Должно не только непрерывно умножать и глуб­же укоренять в себе те знания, которые были собра­ны в продолжение нашего воспитания, но надо так- же постоянно упражнять свои способности, совер­шенствовать их, чтобы приблизиться к идеалу ис­тинной образованности. Особенно необходима забота об этом по отношению к образованию высших способностей души — разума и ума — и, в частно­сти, по отношению к приобретению истинно христи­анской мудрости.

Для этого требуется не одно упражнение: необ­ходимо еще со смирением и упованием всегда мо­литься Богу как Подателю всех благ и Источнику истинного света и мудрости. Надо также правильно употреблять получаемые свыше дары, чтобы всегда быть достойным даров новых и высших (Иак. 1, 5; Лк. 19, 24 и далее).

К этой непрерывной деятельности побуждает человека и его собственный дух, или высшие духов­ные потребности, ибо в каждом человеке, который получил хотя бы некоторое образование, есть уже внутреннее стремление к большему усовершенство­ванию ума, так как никому не хочется слыть слабо­умным или тупоумным. Справедливо замечают, что большая часть людей охотнее сносит упреки в слабо­сти сердца, нежели в глупости.

Это внутреннее стремление к самоусовершенство­ванию особенно сильно бывает в воспитаннике в том случае, когда с ним благоразумно и правильно обхо­дились с ранних лет его. В образованном уме скрыва­ется невыразимая привлекательность, поэтому тот, кто однажды начал мыслить, уже никогда не захочет отказаться от этого занятия. А чем светлее ум в чело­веке, тем сильнее стремится он к Источнику света. Но если это стремление в воспитаннике слабо, то:

а) надо обращать его внимание на то, как до­стойно человека и благотворно истинное образова­ние душевных способностей;

б) надо приводить ему в пример знаменитых му­жей из истории и показывать, каким образом и ка­кими средствами они достигали такой высоты и тем значительно умножали не только собственное счас­тье, но и счастье человечества;

в) сам воспитатель должен быть живым образцом неутомимого и вместе правильного прилежания. Нет ничего поучительнее для воспитанника, чем пример воспитателя, который при каждом случае проявляет истинную ревность к умственному самоусовершенст­вованию, живое стремление ко всему истинному и по­лезному и искреннюю душевную радость о ежеднев­ных своих успехах в благотворных познаниях.

Уже было замечено, какой вред наносят умствен­ным способностям чрезмерное напряжение, односто­ронность, повреждение сердца и особенно ранние грехи нецеломудрия. Воспитанника нужно предохра­нять от этих зол не только отеческими наставления­ми, но и более действенными мерами. Страх Божий и происходящая от него чистота нравственности суть главные основания истинного образования духа; лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1, 4).

Какие наставления, как дорогой подарок, нужно давать каждому воспитаннику, особенно при вступ­лении его в общественную жизнь,— об этом надо су­дить по личным его нуждам, по его слабостям и пред­стоящим ему опасностям. Родители и воспитатели особенно должны обращать внимание на то, к чему более склонен юноша,— к ветрености ли, к пустым ли забавам, или к мечтательности и т.п.,— и давать ему соответствующие руководственные наставления.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top