Нужно также остерегаться и того, чтобы чувства не были чрезмерно раздражаемы или напрягаемы. Они должны быть легко колеблющимися волнами, по которым душа тихо и спокойно могла бы стремиться к своему назначению, а не диким и шумным потоком, который в бурную ночь может разбить нас о скалы или утесистые берега.
Эта неумеренность может проявиться и в самых благородных чувствах — тогда она еще страшнее. Какие чувства благороднее чувств святой веры? Но какое зло, когда они превращаются в мистические грезы или воспламеняются до мечтательного бессмыслия и крайне опасного исступления! Хотя пылкие чувства естественны в юношеском возрасте, а поэтому неразумно было бы требовать от юноши спокойствия и умеренности, свойственных человеку пожилому, однако нужна большая осторожность, особенно людям слишком раздражительным, чтобы их пылкость не выходила за разумные границы.
Важнейшие причины этой неумеренности следующие:
а) слабая, и потому слишком раздражительная, нервная система;
б) сильное воображение, легко воспламеняющееся или уже воспламененное чтением романов. На чувство веры аналогичное действие производят мистические повести и рассуждения;
в) дружеское общение с чувствительными людьми, а также какие-нибудь прежде случившиеся с человеком необыкновенные приключения, часто оставляющие в душе сильные предрасположения, которые от малейших причин снова обнаруживают свое действие.
Поэтому надо обращать строгое внимание как на физическое, так и на нравственное состояние воспитанника, на его прежнее поведение, на его любимое чтение, знакомства и на все, из чего точнее можно узнать его личные качества. По причине тесной связи чувств с воображением все сказанное об ограничении воображения относится и сюда.