Посредством познавательной способности мы ставим предметы как бы перед взором своего ума, составляем о них определенные понятия, восходим от известного к неизвестному и употребляем этот умственный запас для весьма различных целей. Хо­рошо, если мы, правильно понимая самих себя и ис­тинное свое назначение, все производим от Единого и опять все направляем к Единому!

Кроме познавательной способности, мы имеем еще способность ощущать приятные или неприятные впечатления от окружающих нас предметов. Эта способность называется способностью чувства. Способность чувства есть также великое благодея­ние Божие и новое доказательство Его премудрого о нас попечения.

Будучи окружены столь многими и разнородны­ми предметами, мы находимся под непрерывным их влиянием на нас. Как легко могли бы мы потерпеть от них вред, если бы не имели способности скоро примечать их отношение к нам! Кто мог бы приобре­сти достаточное познание обо всех предметах? И как часто рассудок со своим наставлением слишком по­здно приходил бы к нам на помощь! Даже в нравст­венном отношении чувством весьма часто предваря­ется решение ума.

Если действие предмета на нас соответствует внутреннему нашему расположению, то он, удовле­творяя этому расположению, нравится нам, а поэто­му это чувство мы называем приятным; в противном же случае — неприятным. В человеке может быть столько же различных чувств, сколько он имеет рас­положений и точек соприкосновения с чувственным и сверхчувственным миром. Чувства бывают то сильнее, то слабее, а именно:

а) по отношению к предмету степень их силы бывает соразмерна степени примечаемого согласия или несогласия предмета с нашими расположениями и стремлениями;

б) по отношению к нам сами они бывают не толь­ко слабее или сильнее, но и совершенно различные в зависимости от нашей чувствительности и расположе­ния в известное время. Поэтому один предмет в одно и то же время в различных людях может возбуждать совершенно различные чувства; и один и тот же чело­век, по причине изменяющегося расположения, полу­чает совершенно различные впечатления от одного и того же предмета. При этом особенно сильное влия­ние на наше физическое состояние имеет и сила вооб­ражения. Представьте, например, какое противопо­ложное действие производит на нас звон колокола, когда он возвещает нам или торжественное праздне­ство, или погребение великого нашего благодетеля.

Такие расположения требуют особенного внима­ния. Получив правильное образование и направле­ние, они, как и чувства, не только облегчают обык­новенные наши земные занятия, но и открывают сердце наше для благороднейших удовольствий и всему нашему бытию сообщают новую приятность.

Как возвышается наше внутреннее состояние те­ми чувствами, которые рождаются в нас от искрен­него общения с благородными людьми, от сознания добрых дел наших, и особенно от искреннего обще­ния с Богом! Хотя одни чувства сами по себе и не имеют высокого достоинства, но если они охраняют­ся и управляются умом, то содержат в себе зародыш благороднейших нравственных расположений. Эта истина открывается нам яснее, когда мы, с другой стороны, представим себе такого человека, чувства которого испорчены и мертвы для всего доброго, ис­тинного и прекрасного.

Впрочем, как ни хороши и как ни благодетельны чувства, надо, однако же, наблюдать, чтобы ими всегда управлял ум, просвещенный учением Хрис­товым, ибо чувства сами по себе слепы; и поэтому, где не достает ума, там нет и вождя для слепых. Как же нужно управлять ими? Этот вопрос разрешается главным правилом истинного воспитания: нужно воспитывать человека так, чтобы он верно мог до­стигнуть своего истинного назначения, временного и вечного. Поэтому никакое чувство не должно пре­пятствовать достижению главного назначения чело­века, напротив, все они должны согласно содейст­вовать этому.

Справедливо замечают, что правильное образо­вание способности чувства особенно нужно в наше время, когда, с одной стороны, мечтательность, при­творство и чрезмерная утонченность чувств так час­то преобладают, а с другой, истинно благородные чувства так часто остаются без уважения или в со­вершенной неизвестности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top