Жизнь человека разделяется на периоды детства, отрочества, юности, зрелости, старости. Разумеется, строгой грани между ними нет. Нельзя, например, про юношу сказать, что в какой-то день закончилась его юность и он стал мужчиной. Этот день не отметишь в календаре. В календаре отмечается лишь день и час его рождения.
В первые недели новорожденный приспосабливается к новым условиям жизни. В это время гигиенический уход за мальчиком лишь незначительно отличается от ухода за девочкой. Особенно тщательно надо следить за чистотой крайней плоти, так как вместе с мочой туда могут попасть микробы и вызвать местное воспаление.
У большинства новорожденных мальчиков наблюдается некоторое сужение отверстия крайней плоти — кожного мешочка, закрывающего головку полового члена. За такими детьми требуется особо тщательный гигиенический уход, так как вокруг отверстия откладываются выпадающие из мочи соли, вызывающие раздражение кожи, зуд. К раздражению кожи может присоединиться и инфекция, может возникнуть воспалительный процесс, мочеиспускание станет затрудненным и болезненным. Избавить от этих неприятностей могут теплые (36—37°) ванночки со слабым раствором марганцовокислого калия. После ванны следует смазывать головку полового органа вазелиновым маслом. У новорожденных мальчиков могут набухать грудные железы. Через несколько дней это явление проходит. Если же припухлость не спадет, надо показать ребенка врачу.
Иногда в поведении малыша могут появиться особенности, которые пугают родителей, неправильно истолковывающих развитие мальчика. Речь идет, в частности, о напряжении полового органа, вызванном каким-либо физическим раздражением. В дальнейшем может быть даже связано с часто наблюдающейся у детей раннего возраста игрой половыми органами. Маленький человек знакомится с окружающим миром, обследует его, в том числе и свои собственные органы. И приходить в отчаяние родителям нет причин. Однако следить зa ребенком надо. Случайно касаясь половых органон, ребенок испытывает приятное щекотание, которое он затем может попытаться по вторить. Чтобы с возрастом у мальчика не возникло онанизма, необходимо следить за положением рук малыша и, конечно, в первую очередь выяснить, нет ли местных причин, вызывающих зуд и раздражение половых органов. Заражение глистами, особенно острицами, откладывающими яйца в заднем проходе, может также способствовать раздражению и приводить к напряжению полового члена. Это ни в коем случае не следует понимать как проявление раннего полового чувства у своего сына. С половым возбуждением такие случаи не имеют ничего общего.
С раннего возраста ребенок начинает играть. Игра развивает ребенка и в то же время воспитывает будущий характер юноши, мужчины. Для мальчиков характерна большая активность. Мальчишеские забавы типа невинной борьбы, в которой каждый хочет одержать победу, соревновательные игры только развивают ребят. Эти стремления мальчиков надо всячески поддерживать, организуя и контролируя их игры. Не сдерживайте естественное стремление ребят играть в бурные, шумные игры, давайте им волю проявлять свои порывы. Ведь это естественная физиологическая потребность развивающегося ребенка. Еще Кант говорил: «Нет ничего более смешного, чем степенность взрослого в ребенке».
Следует воспитывать у мальчика почтительное, бережное отношение к женщине. Он должен чувствовать, что с приятелем можно затеять борьбу, а с подругой-девочкой— нельзя. Мальчик должен воспитываться в любви и уважении к женщине (матери, сестре, подруге-девочке, а затем невесте, жене), преклоняться перед ее нравственной чистотой, светлым материнским чувством.
При совместном пребывании девочек и мальчиков в яслях, детском саду, при общих развлечениях надо особенно тактично избегать ситуаций, которые могут возбудить половое любопытство. Разумеется, общих рецептов в этих вопросах нет и быть не может. Главное — оградить ребенка от всего того, что может содействовать раннему пробуждению половых инстинктов.
Родите должны сдержанно проявлять свои чувства к детям. Бурные ласки, объятия, поцелуи, шлепки по ягодичной области — все это может провоцировать раннее развитие полового чувства, так как половой центр находится в нижней части спинного мозга; ни в коем случае нельзя брать мальчиков в общую женскую баню.
Брюки мальчиков должны быть свободного покроя, без грубых швов. Особенно вредна привычка держать руки в карманах. Даже такое, казалось бы, невинное занятие, как ковыряние в но-cy, не говоря о его неэстетичности, может привести также к обострению чувственности у мальчика, так как постоянно раздражает окончание корешков нервов, находящихся в слизистой оболочке основания передней половины средней носовой раковины, и бугорка — так называемые «точки Флисса» — «половые» точки в носу.
В дошкольный период ребенок начинает «входить в жизнь», осмысливать окружающее, обогащать запас представлений благодаря развитию и усилению деятельности коры головного мозга. В этом возрасте (с 4 до 7 лет) у ребенка начинают возникать такие вопросы, которые очень часто ставят в затруднительное положение взрослых. Наблюдая за жизнью животных, живя в семье, в которой появляются его младшие сестры и братья, ребенок, естественно, интересуется «таинственными» событиями, которые совершаются вокруг него. И от того, насколько тактично и тонко родители ответят на эти вопросы, зависит, будет ли их ребенок акцентировать внимание на вопросах взаимоотношения ПОЛОВ.
Не надо вызывать обостренный интерес к этому вопросу. Но в то же время всякая попытка оградить ребят от проникновения в запретную зону окриками: «Тебе еще рано об этом знать» или «Об этом стыдно спрашивать», только разжигает датское любопытство. Дети могут удовлетворить его из случайных источников, во дворе, в детском саду. И зачастую после такой «информации» у них возникает неправильное, извращенное представление о самой чистой и интимной стороне человеческих отношений.
Особенно следует быть осторожными в разговоре с мальчиками. Разговоры на сексуальные темы могут развить их воображение и вызвать преждевременные поллюции (непроизвольное семяизвержение во время сна).
Множество причин обусловливает правильное созревание и рост мальчика. Среди них главенствующую роль играет социальная среда. Как правильно отмечают многие ученые, на формирование физического и духовного развития человека-оказывают влияние наследственные факторы и общественные условия. В настоящее время ученые разных специальностей во многих странах изучают вопросы акцелерации, отмечаемой за последние годы.
В Германской Демократической Республике были проведены измерения многих тысяч новорожденных, показавшие, что за последние годы длина их увеличилась на 2,5 см, причем ускорение роста наблюдается не только во внутриутробном периоде, но и продолжается после рождения ребенка. В зависимости от социальных условий страны (войны, экономический спад или подъем материального состояния населения) наступает ускорение или замедление весо-ростового коэффициента.
Исследования ученых показывают, что в нашей стране за последние 30 лет рост 13-летнего мальчика увеличился на 6 сантиметров.
В процессе развития нескольких поколений произошло ускорение психического и интеллектуального созревания детей различных возрастных групп.
Современные дети развиваются и созревают физически гораздо быстрее. Раннее созревание и развитие детей выдвигают ряд проблем перед педагогами, школьными врачами, психологами, родителями в области полового воспитания. Эти проблемы возникают вследствие увеличения разрыва между наступлением половой зрелости и достижением необходимой самостоятельной жизни.
Половое созревание у мальчика начинается в возрасте — 10—11 лет. В это время отмечается рост полового члена и яичек. В 12—13 лет меняется форма гортани и ломается голос. В 13—14 лет появляется небольшое оволосение на лобке, начинается формирование скелета по мужскому типу. В этот период отдельные части тела развиваются быстро, но неравномерно. Подростки в это время неуклюжи, и это нервирует их. Они становятся несдержанными, раздражительными. Рост тела в длину опережает развитие приспособительного механизма, т. е. организм не успевает приспосабливаться к новым условиям. Вот почему в этот период ребята часто устают. Подросткам такого возраста нужен щадящий режим, который при необходимости следует устанавливать в занятиях спортом, учебе.
В режиме дня мальчика обязательно должны быть предусмотрены занятия спортом.
Физические упражнения улучшают обмен веществ, повышают психическую и умственную деятельность, создают положительный эмоциональный фон. Отмечено, что если физические упражнения начинать с раннего детского возраста, ритм сердечных сокращений, частота дыхания остаются нормальными и в последующие годы. О том, как наладить физкультурный режим в своей семье, вы должны посоветоваться с врачом.
Учитывая возрастные и половые особенности ребят, можно сделать следующие общие рекомендации. Детям младшего школьного возраста полезны занятия утренней гимнастикой, составленной из простых, легко выполнимых упражнений, подвижные игры, прыжки через скакалку, катание на санках, на коньках, хождение на лыжах, игры с мячом. Однако не надо злоупотреблять упражнениями на гибкость во избежание травмирования или ослабления связок, мышц и подготовки почвы для возникновения различных нарушений осанки. Детям среднего школьного возраста нужно заниматься утренней гимнастикой, играть в подвижные игры, кататься на коньках, ходить на лыжах, заниматься легкой атлетикой (бегом на 30 -60 м, прыжками, кроссами до 500 м, метанием облегченной гранаты, маленьких резиновых мячей на дальность и в цель), плавать, ходил, в туристические походы, заниматься спортивной гимнастикой (упражнениями в висе, л пинии и т. д.).
Плавание, лыжи, коньки, спортивные игры, легкая атлетика, спортивная гимнастика и гребля — все это для ребят интересные развлечения, приятный отдых и полезные физические упражнения. Занятие греблей хорошо укрепляет мускулатуру, благоприятно действует на органы дыхания. Обучать ребят кататься на легкой прогулочной лодке можно с 11 —12 лет, конечно, в присутствии взрослых, а тренироваться в академической гребле следует с 13—14 лет. Хоккеем и фехтованием разрешается заниматься систематически с 11 лет. Кроме того, следует иметь в виду, что не все виды спорта могут быть рекомендованы детям. Хочется предостеречь родителей от чрезмерного увлечения их сыновей боксом, борьбой, тяжелой атлетикой и игрой в футбол. Усиленная тренировка в этих видах спорта допустима лишь с 13—14-летнего возраста и только под руководством опытного преподавателя физического воспитания. Ребята могут начинать ездить на двухколесном велосипеде при условии нормального физического развития и хорошего здоровья с 9—10 лет. Однако зло употребление ездой на велосипеде в этом возрасте может вызвать у физически слабого ребенка сутулость и другие нарушения осанки.
Кроме того, в период полового созревания, как мы уже говорили, увлечение велосипедом может привести и к другим нежелательным последствиям.
Тренировке поддаются не только мускулы, но и наши эмоции. Правильно пишет академик П. К. Анохин, что воспитание эмоций ведет к гармоничному развитию личности человека. И такая планомерная тренировка должна начинаться с раннего детства.
Детей надо научить управлять процессами торможения, которые должны задерживать ненужную в данный момент деятельность. Как утверждает П. К. Анохин, торможение является только инструментом, с помощью которого одна деятельность задерживает другую. Он, например, говорит: «Вместо того чтобы просто сказать ребенку „нельзя есть руками», нужно подобрать ему побуждения, основанные на эмоциях совета, чистоплотности, стыда и т. д. Этим и будут тормозить ненужную деятельность». Воспитывать в ребенке комплексы тормозящих возбуждений — значит развивать сознательность в широком смысле.
Период полового созревания проходит у подростка спокойно, если он увлечен делом — учением, трудом, творчеством. Спорт также отвлекает подростков от «половых переживаний», перераспределяя энергию с сексуальных эмоций на другие цели. Под влиянием физических упражнений нервно-мышечный аппарат подростка делается более пластичным, а движения координированными. Мышцы для своей усиленной работы берут запас питательных веществ из крови, повышая при этом окислительные процессы.
Занятия спортом укрепляют не только нервную систему. Удивительная особенность у этого «лекарства», Каждому человеку в любом возрасте оно дает то, что ему необходимо. Вялых, неподвижных подростков спорт делает энергичными, ловкими, снимает угловатость их движений, излишне возбужденных — успокаивает. Тех и других закаляет физически, наливает силой их крепнущие мускулы. И что не менее важно — коллективный товарищеский дух спортивных соревнований воспитывает характер подростков, учит их преодолевать трудности, дает возможность познать радость достижения поставленной цели.