В развитии человеческого организма существуют пе­риоды физиологической перестройки, так называемые «возрастные кризы». Первый такой «криз» переживают юноши в связи с периодом полового созревания.

Повышенная деятельность органов внутренней секре­ции, в первую очередь щитовидной железы, обусловливает усиленный рост в высоту. В возрасте 15—17 лет наступает так называемый второй период вытягивания, наливаются силой мышцы. У подростка 15 лет мышцы составляют 32% общего веса тела, у юношей 17 лет — 44%. Разви­вается и дыхательная система: в 15 лет емкость легких со­ставляет 2500 см3, в 17 лет — не менее 3500 см3.

Продолжается усиленное развитие потовых и сальных желез. При этом интенсивно выделяются кожная смазка и пот, которые, разлагаясь, вызывают неприятный запах. Вот почему в этом возрасте уход за кожей, личная гигие­на особенно необходимы.

Наряду с ростом корпуса и формированием мужских черт телосложения у юношей появляются вторичные поло­вые признаки: оволосение на лице, груди, ногах. Ночью во время сна происходит непроизвольное семяизвержение (поллюции) в результате переполнения семенных пузырь­ков. Поллюции во сне не только не вредны, но и в неко­торой степени полезны, так как вместе с семенем из орга­низма удаляются накопившиеся возбуждающие вещества.

Поллюции, как правило, не вызывают каких-либо нару шений самочувствия, но если мальчик не понимает, что с ним происходит, они могут стать причиной некоторого бес­покойства, смятения, страха. Родители должны прийти на помощь подростку, тактично разъяснить сущность этого естественного явления. И обязательно подчеркнуть, что поллюции еще не означают наступления половой зрелости. Это лишь один из естественных физиологических этапов приближения к ней.

Обычно поллюции происходят два—три раза в месяц. Однако, если они возникают часто, необходимо обратить­ся к врачу. Иногда возникающие при поллюциях сладо­страстные ощущения вызывают у слабовольных юношей желание возобновить это чувство искусственным путем, раздражая половые органы и этим самым вызывая истече­ние семени. Такое самоудовлетворение (онанизм)—дурная привычка. Нормальное созревание сперматозоидов закан­чивается только к 15—18 годам. Таким образом, в более раннем возрасте в семенной жидкости почти не содержит­ся полноценных сперматозоидов. Выделение же этой жид­кости истощает организм. Кроме того, при онанизме имеется большая возможность к излишествам, чем при нор­мальном половом акте. Юноши, занимающиеся онанизмом, не только плохо чувствуют себя физически, но и становят­ся подавленными, вялыми, ощущают неудовлетворенкость жизнью, пустоту. Особенно тяжело они переживают свои будущие отношения с женщиной: боятся, что окажутся неспособными к нормальной половой жизни. Понимая свои порочные наклонности, но не имея сил избавиться от них, они замыкаются в себе. У таких молодых людей угнетен­ное настроение, они учатся ниже своих возможностей, мало интересуются общественной жизнью. Подобное состояние и сознание своей болезни создают замкнутый круг; онанистический акт ухудшает общее состояние, отсутствие воли не прибегать к этому порождает чувство безысходности, обреченности. Вот почему юноша бывает психически угне­тен. В таких случаях не следует заниматься самоанализом, нужно обратиться к врачу. Только врач может дать совет, как избавиться от этой вредной привычки.

А вот и некоторые советы врача.

Необходимо отказаться от излишне мягкой постели (кстати, для всех юношей полезно это делать), не ле­жать в ней после пробуждения, руки во время сна дер­жать поверх одеяла, не переедать, особенно за ужином, на ночь мыть ноги холодной водой, после утренней за­рядки обязательно принимать водные процедуры.

Кроме того, молодой человек, занимающийся онаниз­мом, должен мобилизовать всю свою волю, чтобы пре­кратить это. Он должен забыть об этом периоде своей жиз­ни. Участие в общественной жизни школы, техникума, за­вода, занятия физкультурой, и спортом, повышение спе­циальных и общеобразовательных знаний, коллективное разумное времяпровождение послужат надежными исце­ляющими факторами. В период полового созревания у юно­шей появляется половой инстинкт, усиливается половое вле­чение к противоположному полу. Обычно у юношей такого возраста бывает обостренность чувств и склонность к быст­рым и сильным увлечениям. Вот почему молодые люди это­го периода так часто влюбляются.

Половое влечение — естественное явление. Стыдиться его нечего, а вот управлять им необходимо.

Дело в том, что нервная система юноши в период поло­вого созревания еще не готова к новой жизни. Ранняя реа­лизация чувственности ослабляет нервную систему, за­медляет общее созревание организма, приводит к истоще­нию чувства влечения и впоследствии может быть источни­ком больших личных страданий. Кроме того, половая зре­лость наступает раньше готовности строить семью и нести за нее ответственность. Данное обстоятельство нередко становится причиной поверхностного чувства и неглубокой привязанности к тому, с кем заключается брак.

Поэтому молодым людям необходимо пройти опреде­ленный период воздержания, который у каждого в зависи­мости от обстоятельств различен во времени.

Вредно ли воздержание?

Известный русский сексолог Л. Я. Якобзон разослал вопрос отечественным и зарубежным ученым с просьбой ответить, вредно ли половое воздержание. Был получен единодушный ответ о безвредности. Вред полового воздер­жания никем не доказан. Половое воздержание до оконча­тельного полового созревания полезно для нормального физического и умственного развития.

Интересно высказывание известного советского госу­дарственного деятеля и публициста А. В. Луначарского о воздержании: «Чем позже юноша или девушка вступают в брачную жизнь, тем светлее, сильнее, полнее сохраняет­ся он для настоящей подлинной любви и общественной деятельности».

Возникает вопрос: как подавить возникающее физиче­ское желание? Необходимо переключить внимание с одних мыслей на другие: выйти на улицу, заняться физическими упражнениями, поиграть в шахматы и т. Д.

Если юноша сможет заставить себя думать о посторон­нем, то не будет прилива крови к половым органам и не будет сильного физического желания. Юноша, который имеет волю, может правильно направить свои инстинкты, подчинить свое желание голосу рассудка.

Даже люди, жившие половой жизнью, могут при необ­ходимости переносить свое вынужденное вдовство. Имеют­ся тысячи примеров из жизни революционеров, работни­ков экспедиций, ученых, оторванных от семьи на продол­жительное время и сравнительно легко переносящих это вдовство. В этом им помогают увлеченность любимым де­лом, -сила воли, верность своей семье, честность по отно­шению к подруге жизни, то есть те качества, которые надо воспитывать в молодом возрасте, когда готовишься к вступлению в жизнь. Слово «молодость» должно ассо­циироваться с лучшей, благороднейшей порой жизни че­ловека, порой расцвета его физических и нравственных сил.

Юность—это переход от беззаботного детства к зре­лости, к сознательной и ответственной жизни взрослого человека, переход от чисто физиологической зрелости к социальной. Главным, определяющим эту пору жизни человека является усвоение тех принципов и морально- этических норм, которые характеризуют поведение взрос­лого человека в обществе,
Вспоминается в этой связи случай из практики: 18-лет­няя девушка восторженно и преданно любила юношу, гор­дилась им. Однажды во время прогулки в лесу он овла­дел ею. И хотя брак вскоре был оформлен, девушка счи­тала себя униженной и оскорбленной в своих лучших чув­ствах. У нее развилась нервная депрессия, сделавшая невозможной интимную близость с мужем. Страдали оба. Это была расплата за несдержанность, элементарную не­чуткость юноши. Пришлось молодой женщине обратиться к врачу, который помог ей наладить семейную жизнь.Отношения между юношами -и девушками должны строиться на основе равенства. Но юноша должен уважать девушку, быть предупредителен к ней и ни в коем случае не принуждать ее к половому сожительству, даже если она и очень симпатизирует ему. Раннее начало половой жизни девушки может травмировать ее психику и вызвать тяже­лый душевный кризис, связанный с утратой своей чистоты. Моральная ответственность за это лежит на юноше.

Подобные истории омрачают дни молодости, а иногда, и это самое страшное, убивают веру в человека. Юноши обязаны всегда помнить, что их минутная слабость мо­жет стоить обоим многих дней страданий.

Юноши должны воспитывать в себе черты мужествен­ности: не страшиться препятствий, быть настойчивыми в до­стижении намеченной цели, быть сильными, ловкими. Не­обходимо воспитывать в себе черты нового человека, обла­дающего духовным богатством, сочетающего моральною чистоту с физическим совершенством. Все эти качества по­могут им добиться внимания той девушки, которая им очень нравится.

Как достигнуть физического совершенства и что такое физическое совершенство? Это пропорциональное сложе­ние, красивые осанка и походка, приятная манера разго­варивать, физическое здоровье и т. д.

Правильное телосложение зависит от пропорций отдельных частей тела. Среднее соотношение их у взрослого мужчины 25—45 лет следующее: ширина распростертых рук обычно равна высоте роста; удвоенная окружность за­пястья приблизительно равна объему шеи, а двойной объем шеи — объему талии. Длина руки равна длине поз­воночного столба. Длина предплечья относится к длине плеча как 3:4 и равна длине стопы. Длина ног составляет 53% общего роста. Длина бедер равна четверти длины всего тела.

А отчего зависит красивая осанка и прямая походка? Только от самого юноши.

Осанка—«это умение держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего че­ловека. Обидно смотреть на молодого человека, который выглядит «увальнем»: ходит сгорбившись или вразвалку, опустив голову и плечи, выпятив живот. Некоторые же юноши считают именно такую осанку и расслабленную походку красивыми. А это не только некрасиво, но и вред­но. При плохой осанке затрудняется деятельность всех внутренних органов. Сгорбленность, которая может воз­никнуть с течением времени в результате того, что юноши неправильно держат свое тело, может привести к плохому снабжению кровью легких, что в свою очередь предрас­полагает к легочным заболеваниям.

Следите за собой! Стоя и особенно во время ходьбы всегда держите корпус и голову прямо, а плечи отводите назад, выставляя при этом грудь вперед и немного подтя­гивая живот. Прямая походка—обязательное условие для формирования хорошей осанки.

Правильная осанка, сочетающаяся с координированны­ми, слаженными и ловкими движениями, делает человека сильным, красивым.

Частой причиной различных нарушений осанки являет­ся слабость мышц плечевого пояса, спины, живота или неравномерное их развитие. Физические упражнения ис­правляют кривизну позвоночника, способствуют расшире­нию грудной клетки, создают прекрасный мышечный рельеф.

Какие же мышцы следует развивать юношам, чтобы быть сильными и иметь красивое тело? Главную роль в красоте и силе человеческого тела играют мускулатура корпуса, мышцы брюшного пресса. Отвислый или выпячи­вающийся живот портит фигуру. Поэтому необходимо укреплять мышцы спины, грудной клетки, живота. Неоценимую помощь в этом могут оказать занятия спортом. Так, например, тяжелая атлетика и борьба вырабатывают у че­ловека рельефную и сильную мускулатуру геркулесовско­го типа. Спортивные игры — волейбол, теннис — разви­вают ловкость, улучшают координацию движений. Люди, регулярно занимающиеся спортом, обладают отличным здоровьем. Они стройны, красиво движутся, походка у них легкая и энергичная. Им не надо прибегать к ухищрениям портных, чтобы скрыть приобретенные дефекты фигуры большой живот, узкие плечи, худые руки. Тренировать свое тело, закалять здоровье надо с детских лет…

Заметим, кстати, что ходить зимой без головного убора и неполезно, и неразумно, так как это ничего общего с за­каливанием не имеет. Под влиянием холода сокращаются сосуды кожи головы, что ведет к нарушению питания во­лосяных луковиц и впоследствии вызывает преждевремен­ное выпадение волос.

Здоровым, хорошо развитым юношам можно зани­маться всеми видами спорта. А тем, кто отстает в росте, следует резко ограничить занятия со штангой и поднятие других тяжестей и больше заниматься теми видами спор­та, которые не только не задерживают роста тела, а, на­оборот, стимулируют его.

К таким видам относятся легкая атлетика (прыжки, бег на короткие и средние дистанции), гребля, баскетбол, во­лейбол, плавание.

Скульпторы древней Эллады оставили нам классиче­ские образцы поистине прекрасных мужских фигур. Апол­лон Бельведерский — всеми признанный эталон мужской красоты — обладает прекрасной, выпуклой грудью и хо­рошо развитыми мускулами, свидетельствующими о муже­стве и силе. Стройная и крепкая фигура молодого атлета являет собой пример физического совершенства.

Фигура Геркулеса Фарнезского (Геракла), величайше­го героя древних легенд, совершившего двенадцать замеча­тельных подвигов,— олицетворение несокрушимой мощи. Недаром имя этого мифического героя стало нарицатель­ным, и всех выдающихся силачей называют геркулесами.

Мы знаем и современных геркулесов — гармонично развитых людей, с прекрасной осанкой, мощным торсом, широкими плечами, сильных, смелых мужчин. Все эти ка­чества приобретены в результате тренировки, систематиче­ского занятия Физической культурой и спортом.

Необходима отметить, что в капиталистических стра­нах есть категория «спортсменов», которые превращают развитие мышц в самоцель, «культуристы» участвуют в конкурсах «красоты», так часто проводимых в этих стра­нах. В таких конкурсах призы даются за чудовищное раз­витие отдельных мышц (например, рук, ног, груди, спины), совсем не свойственное нормальному человеку. Сила таких искусственно «накачанных» мышц невелика, так как не со­ответствует той громадной мускульной массе, которую но­сят на себе эти «спортсмены», а пропорции тела нарушены.

Красота внешнего облика — сильное средство пробуж­дения любви, чувства симпатии. Не оставляйте без внима­ния свой внешний вид: не будьте лохматыми, неряшливыми.

Замечательный педагог и воспитатель А. С. Макарен­ко придавал большое значение внешнему облику: «Внеш­ность имеет большое значение в жизни человека. Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками. Мои коммунары были франты, и я требовал не только чистоплотности, но и изящества, чтобы они могли красиво ходить, стоять, го­ворить. Они были очень приветливыми, вежливыми, джентльменами. И это совершенно необходимо».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top