Удивительно, до какой степени могут развиться различные органы человеческого тела посредством продолжительных упражнений. Не нужно упоминать, какое проворство и какую силу мускулов показывают многие спортсмены в гимнастике. Для убеждения в этом довольно только одного взгляда на историю человека и на обыкновенную жизнь его. Известно, сколько в этом успевали древние римляне и греки, и еще больше удивляемся тому, какого искусства посредством упражнений, например, в скачке, лазанье, бросании и т.п. достигали народы, совершенно необразованные.
Что касается употребления мышц рук, то, вместе с крепостью и гибкостью, можно также учитывать способность к различным занятиям жизни и предполагаемое звание. Здоровые дети, побуждаемые живым стремлением к подражанию, равно как и собственной постоянной потребностью к деятельности, обыкновенно сами любят упражнять эти органы.
При этом задача воспитания состоит только в том, чтобы предостеречь детей от неразумного напряжения сил; поэтому таким занятиям надо давать благоразумное направление.
С ранних лет надо приучать детей к полезному рукоделию, с помощью которого детские способности предохраняются от ржавчины праздности, тело укрепляется и приобретает привычку к занятиям, необходимым в общественной жизни, и самому духу незаметно сообщаются различные познания. Также и чувства приучаются к порядку и правильности. Если же воспитанник в полезных упражнениях находит удовольствие и радость, то это благотворно сказывается на его нравственности.
Без сомнения, наши предки разделяли этот взгляд, поэтому и дети важных фамилий должны были обучаться рукоделию. Сейчас часто руководствуются предрассудком, будто только из книг можно учиться, и поэтому считают потерянным для образования то время, которое проводится не в училище или не за учебным столом. Но при внимательном наблюдении нельзя не сознаться, что так называемая резвость или забавы детей иногда более учат их, нежели наши уроки.