В способности воображения различают много видов. Обратим внимание преимущественно на два из них: на воображение воспроизводительное и про­изводительное.

Воображение называется: а) воспроизводитель­ным, когда оно живо представляет прежде замечен­ные предметы, и в этом случае есть то же, что вос­поминание, оживленное яркими образами; б) произ­водительным, когда оно или первоначально произ­водит образы, живо изображая предметы, или уже перерабатывает, соединяет, разделяет и видоизме­няет их по своим законам, отчасти свободно, отчас­ти подчиняясь некоторой необходимости, чтобы не нарушать законов мышления или законов действи­тельно возможного бытия вещей.

Подробнее...

Каждое живое существо имеет врожденную на­клонность выражать вслух свои представления и чувства. Для этого каждому дана способность, соот­ветствующая его назначению. Не нужно и говорить о том, насколько человек превосходит неразумных животных и в отношении этой способности. Он мо­жет весьма многое выражать положением своего те­ла, телодвижениями, чертами лица и особенно своим воодушевленным взором.

Подробнее...

Человек должен не только уметь правильно обо­значать каждый предмет понятными и ясными сло­вами, но и приобретать искусство убеждать других в истинном и добром и располагать их любить истину и добродетель. Для этого необходим дар живого изображения — красноречие. Хотя лишним было бы требование, чтобы из каждого воспитанника об­разовывать оратора или поэта, однако ни в одном человеке не нужно оставлять этой способности без внимания. Образование ее может быть частью по­средственное, частью непосредственное.

Подробнее...

Как в теле, так и в душе бывают повреждения и расстройства. Такие недостатки часто происходят от болезненного состояния тела — в этом случае ис­правление недостатков есть больше дело врача, не­жели воспитателя. Но иногда они имеют основание в самой душе — в усыплении ее, в чрезмерном раз­дражении некоторых ее способностей, в расстроен­ном ее расположении; или же причина в прежнем не­хорошем обхождении с детьми. Таковы, например, следующие недостатки: постоянная рассеянность, невнимательность, слабость памяти, сухое или, на­против, необузданное воображение, нетвердость в мыслях и суждениях или, наоборот, кичливая на­стойчивость в своих мнениях и умничанье и т.д.

Подробнее...

Должно не только непрерывно умножать и глуб­же укоренять в себе те знания, которые были собра­ны в продолжение нашего воспитания, но надо так- же постоянно упражнять свои способности, совер­шенствовать их, чтобы приблизиться к идеалу ис­тинной образованности. Особенно необходима забота об этом по отношению к образованию высших способностей души — разума и ума — и, в частно­сти, по отношению к приобретению истинно христи­анской мудрости.

Подробнее...

Посредством познавательной способности мы ставим предметы как бы перед взором своего ума, составляем о них определенные понятия, восходим от известного к неизвестному и употребляем этот умственный запас для весьма различных целей. Хо­рошо, если мы, правильно понимая самих себя и ис­тинное свое назначение, все производим от Единого и опять все направляем к Единому!

Подробнее...

Способность чувств, особенно благороднейших, подобно нежным бутонам цветов, от вредного влия­ния очень легко повреждается или, по крайней мере, затрудняется в своем раскрытии. Это происходит особенно:

а) от недостатка возбуждения. Низшие чувства пробуждаются в человеке сами собой, но высшие требуют правильного возбуждения и содействия из­вне. Без этого они остаются нераскрытыми, а мало- помалу и сам зародыш их скрывается. Еще хуже, когда обхождение с воспитанником и окружающие его предметы препятствуют пробуждению благо­родных чувств.

Подробнее...

Нужно также остерегаться и того, чтобы чувст­ва не были чрезмерно раздражаемы или напрягаемы. Они должны быть легко колеблющимися волнами, по которым душа тихо и спокойно могла бы стре­миться к своему назначению, а не диким и шумным потоком, который в бурную ночь может разбить нас о скалы или утесистые берега.

Подробнее...

Главная задача воспитателя здесь состоит в воз­буждении способности чувств и управлении ею. Возбуждение, как выше было замечено, особенно необходимо для чувств высших, потому что низшие обыкновенно пробуждаются сами собой и требуют не столько намеренного возбуждения, сколько бла­горазумного удержания в определенных границах.

Подробнее...

Прежде других раскрываются в человеке низ­шие чувства, посредством которых мы получаем представление о приятных или неприятных впечат­лениях, производимых на наше тело и его внешнее состояние: таковы ощущения телесного здоровья или болезни, удовольствия или неудовольствия и т.п. Хотя эти чувства почти только животные и очень легко принимают превратное направление, однако разрушать их не нужно.

Подробнее...
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top