Главная задача воспитателя здесь состоит в воз­буждении способности чувств и управлении ею. Возбуждение, как выше было замечено, особенно необходимо для чувств высших, потому что низшие обыкновенно пробуждаются сами собой и требуют не столько намеренного возбуждения, сколько бла­горазумного удержания в определенных границах.

Но и относительно высших чувств потребность возбуждения весьма различна и зависит от степени внутренней приемлемости воспитанника и от звания, к которому он готовится. Хотя каждый человек, в известной степени, имеет необходимость в прекрас­ном, истинном и Божественном, хотя нет ни одного звания, в котором эти чувства не были бы нужны, однако же как не у каждого человека сердце равно открыто для них, так и не все состояния требуют одинаковой степени их образования. Что было бы делать, например, простому крестьянину с работами его звания, по видимости низкими, если бы в нем чувство красоты было развито в высшей степени?

Главные средства к возбуждению чувств суть следующие:

а) нужно при каждом случае обращать внима­ние воспитанника на все, в чем его невинное сердце может встречать прекрасное, великое и святое, как в природе и истории, так и в произведениях искус­ства. При этом надо заботиться не только о пра­вильности, но особенно о ясности и живости пред­ставлений, ибо чувства зависят больше от вообра­жения, нежели от ума;

б) надо окружать воспитанника такими предме­тами, которые соответствуют возбуждаемым чувст­вам, чтобы все противное образованному вкусу и не­благородное оскорбляло его чувство, привыкшее к истинно прекрасному и благородному. Счастлив ре­бенок, если он растет в таких условиях, при которых всегда видит выражения истинного благоговения, це­ломудрие невинного сердца, со страхом избегающего всякого порока, истинную красоту, добрый порядок и благородство!

в) родители и воспитатели не только должны са­ми в себе иметь чувство, всегда открытое для истин­ной добродетели и благочестия, но показывать и де­тям при каждом удобном случае нелицемерное свое стремление ко всему истинно благородному и высоко­му и как на словах, так и в делах во всякое время слу­жить для них образцом истинно доброго поведения. Обнаруживаемые при всяком случае добрые сужде­ния и согласные с ними поступки родителей или вос­питателей производят на детей такое впечатление, ко­торому не может противостоять их нежное сердце;

г)   нужно со всем вниманием охранять невин­ность детей и чистоту их души, еще светлой, неомра­ченной порочными страстями. Только невинное ди­тя имеет в своем сердце способность к истинному благородству. Но горе ребенку, если сердце его ис­порчено, предано ненависти или зависти или страда­ет от ядовитого жала тайного порока! От этого луч­шие чувства истребляются в самом их зародыше так же, как нежные цветы деревьев увядают от инея.

Чувства нужно не только возбуждать, но и на­правлять так, чтобы они способствовали достиже­нию истинного назначения человека или, по крайней мере, никогда не препятствовали ему. Поэтому чув­ства наши всегда должны подчиняться высшим це­лям, чтобы таким образом они могли приносить бла­готворные плоды.

Есть люди, в которых от самых маловажных предметов возбуждаются сильные чувства, а в слу­чаях важных они остаются совершенно холодными; и также есть люди, чувства которых так же быстро проходят, как скоро и возбуждаются. Причиной этих недостатков часто бывает тщеславное желание казаться чувствительными и добродушными, но обыкновенно источник их находится в беспорядоч­ном воображении. Эти недостатки нередко встреча­ются и в детях. Поэтому воспитатель должен не только охранять их от всякого лицемерия и притвор­ства, но и стараться вместе с воображением разви­вать в них разум и спокойную рассудительность и постепенно упрочивать постоянный характер, чтобы они не зависели от временных расположений и не увлекались первым приятным впечатлением, но уп­равляли бы собой, ведомые здравым рассуждением.

Воспитанник должен учиться с ранних лет вла­деть своими чувствами и подчинять их требованиям долга и приличия. Это настолько трудно, насколько же и важно. Как мало людей, которые всегда могли бы управлять порывами своих чувств и давать им надлежащее направление! Тем не менее, по непре­менному закону, все происходящее в нас и завися­щее от нашей свободы должно быть подчинено уму, а ум — закону Божию. Для облегчения этого дела:

а) надо всегда поддерживать в воспитаннике спокойную твердость духа и рассудительность и в то же время наблюдать, чтобы какие-нибудь чувства, даже и благородные, не усиливались до чрезмернос­ти. Терпением вашим спасайте души ваши,— ска­зал Спаситель (Ак. 21, 19). И Дух Божий обитает не в бурном вихре, не в ужасающем землетрясении, не в пожирающем пламени, но в дыхании тихого ве­чернего ветра (3 Цар. 19, 11; Лк. 9, 55);

б) если воспитанник порывами чувств увлечется к безрассудным поступкам, то, как только он придет в себя, надо обратить его внимание на противозакон­ность подобных поступков и из примеров других по­казать ему, до каких глупостей доходит человек, когда, не советуясь с рассудком, руководится одни­ми только чувствами и скоропреходящими впечатле­ниями. Как искренно Давид благодарил Авигею за то, что она своими благоразумными наставлениями отклонила его от принятого им в порыве гнева наме­рения совершить кровавое мщение над домом Нава­ла! (1 Цар. 25, 32 и далее).

Наконец, чувство доброе и благородное должно переходить в деятельность. Доброму дереву свойст­венно не только цвести, но и приносить добрые пло­ды, как и сердцу человеческому. К сожалению, не­редко довольствуются и услаждаются приятными чувствами, хотя они совершенно бесплодны. Люди с нежным сердцем и слабыми нервами не могут видеть несчастного, не трогаясь до глубины души, но часто на этом и останавливаются.

Поэтому воспитатель не должен придавать большое значение одним чувствам воспитанников, но всегда должен побуждать их к добрым и благо­родным поступкам и чаще напоминать им изречение Спасителя: Всякое дерево, не приносящее плода до­брого, срубают и бросают в огонь. Не всякий, го­ворящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 19—21; Ср.: Иак. 2, 15 и далее; 1 Ин. 3, 17 и далее).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top