Удерживать детей от худого не значит еще ис­полнять весь долг воспитателя. Человеку надо не только избегать зла, но и приобретать любовь к Бо­гу и ближним, и приносить плоды святой любви. А для того чтобы эта любовь в детях постепенно при­обретала все большее поле деятельности и удобнее достигала возможной полноты, весьма полезно зара­нее приучать их к послушанию. Для этой цели мож­но действовать на них чувственными побуждениями, наказаниями и наградами. Всего же лучше с самых ранних лет постоянно упражнять их в самоотверже­нии, которое частью предполагает, частью делает излишними прочие исправительные меры.

Человека нельзя поставить наряду с неразумным животным: не слепой инстинкт ведет его к главному назначению; все поступки его зависят от свободной деятельности, а эту деятельность нужно подчинять руководству ума, сам же ум покорять вечному зако­ну — воле Божией. Но так как ребенок не способен еще владеть умом, ибо умственные силы его еще не раскрылись, то ему необходимо быть под руководст­вом другого; да и Сам Бог обязывает родителей ве­сти детей к предназначенной цели и быть для них как бы умом.

Этого требуют от них и семейные отношения, со­гласно которым родители должны повелевать во всем, что служит ко благу семейства и не противно высшим законам, а дети обязаны исполнять их пове­ления. Кроме того, послушание есть такая доброде­тель, без которой человеку никак нельзя обойтись.

В Церкви, в гражданском быту, во всех общест­венных отношениях человек должен подчинять свою волю законным постановлениям и помнить слова св. апостола: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существу­ющие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию уста­новлению. А противящиеся сами навлекут на се­бя осуждение (Рим. 13, \Следовательно, и в этом отношении необходимо, чтобы человек с мало­летства привыкал к послушанию.

Таким образом, сам собою решается вопрос, что нужно думать о так называемой теории разумного воспитаниия, согласно которой воспитанник должен всегда поступать по усмотрению собственного разу­ма, а не следовать чужому руководству.

Конечно, по мере того как воспитанник достига­ет с летами большей зрелости разума, надо посте­пенно ослаблять строгость воспитания и приучать воспитанника к тому, чтобы он сам управлял собой, а не ожидал, подобно машине, толчка и направления извне. Но крайне неразумно было бы в ребенке, у которого дух едва пробивается сквозь скорлупу жи­вотности, предполагать такое нравственное совер­шенство, какое редко видим даже в юношеском и мужеском возрасте.

Даже более зрелого воспитанника постигнут са­мые печальные последствия, если не будут иметь над ним никакого надзора и под тем предлогом, что ему нужно уже управлять самому собой, предоставят его юношеской самонадеянности и влечению пробужда­ющихся страстей.

Справедливо говорят, что умничанье для юно­шества — самый опасный домашний враг. Оно де­лает молодого человека надменным; обыкновенным же следствием надменности бывает неуважение к старшим и высшим, невнимание к своим обязаннос­тям или своеволие в исполнении их, непокорность, дерзость в словах и поступках, буйство и прочее. И обыкновенно, чем выше начинает думать о себе не­благоуправляемый юноша, тем ниже становится он по своему поведению, тем скорее подвергается раз­личным порокам и нередко склоняется на самые по­зорные поступки.

Но послушание тогда только служит истинному образованию воспитанников, когда оно основано не на рабском страхе, а на любви и доверии к руководи­телю. Правда, детей слишком грубых иногда одним только страхом или принуждением и можно удержи­вать от худых поступков, но воспитатель должен же­лать, чтобы никогда не встречалось необходимости в таких мерах.

Ибо при этом дети повинуются воле своих на­чальников до тех только пор, пока боятся, что по­ступки их будут обнаружены и наказаны. Воспитан­ные в страхе и принуждении, как скоро узда эта бу­дет снята с них, делаются своевольными и необуз­данными, подобно тому как быстрый поток разлива­ется с яростью, вырвавшись из тесных берегов.

Совершенно иные бывают последствия, когда дети искренно преданы родителям и воспитателю, когда твердо уверены в их любви и предусмотри­тельности и не сомневаются, что всякое приказание дается им от доброжелательного сердца и клонится к собственному их благу. Поэтому тот, кто хочет, что­бы послушание облагораживало детей, должен сни­скать их доверенность и привязанность своею любо­вью к ним, постоянством, благоразумием, соблюде­нием себя в строгих границах и вообще добрым по­ведением. Тогда дело пойдет само собою, ибо довер­чивая любовь сливает в одно волю любящего и волю любимого.

Здесь воспитателю надо соблюдать следующие правила:

а) на приказания будь бережлив; приказывай и запрещай только то, что необходимо приказать и за­претить. Множество приказаний всегда вредит силе каждого из них, особенно если некоторые из прика­заний кажутся произвольными;

б) как можно строже требуй точного исполнения приказаний. Приказание без строгости есть слабая преграда, которая своевольного воспитанника толь­ко вводит в искушение перескочить через нее. Быва­ют, правда, случаи, в которых, по встретившимся обстоятельствам, нельзя не оказать детям снисхож­дения, но прямого непослушания никогда не нужно оставлять без внимания. Кто не хочет слушать по доброй воле, тот пусть хоть невольно почувствует невыгоду непослушания;

в) без нужды не делай послушания тягостным для детей. В приказаниях соблюдай справедли­вость; остерегайся даже подозрения со стороны де­тей, что приказываешь по своенравию или пристра­стию; вообще, удаляй по возможности всякий повод к ослушанию;

г)   ни под каким видом не приказывай детям че­го-нибудь или противного нравственности, или вредного. Об этом не нужно, кажется, и напоми­нать. Всякая власть, равно и родительская, дана не к разорению, а к назиданию (2 Кор. 13, 10).

Необходимо, чтобы все, имеющие влияние на воспитанника, поддерживали в нем уважение к при­казывающему и требовали точного исполнения при­казаний. Чего доброго можно ожидать, когда род­ные или близкие в присутствии детей осуждают и признают неправильными приказания отца или вос­питателя? Если бы они и имели на то причину, одна­ко же не должны обнаруживать своего неодобрения при детях и тем подрывать в них необходимое дове­рие к воспитателю.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top