Жизнь человека разделяется на периоды детства, отро­чества, юности, зрелости, старости. Разумеется, строгой грани между ними нет. Нельзя, например, про юношу ска­зать, что в какой-то день закончилась его юность и он стал мужчиной. Этот день не отметишь в календаре. В кален­даре отмечается лишь день и час его рождения.

В первые недели новорожденный приспосабливается к новым условиям жизни. В это время гигиенический уход за мальчиком лишь незначительно отличается от ухода за де­вочкой. Особенно тщательно надо следить за чистотой крайней плоти, так как вместе с мочой туда могут по­пасть микробы и вызвать местное воспаление.

У большинства новорожденных мальчиков наблюдается некоторое сужение отверстия крайней плоти — кожного мешочка, закрывающего головку полового члена. За та­кими детьми требуется особо тщательный гигиенический уход, так как вокруг отверстия откладываются выпадаю­щие из мочи соли, вызывающие раздражение кожи, зуд. К раздражению кожи может присоединиться и инфекция, может возникнуть воспалительный процесс, мочеиспуска­ние станет затрудненным и болезненным. Избавить от этих неприятностей могут теплые (36—37°) ванночки со слабым раствором марганцовокислого калия. После ванны следует смазывать головку полового органа вазелиновым маслом. У новорожденных мальчиков могут набухать грудные же­лезы. Через несколько дней это явление проходит. Если же припухлость не спадет, надо показать ребенка врачу.

Иногда в поведении малыша могут появиться особенно­сти, которые пугают родителей, неправильно истолковы­вающих развитие мальчика. Речь идет, в частности, о на­пряжении полового органа, вызванном каким-либо физи­ческим раздражением. В дальнейшем может быть даже связано с часто наблюдающейся у детей раннего воз­раста игрой половыми органами. Маленький человек зна­комится с окружающим миром, обследует его, в том числе и свои собственные органы. И приходить в отчаяние родите­лям нет причин. Однако следить зa ребенком надо. Слу­чайно касаясь половых органон, ребенок испытывает при­ятное щекотание, которое он затем может попытаться по вторить. Чтобы с возрастом у мальчика не возникло она­низма, необходимо следить за положением рук малыша и, конечно, в первую очередь выяснить, нет ли местных при­чин, вызывающих зуд и раздражение половых органов. За­ражение глистами, особенно острицами, откладывающими яйца в заднем проходе, может также способствовать раздражению и приводить к напряжению полового члена. Это ни в коем случае не следует понимать как проявление раннего полового чувства у своего сына. С половым возбуждением такие случаи не имеют ничего общего.

С раннего возраста ребенок начинает играть. Игра развивает ребенка и в то же время воспитывает будущий характер юноши, мужчины. Для мальчиков характерна большая активность. Мальчишеские забавы типа невинной борьбы, в которой каждый хочет одержать победу, сорев­новательные игры только развивают ребят. Эти стремления мальчиков надо всячески поддерживать, организуя и конт­ролируя их игры. Не сдерживайте естественное стремление ребят играть в бурные, шумные игры, давайте им волю проявлять свои порывы. Ведь это естественная физиологи­ческая потребность развивающегося ребенка. Еще Кант го­ворил: «Нет ничего более смешного, чем степенность взрос­лого в ребенке».

Следует воспитывать у мальчика почтительное, береж­ное отношение к женщине. Он должен чувствовать, что с приятелем можно затеять борьбу, а с подругой-девочкой— нельзя. Мальчик должен воспитываться в любви и уваже­нии к женщине (матери, сестре, подруге-девочке, а затем невесте, жене), преклоняться перед ее нравственной чисто­той, светлым материнским чувством.

При совместном пребывании девочек и мальчиков в яс­лях, детском саду, при общих развлечениях надо особен­но тактично избегать ситуаций, которые могут возбудить половое любопытство. Разумеется, общих рецептов в этих вопросах нет и быть не может. Главное — оградить ребен­ка от всего того, что может содействовать раннему про­буждению половых инстинктов.

Родите должны сдержанно проявлять свои чувства к детям. Бурные ласки, объятия, поцелуи, шлепки по ягодич­ной области — все это может провоцировать раннее раз­витие полового чувства, так как половой центр находится в нижней части спинного мозга; ни в коем случае нельзя брать мальчиков в общую женскую баню.

Брюки мальчиков должны быть свободного покроя, без грубых швов. Особенно вредна привычка держать руки в карманах. Даже такое, казалось бы, невинное занятие, как ковыряние в но-cy, не говоря о его неэстетичности, может привести также к обострению чувственности у мальчи­ка, так как постоянно раздражает окончание корешков нер­вов, находящихся в слизистой оболочке основания перед­ней половины средней носовой раковины, и бугорка — так называемые «точки Флисса» — «половые» точки в носу.

В дошкольный период ребенок начинает «входить в жизнь», осмысливать окружающее, обогащать запас пред­ставлений благодаря развитию и усилению деятельности коры головного мозга. В этом возрасте (с 4 до 7 лет) у ребенка начинают возникать такие вопросы, которые очень часто ставят в затруднительное положение взрослых. Наблюдая за жизнью животных, живя в семье, в которой появляются его младшие сестры и братья, ребенок, естест­венно, интересуется «таинственными» событиями, которые совершаются вокруг него. И от того, насколько тактично и тонко родители ответят на эти вопросы, зависит, будет ли их ребенок акцентировать внимание на вопросах взаимоот­ношения ПОЛОВ.

Не надо вызывать обостренный интерес к этому во­просу. Но в то же время всякая попытка оградить ребят от проникновения в запретную зону окриками: «Тебе еще рано об этом знать» или «Об этом стыдно спрашивать», только разжигает датское любопытство. Дети могут удов­летворить его из случайных источников, во дворе, в детском саду. И зачастую после такой «информации» у них возникает неправильное, извращенное представление о са­мой чистой и интимной стороне человеческих отношений.

Особенно следует быть осторожными в разговоре с мальчиками. Разговоры на сексуальные темы могут раз­вить их воображение и вызвать преждевременные поллю­ции (непроизвольное семяизвержение во время сна).

Множество причин обусловливает правильное созрева­ние и рост мальчика. Среди них главенствующую роль иг­рает социальная среда. Как правильно отмечают многие ученые, на формирование физического и духовного разви­тия человека-оказывают влияние наследственные факторы и общественные условия. В настоящее время ученые раз­ных специальностей во многих странах изучают вопросы акцелерации, отмечаемой за последние годы.

В Германской Демократической Республике были про­ведены измерения многих тысяч новорожденных, показав­шие, что за последние годы длина их увеличилась на 2,5 см, причем ускорение роста наблюдается не только во внутриутробном периоде, но и продолжается после рожде­ния ребенка. В зависимости от социальных условий страны (войны, экономический спад или подъем материального со­стояния населения) наступает ускорение или замедление весо-ростового коэффициента.

Исследования ученых показывают, что в нашей стране за последние 30 лет рост 13-летнего мальчика увеличился на 6 сантиметров.

В процессе развития нескольких поколений произошло ускорение психического и интеллектуального созревания детей различных возрастных групп.

Современные дети развиваются и созревают физически гораздо быстрее. Раннее созревание и развитие детей вы­двигают ряд проблем перед педагогами, школьными врача­ми, психологами, родителями в области полового воспита­ния. Эти проблемы возникают вследствие увеличения раз­рыва между наступлением половой зрелости и достиже­нием необходимой самостоятельной жизни.

Половое созревание у мальчика начинается в возрасте — 10—11 лет. В это время отмечается рост полового члена и яичек. В 12—13 лет меняется форма гортани и ломается голос. В 13—14 лет появляется небольшое оволосение на лобке, начинается формирование скелета по мужскому типу. В этот период отдельные части тела развиваются бы­стро, но неравномерно. Подростки в это время неуклюжи, и это нервирует их. Они становятся несдержанными, раздра­жительными. Рост тела в длину опережает развитие при­способительного механизма, т. е. организм не успевает приспосабливаться к новым условиям. Вот почему в этот период ребята часто устают. Подросткам такого возраста нужен щадящий режим, который при необходимости сле­дует устанавливать в занятиях спортом, учебе.

В режиме дня мальчика обязательно должны быть предусмотрены занятия спортом.

Физические упражнения улучшают обмен веществ, по­вышают психическую и умственную деятельность, создают положительный эмоциональный фон. Отмечено, что если физические упражнения начинать с раннего детского воз­раста, ритм сердечных сокращений, частота дыхания ос­таются нормальными и в последующие годы. О том, как наладить физкультурный режим в своей семье, вы должны посоветоваться с врачом.

Учитывая возрастные и половые особенности ребят, можно сделать следующие общие рекомендации. Детям младшего школьного возраста полезны занятия утренней гимнастикой, составленной из простых, легко выполнимых упражнений, подвижные игры, прыжки через скакалку, ка­тание на санках, на коньках, хождение на лыжах, игры с мячом. Однако не надо злоупотреблять упражнениями на гибкость во избежание травмирования или ослабления свя­зок, мышц и подготовки почвы для возникновения различ­ных нарушений осанки. Детям среднего школьного возрас­та нужно заниматься утренней гимнастикой, играть в по­движные игры, кататься на коньках, ходить на лыжах, за­ниматься легкой атлетикой (бегом на 30 -60 м, прыжками, кроссами до 500 м, метанием облегченной гранаты, малень­ких резиновых мячей на дальность и в цель), плавать, хо­дил, в туристические походы, заниматься спортивной гим­настикой (упражнениями в висе, л пинии и т. д.).

Плавание, лыжи, коньки, спортивные игры, легкая ат­летика, спортивная гимнастика и гребля — все это для ребят интересные развлечения, приятный отдых и полезные физические упражнения. Занятие греблей хорошо укреп­ляет мускулатуру, благоприятно действует на органы ды­хания. Обучать ребят кататься на легкой прогулочной лодке можно с 11 —12 лет, конечно, в присутствии взрос­лых, а тренироваться в академической гребле следует с 13—14 лет. Хоккеем и фехтованием разрешается зани­маться систематически с 11 лет. Кроме того, следует иметь в виду, что не все виды спорта могут быть рекомендова­ны детям. Хочется предостеречь родителей от чрезмерного увлечения их сыновей боксом, борьбой, тяжелой атлетикой и игрой в футбол. Усиленная тренировка в этих видах спорта допустима лишь с 13—14-летнего возраста и только под руководством опытного преподавателя физического воспитания. Ребята могут начинать ездить на двухколес­ном велосипеде при условии нормального физического развития и хорошего здоровья с 9—10 лет. Однако зло употребление ездой на велосипеде в этом возрасте может вызвать у физически слабого ребенка сутулость и другие нарушения осанки.

Кроме того, в период полового созревания, как мы уже говорили, увлечение велосипедом может привести и к дру­гим нежелательным последствиям.

Тренировке поддаются не только мускулы, но и наши эмоции. Правильно пишет академик П. К. Анохин, что вос­питание эмоций ведет к гармоничному развитию личности человека. И такая планомерная тренировка должна начи­наться с раннего детства.

Детей надо научить управлять процессами торможения, которые должны задерживать ненужную в данный момент деятельность. Как утверждает П. К. Анохин, торможение является только инструментом, с помощью которого одна деятельность задерживает другую. Он, например, говорит: «Вместо того чтобы просто сказать ребенку „нельзя есть руками», нужно подобрать ему побуждения, основанные на эмоциях совета, чистоплотности, стыда и т. д. Этим и будут тормозить ненужную деятельность». Воспитывать в ребенке комплексы тормозящих возбуждений — значит раз­вивать сознательность в широком смысле.

Период полового созревания проходит у подростка спо­койно, если он увлечен делом — учением, трудом, творче­ством. Спорт также отвлекает подростков от «половых пе­реживаний», перераспределяя энергию с сексуальных эмоций на другие цели. Под влиянием физических упражне­ний нервно-мышечный аппарат подростка делается более пластичным, а движения координированными. Мышцы для своей усиленной работы берут запас питательных веществ из крови, повышая при этом окислительные процессы.

Занятия спортом укрепляют не только нервную систему. Удивительная особенность у этого «лекарства», Каждому человеку в любом возрасте оно дает то, что ему необхо­димо. Вялых, неподвижных подростков спорт делает энер­гичными, ловкими, снимает угловатость их движений, из­лишне возбужденных — успокаивает. Тех и других зака­ляет физически, наливает силой их крепнущие мускулы. И что не менее важно — коллективный товарищеский дух спортивных соревнований воспитывает характер подрост­ков, учит их преодолевать трудности, дает возможность познать радость достижения поставленной цели.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top