Гимнастика заключает в себе все те упражне­ния, посредством которых телесные органы получа­ют крепость и проворство. Если детям не препятст­вует болезненность или слишком строгое обхожде­ние с ними, то они, по влечению самой природы, весьма склонны к гимнастическим упражнениям. Первое упражнение такого рода есть плач новорож­денного ребенка, от которого расправляется грудь, ускоряется кровообращение и устраняется вредный застой крови.

Получая от природы некоторую крепость муску­лов, ребенок хочет употребить их в действие. Он об­ращает глаза свои к свету, силится освободить неж­ные ручки и ножки от отяготительных уз пеленок и радуется постепенно возрастающим своим силам. Когда ребенок вступает в отроческие годы, тогда вся его жизнь становится деятельностью.

Ходить, прыгать, скакать, лазить, бороться, под­нимать тяжести, барахтаться в воде, кружиться, что- либо говорить или напевать и т.п. — это обыкновен­ные действия детей, в которых разнообразно обнару­живаются со дня на день возрастающие их силы.

Впрочем, такие упражнения, совершаемые соб­ственно по влечению природы, не только нужно про­сто подчинять порядку, но надо умело направлять к предположенным целям и совершенствовать соглас­но с этими целями. Отсюда происходит искусствен­ная гимнастика.

У греков и римлян такая гимнастика была почти главным делом их воспитания. Они разделяли ее на разные виды. Многие пользовались занятиями гимнастикой и для нравственного воспитания. «Многие телесные упражнения,— говорит один греческий врач,— необходимы для того, чтобы юноши, упраж­няя дух и тело, воздерживались от сильной наклон­ности к чувственным удовольствиям».

Общие правила относительно гимнастики каса­ются частью выбора, частью употребления этих уп­ражнений. Что касается выбора:

а) никогда не нужно избирать упражнений без це­ли, и особенно вредных для тела или нравственности;

б) напротив, всегда надо выбирать такие упраж­нения, которые истинно полезны для воспитанника и способствуют его развитию. При этом надо брать во внимание телесное сложение воспитанника, его воз­раст, уже приобретенные им способности и предпо­лагаемое звание;

в) надо продвигаться вперед постепенно. Про­пуск каждой последующей ступени есть отважное предприятие, которое может иметь печальные по­следствия;

г) наконец, никакой вид упражнений не должен простираться дальше благоразумно предложенной цели. Мы посредством воспитания должны готовить не канатных плясунов или воздухоплавателей, не та­ких людей, которые бы опасными и бесполезными предприятиями возбуждали пустое удивление, но здоровых и обладающих нужными качествами чле­нов общества, которые были бы способны к прохож­дению звания, указанного им Промыслом.

Сами занятия упражнениями должны быть под­чинены таким требованиям:

а)   они не должны причинять никакого физичес­кого вреда. Для этого надо правильно соблюдать ме-

ру и время. Например, трудные телесные упражнения никогда не нужно выполнять непосредственно после обеда. Надо выбрать предварительно место, орудие и т.п., например, если это бег по льду или плавание и т.п. Также надо знакомить ребенка с необходимыми мерами предосторожности и учить его ловкости, чтобы он, например, прыгая, не держал язык между зубами, после сильного движения не раздевался, при разгорячении тела не пил чего-либо холодного и т.п.;

б)   надо бдительно предупреждать всякий нрав­ственный вред, например, склонность к грубому об­наружению своих сил, неблагородные порывы чес­толюбия, бесстыдства и тому подобное. Попечение о совершенстве тела ни под каким видом не должно быть предпочитаемо высшим обязанностям, и осо­бенно нравственным.

Такие упражнения надо делать для детей по возможности приятными и занимательными. Они всегда бывают бесполезны, когда совершаются из принуждения и против воли. Очень полезно, если их облекают в форму игры или соревнования. Невин­ные детские забавы большей частью точно таковы, что, будучи правильно употребляемы, могут послу­жить достижению целей гимнастики.

Но никогда при этом не надо оставлять детей без всякого надзора. Иначе они легко предаются уп­ражнениям вредным или во зло употребляют те, ко­торые сами по себе безвредны. Будучи неопытны, легкомысленны, увлекаемы живостью своих сил и подстрекаемы ложным честолюбием, они предпри­нимают все, что льстит их склонностям, и не обра­щают внимания на опасности, которые угрожают их жизни или доброй нравственности.

 

Впрочем, этот надзор для воспитанников не дол­жен быть тягостен или оскорбителен, как уже было замечено. Нам надо стараться приобретать их лю­бовь и доверие, между прочим, показывая соучастие в их детских забавах, чтобы они сами желали наше­го присутствия и нашего руководящего слова. Те­перь скажем о некоторых упражнениях особо.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top