Несправедливо думают некоторые воспитатели, будто для нравственного совершенствования детей нужно только хорошо познакомить их с их обязанно­стями и естественными побуждениями к исполнению обязанностей. И здравое рассуждение, и повседнев­ный опыт опровергают такое лжеумствование.

Как много людей, которые хотя совершенно зна­ют свои обязанности, но, несмотря на это, остаются рабами своих беспорядочных наклонностей! Если бу­дем говорить о детях, то всем известно, как часто они, выходя из училищ и очень хорошо изучив нрав­ственные правила, не делаются от этого послушнее своим родителям и начальникам, ревностнее и неуто­мимее в исполнении обязанностей своего звания, воз­держаннее и бдительнее в сохранении своей чистоты, в удалении от греховных удовольствий и т.п.

Как часто случается, что образованные люди са­ми желали бы возвратить то время, когда они мень­ше знали, но больше имели сыновнего страха к Богу и нравственной чистоты! Без сомнения, человек дол­жен знать свои обязанности, чтобы исполнять их; но главное состоит в том, чтобы нравственное образо­вание было основано на живой вере в Бога, всевидя­щего и праведного Мздовоздаятеля. Цветы истин­ных добродетелей вырастают только на ниве сердца, напояемого истинною верою и благочестием. Пра­ведный верою жив будет (Евр. 10, 38).

Поэтому, если воспитатель хочет облагородить сердце своего воспитанника, то он должен старать­ся, при каждом удобном случае, словом и примером возбуждать в нем чувство веры. С ранних лет надо приучать детей благоговейно размышлять о Боге как вездесущем, бесконечно святом и праведном, о Его любви к человеку и о том, насколько Сам Он досто­ин любви, об Иисусе Христе, о Его беспредельной любви к роду человеческому и величайших благоде­яниях к нам и т.п. и внушать детям, чтобы эти раз­мышления считали они важнейшей обязанностью и наилучшим занятием. Нарушение каждой своей обя­занности дети должны считать постыдной неблаго­дарностью к Богу, оскорблением Его и величайшим злом для самих себя.

Чем больше с возрастом будут раскрываться в детях чувственные влечения, тем больше надо уси­ливать в них чувство веры и страха Божия. Их бла­гочестие постепенно должно приобретать твердость, живость и силу, чтобы они всегда были в состоянии преодолевать беспорядочные наклонности, влечения к чувственным удовольствиям и повсюду встречаю­щиеся соблазны и обольщения.

Никогда не нужно отделять нравоучения от веро­учения. Бог есть любовь, и мы должны любить Его и эту любовь обнаруживать во всех своих действиях. Как же несправедливо утверждать благонравие де­тей на другом основании! Нравственные уроки, отде­ленные от веры, всегда бессильны и непрочны.

Нравоучители, предлагающие такие уроки, упо­добляются садовнику, который вместо того, чтобы посадить дерево на плодоносную почву, повесил его на воздухе и к ветвям и сучьям его привязал под­дельные плоды. Надо стараться черпать жизнь из ее источника, чтобы плодотворная сила ее изнутри раз­ливалась по ветвям: какова вера в душе, таковы все ветви нашей деятельности.

Любовь, проистекающая из веры, изобрета­тельна в средствах и умеет достигать отдаленней­ших ветвей, простираясь на все поступки человека. А без веры в Иисуса Христа и любви к нему, как бы часто и красноречиво мы ни говорили, наши на­ставления мало принесут пользы.

По единогласному свидетельству проповедников Евангелия между язычниками, ничто так не пленяет сердца самых диких народов и ничто не вызывает у них столько добрых чувств и возвышенных стремле­ний, как история, изображающая жизнь и дела Ии­суса Христа. Так и детям мы не принесем пользы, если будем внушать им только правила, а не утвер­дим их в вере в Бога Отца и Господа Иисуса Хрис­та и Всесвятого Духа Божия. Детский возраст есть наилучшее время для насаждения и утверждения ве­ры, и как счастливо для детей протекает это время, если они в продолжение его будут возрастать и ук­репляться в живой вере!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top