину ставят в нормальное положение, открывают боковой круглый щиток или крышку на верху рукава, протирают детали внутри рукава и смазывают их. Затем закрывают щиток, надевают приводной ремень и, подняв лапку, несколько секунд вращают маховое колесо, для того чтобы смазка равномерно покрыла все трущиеся поверхности. После этого обтирают рукав машины, головку рукава, платформу и рабочий стол чистой сухой тряпочкой, вставляют иглу, заправляют нитки и прошивают лоскут ткани, проверяя строчку и налаживая машину на пошив изделий из определенной ткани.
Кроме описанного полного процесса смазки, во время работы машины необходимо смазывать ответственные ее части по мере надобности.
Важнейшие узлы смазки швейной машины показаны на рис.
1 — прижимная лапка; 2 — винт регулятора натяжения ниток; 3 — тарелки; 4 — нитепритягательная пружина; 5 — рычаг; 6 — ушко нитепритягателя; 7 — игловодитель; 8 — прорезь нитенапра- вителя; 9 — фронтовая доска; 10—ушко нитепритягателя; 11 — иглодержатель; 12 — крючок нитенаправителя.
Заправка и регулировка швейной машины
Нормальная работа машины в значительной степени зависит от состояния иглы и правильности ее установки. Поэтому работающий на машине должен хорошо уметь выбрать, проверить и правильно установить иглу.
Выбор номера иглы зависит от ткани и номера ниток (табл. 2). Номер машинной иглы обозначается на ее головке либо на коробочках, в которых иглы продаются.
Игла для швейной машины должна быть острая, ровная, без изгибов. Ушко ее и желобки должны быть хорошо отшлифованы, так как в противном случае игла будет рвать нитку.
Установка иглы. Машинная игла имеет головку, с помощью, которой она закрепляется в игловодителе. Закрепляя иглу в игло- водителе, необходимо следить, чтобы короткий ее желобок был обращен в сторону того конца челнока, который будет захватывать образуемую петлю. Вставлять иглу в игловодитель нужно до отказа, так как иначе она не будет крепко держаться и нарушит правильную работу машины. Если игла стоит выше или
ниже нормального положения, то машина будет пропускать стежки. Возможны также поломки иглы и обрывы нитки.
Заправка верхней нитки. Катушку с нитками ставят на стержень 2 для катушки (рис. 6). Нитку с катушки проводят сквозь прорезь 8 нитенаправителя (рис. 7). Затем вниз, слева направо, между натяжными тарелками 3 и заводят за пружину 4. Затем нитку направляют вверх, слева направо, пропускают сквозь ушко нитепритягателя 6, далее — в нижней части фронтовой доски 9 — сквозь ушко нитепритягателя 10 в направитель (крючок) 12 нитенаправителя и выводят сквозь ушко иглы со стороны длинного желобка.
№ ниток | № игл | ||||
Ткани | бумажных | льняных | шелковых | ||
Шифон, крепдешин, батист, тонкое полотно и т. п……………………………… | 100 | 8—30 | 9 | ||
Тонкие сорта коленкора, тонкие шелковые ткани и т. п………………… | 100-80 | — | 30—24 | 11 | |
Простынное полотно, коленкор, муслин, шелк и т. п. …… | 80—60 | — | 20 | 14 | |
Легкие шерстяные ткани, сатин, ситец, тяжелые сорта шелка . . . | 60—40 | — | 33—25 | 16—17 | |
Костюмные шерстяные ткани, тик, сукно средней толщины …. | 40—30 | — | 20—25 | 18 | |
Толстые шерстяные и грубошерстные ткани, плотное сукно и т. п. | 30-24 | 80-60 | 18 | 19 | |
Грубое сукно, бобрик . . . . | 20—16 | 60-40 | — | 21 | |
Очень тяжелые и грубые ткани . . | 16— 8 | 20-24 | — | 22 |
Правильная заправка нитки обеспечивает бесперебойную работу машины.
Следует обращать внимание на качество катушек и ниток. Если у катушки изломаны края или она с трудом вращается вокруг стержня, возможны обрывы нитки и плохая строчка. Нитка для шитья на швейной машине должна быть крепкой, без узлов и утолщений и не слишком скрученной.
Регулировка натяжения верхней нитки. В зависимости от толщины и плотности ткани ниткам придают различное натяжение.
Для регулировки натяжения верхней нитки в головке машины имеется специальный регулятор натяжения 2 (рис. 7). Завинчивая гайку этого регулятора, мы усиливаем нажим пружины, а следовательно, и натяжение нитки; отвинчивая гайку, наоборот, ослабляем натяжение.
Кроме регулятора натяжения, в головке машины имеется приспособление для ослабления натяжения нитки, которое действует при подъеме лапки. Подняв прижимную лапку 1, можно спокойно вынимать работу, не боясь согнуть или сломать иглу.
От натяжения ниток в значительной степени зависит качество строчки; слабо натянутая нитка дает слабую, неплотную строчку, а при сильно натянутой нитке строчка будет слишком плотная. Иногда при сильном натяжении ниток машина образует сборки.
Если натяжение верхней и нижней ниток неодинаково, то машина начинает образовывать петли, или, как говорят, петлять.
Следовательно, для бесперебойной и правильной работы машины необходимо хорошо отрегулировать натяжение ниток.
Заправка нижней нитки. Для заправки нижней нитки открывают защелку шпульного колпачка и вынимают его из челночного устройства. Шпульный колпачок нужно вынимать снизу — под рабочим столом или через отверстие в платформе, которое закрывается специальной металлической задвижкой.
Повернув шпульный колпачок открытой стороной книзу, освобождают защелку, и шпулька легко выходит из колпачка. Намотав на шпульку нитки с помощью приспособления для наматывания, ее снова вставляют в шпульный колпачок. С этой целью его поворачивают открытой стороной вверх, поднимают защелку и вставляют шпульку так, чтобы конец нитки спускался вниз с левой стороны, а при сматывании нитки шпулька вращалась против часовой стрелки.
Уложив шпульку, нитку отводят в прорезь шпульного колпачка под пружину натяжения и в выводное ушко на ее конце. Заправленный шпульный колпачок вставляют в корпус челнока на центровой штифт. При этом установочный палец помещают против зарубки в верхней части корпуса челнока и, нажимая на челнок, продвигают его по штифту до тех пор, пока установочный палец не войдет в зарубку и шпульный колпачок не защелкнется.
Затем, держа левой рукой конец верхней нитки, вращают правой рукой маховое колесо к себе до тех пор, пока игловоди- тель не опустится до нижней точки и снова не поднимется до верхней. При этом верхняя нитка захватывает нижнюю (челночную) и вытягивает ее наверх.
Обе нитки отбрасывают назад на транспортер ткани. Подложив ткань под иглу и опустив лапку, приступают к шитью.
Регулировку натяжения нижней нитки производят при помощи винта, прикрепляющего натяжную пружину к шпульному колпачку. Вращая винт вправо, усиливают натяжение, а влево— ослабляют.
Натяжение нижней нитки должно соответствовать натяжению верхней. Однако нижнее натяжение более постоянно и не так часто нарушается. Об этом следует помнить при исправлении плохой строчки, которая чаще всего бывает вследствие неправильного натяжения верхней нитки.
Установка и регулировка лапки. С помощью лапки ткань прижимается к игольной пластинке и транспортеру ткани. Для того чтобы ткань правильно и бесперебойно продвигалась вперед, нужно правильно установить высоту лапки, а затем подобрать необходимую силу нажима.
Правильность установки лапки регулируют винтом, с помощью которого стержень лапки укреплен на кронштейне. Силу нажима лапки регулируют винтом, имеющимся на головке машины; завинчивая его, усиливают нажим пружины и лапки.
Во время шитья лапка должна хорошо прижимать ткань к транспортеру, чтобы обеспечить нормальное продвижение ее.
Регулировка величины стежка. Размеры стежка устанавливаются в зависимости от характера работы. Величину стежка регулируют с помощью рычажка, который имеется в прорезе рукава машины. Для увеличения стежка нужно ослабить винт этого рычажка и передвинуть его вниз. Установив величину стежка, винт рычажка тщательно закрепляют.
Общие правила пользования швейной машиной
Перед началом работы на швейной машине нужно внимательно осмотреть и проверить исправность ее частей. При этом особое внимание надо обращать на следующее:
- исправность иглы и катушки;
- качество ниток, правильность их заправки и равномерность натяжения;
- состояние шпульки и наматывание на нее ниток;
- установку челнока и шпульного колпачка (проверить, нет ли чрезмерного качания);
- установку и закрепление иглы и лапки;
- установку регулятора стежков;
- смазку машины.
Во время шитья на машине не следует тянуть ткань руками или подталкивать ее под лапку.
Швы и утолщенные места нужно прошивать осторожнее, чтобы не сломать иглы.
По окончании работы машину нельзя оставлять с поднятой лапкой. Под лапку нужно подложить лоскуток ткани и закрепить его опущенной иглой.
Машину нельзя вращать с опущенной лапкой, когда нитки заправлены, а ткань не подложена.
Необходимо правильно вкладывать шпульный колпачок и внимательно проверять его установку. Если машина начинает стучать, ее надо тщательно прочистить и смазать.
Дефекты в работе швейной машины
Слабая строчка. Слабой строчкой называют такую строчку, при которой лоскуты ткани в шве недостаточно прижаты друг к другу, хотя переплетение ниток происходит правильно. При слабой строчке между сшитыми лоскутами ткани, если их слегка оттягивать друг от друга по шву, видны нитки стежков.
Причиной слабой строчки является недостаточное натяжение обеих ниток.
Тугая строчка. При слишком сильном натяжении обеих ниток получается тугая строчка, и машина делает сборки, особенно на легких и тонких тканях. Определить этот дефект, если он не виден на глаз, можно, натянув шов, который при этом будет трещать, а нитки могут разорваться.
Петляние машины. Машина может петлять, т. е. образовывать петли сверху и снизу. Если узелки будут образовываться сверху,— машина петляет снизу, и наоборот.
Происходит это вследствие неравномерного натяжения обеих ниток. Чтобы избавиться от этого дефекта, надо правильно отрегулировать натяжение обеих ниток.
Грязная строчка получается в том случае, если машину после чрезмерной смазки плохо протерли. Чаще всего загрязнение ниток происходит в челночном механизме и под ним, где скопляется много пыли и волокон ткани. Нитки, проходя через загрязненные части машины, загрязняют и портят строчку. Чтобы избежать грязной строчки, надо тщательно прочищать машину.
Косые стежки, располагающиеся не по прямой линии, а наискось, получаются в следующих случаях: 1) когда заправлены нитки неодинаковой толщины; 2) шатается игловодитель или транспортер ткани; 3) неравномерна подача ткани на гребенку транспортера; 4) неровно установлена или стерлась с одной стороны гребенка транспортера.
Обнаружив косую строчку, необходимо проверить толщину верхней и нижней ниток. Устранить шатание игловодителя и транспортера может только механик.
Пропуск стежков. При этом дефекте в работе машины переплетение ниток происходит не при каждом проколе ткани, вследствие чего некоторые стежки получаются большими. Это зависит, главным образом, от неправильной работы иглы или челнока, а также вследствие неправильной их установки.
Пропуски стежков бывают часто в тех случаях, когда игла слишком отдалена от челнока или расположена слишком близко к нему и цепляет за него; тогда необходимо переставить игловодитель и правильно установить высоту иглы. Кроме того, про* пуск стежков бывает в случае неправильного подбора иглы, а также если игла искривлена или тупа. Проверив иглу, надо также проверить, не слишком ли велико отверстие в игольной пластинке и правильно ли проходит игла в середине игольного глазка лапки и пластинки. Если отверстие слишком велико, игла вминает ткань в глазок пластинки. В этом случае необходимо заменить игольную пластинку.
Плохое продвижение ткани зависит также от состояния и установки транспортера ткани и лапки. Если ткань продвигается слишком медленно, то стежки получаются мелкие и неодинаковой длины. В таких случаях прежде всего надо поставить на место регулятор величины стежков и хорошенько закрепить его винтом. При исправном регуляторе проверяют остальные детали, при помощи которых ткань продвигается в машину.
Сбивание ткани из-под лапки вниз. Чтобы строчка во время шитья была равномерной и прямой, ткань надо передвигать точно поперек платформы. Линия строчки всегда должна быть параллельна лапке.
Иногда ткань сбивается из-под лапки в сторону, и тогда очень трудно добиться правильной строчки. Чаще всего это происходит вследствие перекоса лапки, а также если она шатается. Поэтому большое внимание надо уделять регулированию лапки и правильному ее подбору, а также следить за ее состоянием.
Поломка иглы. В большинстве случаев игла ломается вследствие невнимательного и неаккуратного обращения с машиной со стороны работающего на ней. Чаще всего это бывает в следующих случаях: 1) игла искривлена или установлена слишком низко; 2) лапка закреплена неправильно, вследствие чего она закрывает отверстие игольной пластинки; 3) ткань продвигается в тот момент, когда игла находится в ней; 4) работающий во время пошива тянет ткань или неаккуратно прошивает швы и утолщенные места, а также небрежно вытягивает ткань из-под лапки; 5) крышка челночного комплекта плохо укреплена и шатается,— необходимо следить, чтобы эти детали всегда были хорошо закреплены.
Обрыв верхней нитки происходит вследствие многих причин. Чтобы не было обрывов, необходимо пользоваться нитками надлежащего качества и следить за тем, чтобы катушка правильно вращалась на стержне. Заправляя нитку, надо проверять состояние нитенаправителей, ушка нитепритягателя и тарелочек регулятора (нет ли на них царапин, заусенцев и ржавчины). Кроме того, надлежит проверить правильность установки иглы, нитепритягивателя, лапки и игольной пластинки, просмотреть, нет ли дефектов в игольном глазке. Причиной обрыва верхней тики может также быть неправильность челночного комплекта.
Обрыв нижней нитки. Нижняя нитка чаще всего обрывается вследствие неправильной ее заправки, чрезмерного натяжения и неправильного вращения шпульки. Необходимо следить, чтобы нитки были равномерно намотаны на шпульку и чтобы шпулька была правильно уложена в челнок.
Если в машине окажутся более сложные неисправности, необходимо вызвать механика.