Нужно также остерегаться и того, чтобы чувст­ва не были чрезмерно раздражаемы или напрягаемы. Они должны быть легко колеблющимися волнами, по которым душа тихо и спокойно могла бы стре­миться к своему назначению, а не диким и шумным потоком, который в бурную ночь может разбить нас о скалы или утесистые берега.

Эта неумеренность может проявиться и в самых благородных чувствах — тогда она еще страшнее. Какие чувства благороднее чувств святой веры? Но какое зло, когда они превращаются в мистические грезы или воспламеняются до мечтательного бес­смыслия и крайне опасного исступления! Хотя пыл­кие чувства естественны в юношеском возрасте, а поэтому неразумно было бы требовать от юноши спокойствия и умеренности, свойственных человеку пожилому, однако нужна большая осторожность, особенно людям слишком раздражительным, чтобы их пылкость не выходила за разумные границы.

Важнейшие причины этой неумеренности следу­ющие:

а) слабая, и потому слишком раздражительная, нервная система;

б) сильное воображение, легко воспламеняюще­еся или уже воспламененное чтением романов. На чувство веры аналогичное действие производят мис­тические повести и рассуждения;

в) дружеское общение с чувствительными людьми, а также какие-нибудь прежде случившие­ся с человеком необыкновенные приключения, часто оставляющие в душе сильные предрасположе­ния, которые от малейших причин снова обнаружи­вают свое действие.

Поэтому надо обращать строгое внимание как на физическое, так и на нравственное состояние вос­питанника, на его прежнее поведение, на его люби­мое чтение, знакомства и на все, из чего точнее мож­но узнать его личные качества. По причине тесной связи чувств с воображением все сказанное об огра­ничении воображения относится и сюда.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top