Под сочувствием мы разумеем благожелатель­ное участие в благополучии или несчастий других. Сочувствие обнаруживается не только к людям, но и к животным, а в нежных душах — и ко всему, что носит на себе следы чувства. Сочувствие служит для человека источником искренней и благородной радо­сти и вместе плодовитым зародышем хороших по­ступков. Оно расширяет сердце так, что человек с любовью обращается во все стороны и часто желает осчастливить других, забывая о себе самом.

В чем состоит красота? Ошибаются, когда сущ­ность красоты видят только в согласном действии частей, или только в приятном впечатлении, произ­веденном предметом на наши органы, или вообще только в опыте. Представление красоты не есть од­но опытное понятие, но больше идея ума. Нося в се­бе идею истины и нравственного добра, человек, как существо, одаренное умом, более или менее ясно со­знает и ощущает также и идею красоты. И хотя пер­вообразная Красота непостижима и невыразима, од­нако он видит отблеск Ее в мире чувственном и ду­ховном и, если имеет к этому способность, старается выразить Ее в чувственных формах.

Всякому человеку присуще врожденное стрем­ление к истине. Даже обманщик, который, по пре­вратному самолюбию, старается обманывать других, не хочет, чтоб его самого обманывали. А что сказать о тех благородных душах, для которых исследование истины составляет главное занятие?

С какой жаждой они стремятся к источнику Бо­жественного света, и если после долгого искания ис­комая истина наконец открывается им, то как ис­кренно они радуются и с каким восторгом принима­ют найденное! Даже языческая древность являет нам таких людей, которые, презирая все чувствен­ные удовольствия, большую часть жизни провели в опасных путешествиях и жертвовали всем, чтобы только собрать обширные познания.

Вceмы носим в себе Божественный закон, напи­санный в сердцах наших (Рим. 2, 15), и наша со­весть говорит нам, что мы всецело и безусловно должны покоряться ему. Когда человек искренно повинуется голосу этого закона, тогда он чувствует в себе мир и радость, которые далеко превосходят всякое чувственное удовольствие.

Вaшeсердце создано для Бога, поэтому оно бы­вает пусто и недовольно при всех земных наслажде­ниях и только в Боге находит истинное успокоение. В этом сознаются все, кто, после долговременных заблуждений, наконец обратился к Богу. Они не могли найти совершенного успокоения своему серд­цу ни в обладании обманчивыми благами земли, ни в чувственных удовольствиях, ни в ослепительной славе мира, ни в воздушных построениях человечес­кой мудрости, ни в сознании одних естественных до­бродетелей: они нашли покой только в преданности Богу и Господу Иисусу Христу.

Равная цель нашей жизни, как многократно уже сказано было прежде, есть теснейшее, по мере способности существа человеческого, единение с Богом в жизни вечной. В продолжение временной жизни мы непрерывно должны все более и более приближаться к Богу, пока наконец там, в стране со­вершения, через единение с Ним не достигнем пол­ного блаженства.

Но этого теснейшего единения с Богом можно достигнуть только посредством совершенной любви. Поэтому главную заповедь Господь Спаситель из­рекает так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душ твоею и всем разу­мением твоим: сия есть первая и наибольшая за­поведь; вторая же, подобная ей,— продолжает Господь,— возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37—40).

Некоторые из новейших писателей утверждали, что нравственное образование надо откладывать до того времени, когда ребенок вступит в полную нрав­ственную деятельность и будет в состоянии действо­вать сознательно по началам долга.

Поэтому первоначальное образование способно­сти желаний, в раннем возрасте, по их мнению, надо предоставить природе, чтобы ограничениями не по­давлять последнюю; те же погрешности, которые совершает ребенок от неразумия или других причин, по их мнению, в последующие годы оставят его сами собой или легко исправятся воспитанием.

Несправедливо думают некоторые воспитатели, будто для нравственного совершенствования детей нужно только хорошо познакомить их с их обязанно­стями и естественными побуждениями к исполнению обязанностей. И здравое рассуждение, и повседнев­ный опыт опровергают такое лжеумствование.

Эля того чтобы святая вера в детском сердце глубоко пустила корни и постоянно приносила пло­ды для вечной жизни, нужно не только в часы обу­чения Закону Божию, но и всегда и везде внушать детям, как важна и необходима для них святая вера и как они будут несчастны, если не станут правиль­но исполнять предписываемых ею обязанностей.

Возбужденные чувства веры скоро погаснут, ес­ли не будем постоянно поддерживать их посредст­вом благоговейной молитвы, которая составляет как бы дыхание души. Под молитвою разумеем все ду­ховные упражнения, через которые сердце наше возносится к Богу, через которые оживляются и ук­репляются вера, надежда и любовь к Нему. Молит­ва, как искреннее и благоговейное возвышение души к Богу, есть действенное средство к усовершенство­ванию в добродетели и не только средство, но вмес­те и сама добродетель, и не только добродетель ча­стная, но вместе и дух, которым добродетель долж­на одушевляться во всех видах.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top