Гимнастика заключает в себе все те упражнения, посредством которых телесные органы получают крепость и проворство. Если детям не препятствует болезненность или слишком строгое обхождение с ними, то они, по влечению самой природы, весьма склонны к гимнастическим упражнениям. Первое упражнение такого рода есть плач новорожденного ребенка, от которого расправляется грудь, ускоряется кровообращение и устраняется вредный застой крови.
Получая от природы некоторую крепость мускулов, ребенок хочет употребить их в действие. Он обращает глаза свои к свету, силится освободить нежные ручки и ножки от отяготительных уз пеленок и радуется постепенно возрастающим своим силам. Когда ребенок вступает в отроческие годы, тогда вся его жизнь становится деятельностью.
Ходить, прыгать, скакать, лазить, бороться, поднимать тяжести, барахтаться в воде, кружиться, что- либо говорить или напевать и т.п. — это обыкновенные действия детей, в которых разнообразно обнаруживаются со дня на день возрастающие их силы.
Впрочем, такие упражнения, совершаемые собственно по влечению природы, не только нужно просто подчинять порядку, но надо умело направлять к предположенным целям и совершенствовать согласно с этими целями. Отсюда происходит искусственная гимнастика.
У греков и римлян такая гимнастика была почти главным делом их воспитания. Они разделяли ее на разные виды. Многие пользовались занятиями гимнастикой и для нравственного воспитания. «Многие телесные упражнения,— говорит один греческий врач,— необходимы для того, чтобы юноши, упражняя дух и тело, воздерживались от сильной наклонности к чувственным удовольствиям».
Общие правила относительно гимнастики касаются частью выбора, частью употребления этих упражнений. Что касается выбора:
а) никогда не нужно избирать упражнений без цели, и особенно вредных для тела или нравственности;
б) напротив, всегда надо выбирать такие упражнения, которые истинно полезны для воспитанника и способствуют его развитию. При этом надо брать во внимание телесное сложение воспитанника, его возраст, уже приобретенные им способности и предполагаемое звание;
в) надо продвигаться вперед постепенно. Пропуск каждой последующей ступени есть отважное предприятие, которое может иметь печальные последствия;
г) наконец, никакой вид упражнений не должен простираться дальше благоразумно предложенной цели. Мы посредством воспитания должны готовить не канатных плясунов или воздухоплавателей, не таких людей, которые бы опасными и бесполезными предприятиями возбуждали пустое удивление, но здоровых и обладающих нужными качествами членов общества, которые были бы способны к прохождению звания, указанного им Промыслом.
Сами занятия упражнениями должны быть подчинены таким требованиям:
а) они не должны причинять никакого физического вреда. Для этого надо правильно соблюдать ме-
ру и время. Например, трудные телесные упражнения никогда не нужно выполнять непосредственно после обеда. Надо выбрать предварительно место, орудие и т.п., например, если это бег по льду или плавание и т.п. Также надо знакомить ребенка с необходимыми мерами предосторожности и учить его ловкости, чтобы он, например, прыгая, не держал язык между зубами, после сильного движения не раздевался, при разгорячении тела не пил чего-либо холодного и т.п.;
б) надо бдительно предупреждать всякий нравственный вред, например, склонность к грубому обнаружению своих сил, неблагородные порывы честолюбия, бесстыдства и тому подобное. Попечение о совершенстве тела ни под каким видом не должно быть предпочитаемо высшим обязанностям, и особенно нравственным.
Такие упражнения надо делать для детей по возможности приятными и занимательными. Они всегда бывают бесполезны, когда совершаются из принуждения и против воли. Очень полезно, если их облекают в форму игры или соревнования. Невинные детские забавы большей частью точно таковы, что, будучи правильно употребляемы, могут послужить достижению целей гимнастики.
Но никогда при этом не надо оставлять детей без всякого надзора. Иначе они легко предаются упражнениям вредным или во зло употребляют те, которые сами по себе безвредны. Будучи неопытны, легкомысленны, увлекаемы живостью своих сил и подстрекаемы ложным честолюбием, они предпринимают все, что льстит их склонностям, и не обращают внимания на опасности, которые угрожают их жизни или доброй нравственности.
Впрочем, этот надзор для воспитанников не должен быть тягостен или оскорбителен, как уже было замечено. Нам надо стараться приобретать их любовь и доверие, между прочим, показывая соучастие в их детских забавах, чтобы они сами желали нашего присутствия и нашего руководящего слова. Теперь скажем о некоторых упражнениях особо.