Движение есть одна из главных потребностей природы. Движение укрепляет мускулы, оно спо­собствует улучшению обмена веществ, облегчает пи­щеварение и сохраняет дух в веселой деятельности. По влечению самой природы здоровые дети чувст­вуют сильное побуждение к движению, и, где нет этого расположения к деятельной жизни, там, верно, какой-нибудь червь подтачивает нежное деревце. Хотя, без сомнения, воспитатель должен управлять этой потребностью природы, благоразумно предо­храняя ребенка от злоупотребления ею, однако он никак не должен подавлять самого стремления или слишком стеснять его.

Наша природа также имеет нужду и в покое. Движение, сообразуясь с настоящими силами чело­века, не должно быть ни слишком сильно, ни слиш­ком продолжительно, потому что всякое чрезмерное напряжение ослабляет организм. Особенно надо ос­терегаться слишком активного движения непосред­ственно перед обедом или после обеда.

Сама природа после дневной деятельности на­значила человеку отдых, который мы называем сном. Потребность в сне бывает сообразна с мерой приобретенных сил и со степенью предшествовавше­го напряжения. В первые недели жизни ребенка сон есть обыкновенное его состояние. Ребенок просыпа­ется только для того, чтобы принять пищу, и потом опять засыпает, чтобы пища переваривалась.

Эта потребность у здоровых детей мало-помалу уменьшается по мере развития и укрепления их сил и стремления к внешней деятельности. Воспитание сдесь должно следовать указанию природы. Искус­ственное средство к усыплению можно употреблять с большой осторожностью, так как детям это часто приносит вред. Также легко причинить им вред, слишком сильно качая колыбель.

Здоровые дети обыкновенно по пробуждении своем бывают веселы и живы, бодро смотрят вокруг себя и стремятся к деятельности. Печальный, серди­тый и задумчивый вид не служит хорошим призна­ком, а напротив, указывает на нездоровое состояние тела и духа, либо даже на болезнь их. В этом случае нет лучшего средства, как радушная вниматель­ность, которая должна сопровождать ребенка везде, а особенно при каждом его пробуждении, и таким образом, посредством сочувствия, располагать его к подобному радушию и веселости.

В зрелых летах, когда тело уже совершенно сформировалось, излишний сон вреден. От этого в теле накапливаются лишние и вредные соки, органы становятся слабы и тяжелы и сам дух мало-помалу теряет свою бодрость. Знаменитый врач Гуфеланд общим правилом для взрослых ставит: «Никто не должен спать менее шести, и никто более восьми ча­сов». Он также сильно настаивает, чтобы приучи­лись ложиться в постель рано и с не отягченным же­лудком и вставать тоже рано.

Лишение необходимого сна также очень вредно, потому что от этого как организм в целом, так и от­дельные органы терпят много вреда и насильственно истощаются. Воспитание и в нравственном отношении должно обращать внимание на сон. Здесь предлагают­ся только некоторые советы. Взрослые мальчики, если позволяют удобства, никогда не должны спать в одной комнате со своими родителями или сестрами.

Также требуется большая осторожность и отно­сительно лиц того же пола, например, слуг, особен­но когда дети вынуждены бывают делить с ними од­ну комнату или даже одну постель. Надо следить, чтобы дети никогда не ложились спать совсем раз­детыми, по крайней мере, без рубашки, и чтобы ут­ром, как только они проснутся или будут разбуже­ны, немедленно вставали с постели.

Насколько важно и словом, и примером при­учить детей к благоговейной утренней и вечерней молитве,— этого не нужно доказывать, а довольно напомнить, что как святая любовь к Богу и ближним составляет главную обязанность человека в этой жизни, так молитва составляет жизнь этой любви и поэтому является необходимым условием нашего временного и вечного счастья.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top