Вceмы носим в себе Божественный закон, напи­санный в сердцах наших (Рим. 2, 15), и наша со­весть говорит нам, что мы всецело и безусловно должны покоряться ему. Когда человек искренно повинуется голосу этого закона, тогда он чувствует в себе мир и радость, которые далеко превосходят всякое чувственное удовольствие.

Но тот, кто не внимает этому голосу, чувствует в себе праведное наказание, ибо раздраженная совесть, подобно грозному пророку, обличает его в преступлении и предрекает наказание, навлекаемое преступлением. Если внутренние упреки очень силь­ны, то они называются угрызениями совести. Это наказание, само по себе мучительное, бывает очень спасительно: оно служит доказательством того, что хотя человек и уклоняется от Бога, но Бог еще не ос­тавляет его.

Несмотря на то, что чувства справедливости и нравственного добра есть у всякого человека, их жи­вость и сила бывают очень различны. Какое, напри­мер, расстояние между нежным чувством доброго и благочестивого человека, который страшится и тре­пещет всякого греха, и чувством ожесточенного зло­дея, который многократными злодеяниями подавил свою совесть и пьет грехи, как воду!

Отсюда очевидно, что необходимо пробуждать это чувство в сердце ребенка с ранних лет и иметь о нем постоянное попечение. Пренебрегать или подав­лять нравственное чувство значит разрушать нрав­ственную жизнь человека. Особенную важность имеет это чувство в детском возрасте. Детский разум еще слаб, неопытен, не знаком с опасностями, которых так много встречается в свете, поэтому, что было бы с его невинностью, если бы нежное нравст­венное чувство не предваряло решений разума, не предостерегало его от грехов и не охраняло от всякой нечистоты детскую душу?

В этом отношении задача воспитателя, прежде всего,— устранять от воспитанника все, от чего нравственное чувство может притупиться или повре­диться. Для этой цели :

а) надо всегда остерегаться осмеивать в детях или при них в ком-нибудь другом ту нежность нравствен­ного чувства, благодаря которой они отвращаются от всего худого. Насмешка в этом случае крайне вредна: дети для избежания насмешек над добрыми чувства­ми часто кидаются из одной крайности в другую;

б) никогда не нужно ослаблять в детях нравст­венного понятия извинением безнравственных по­ступков, приведением двусмысленных правил, изре­чений и т.п. Кто в присутствии детей говорит о гре­хах нецеломудрия как извинительных слабостях, тот будет причиной того, что дети скоро станут считать эти грехи маловажными. Сюда относятся замечания относительно нескромных картин;

в) надо охранять ребенка от общения с порочны­ми людьми, от чтения соблазнительных сочинений, от встреч с худыми примерами, особенно в любимых и уважаемых особах.

Чувство ребенка притупляется и в том случае, когда он узнает, как много безнравственного проис­ходит в других местах; также пагубно было бы подробно знакомить их и с историей бесчисленных соблазнов.

Для пробуждения нравственного чувства в ре­бенке всего нужнее пример родителей, особенно ма­тери, и всех окружающих его. Этому также во мно­гом способствуют ясные и живые повествования, ко­торые детскому сердцу дают почувствовать красоту и достоинство добродетельных поступков, а порок, напротив, представляют в его срамном виде.

В этом отношении особенно полезно чтение биб­лейской истории, в которой так прекрасно, впрочем, без излишней чувствительности изображается вож­деленное состояние невинности, зловредность греха, счастье семейного мира, блаженство благоговейного хождения перед Богом, равно как наказания за не­позволительное любопытство, за ненависть, неува­жение к почтенной старости и т.п.

Справедливо замечают, что вредно было бы уп­ражнять нравственное чувство ребенка, раскрывая ему только необычайные подвиги добродетели и указывая на примеры редкого мужества. Дети, при­выкнув смотреть на дела необыкновенные, прене­брегают своими обязанностями, считая их маловаж­ными, ищут своего назначения в том, к чему они Промыслом не призываются, и свое нерадение к на­стоящим обязанностям хотят извинить своим стрем­лением к воображаемой высшей деятельности.

Нравственного чувства никогда не нужно отде­лять от чувства веры. Всегда надо напоминать де­тям, что Бог вездеприсущ и взором Своим проника­ет сердца и утробы, что внушение совести есть глас Божий, грех — оскорбление Божества, а доброде­тель, одушевляемая живой верой во Иисуса Христа, есть единственный путь, приводящий человека к вечному блаженству.

Впрочем, как ни прекрасны и как ни высоки эти чувства, но и здесь надо остерегаться злоупотребле­ний. Сюда относится, с одной стороны, чрезмерная боязливость и мнительность, от которых человек, не внимая голосу здравого смысла, предается только мрачным чувствам, возбуждаемым мечтами или суе­верными представлениями, с другой — тщеславное самодовольство и кичливость своими добродетелями. Последний недостаток в наше время часто встречает­ся в людях, присваивающих себе образованность: бу­дучи во всем довольны сами собой, обольщаясь лож­ным светом своей мнимой праведности, они с удо­вольствием предаются мечтам о своих достоинствах.

Хотя добродетельный христианин всегда имеет утешение в сознании добрых своих дел, но никто, беспристрастно и внимательно испытывая самого се­бя, не осмелится сказать, что он сохранил себя чис­тым и невинным перед Богом или что добрые дела он совершал собственными силами.

Будучи далек от того, чтобы хвалиться по при­меру гордого фарисея, он, напротив, со смирением будет сокрушаться о грехах своих. Если бы он и со­вершенно исполнил все свои обязанности, то и тогда не перестал бы говорить: «Не я делал добро, но бла­годать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15, 10). Это замечание необходимо, тем более что люди час­то забывают о своих обязанностях к Искупителю и в гордом самодовольстве говорят только о своих до­стоинствах, высказывая свои надежды на собствен­ные силы. Совсем иному учит нас Евангелие: оно без исключения всех людей объявляет грешниками, которые, будучи бессильны сами по себе, могут най­ти свое спасение только во Христе и через Христа, как единого Ходатая Бога и человеков и единого Спасителя мира.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top