Возбужденные чувства веры скоро погаснут, ес­ли не будем постоянно поддерживать их посредст­вом благоговейной молитвы, которая составляет как бы дыхание души. Под молитвою разумеем все ду­ховные упражнения, через которые сердце наше возносится к Богу, через которые оживляются и ук­репляются вера, надежда и любовь к Нему. Молит­ва, как искреннее и благоговейное возвышение души к Богу, есть действенное средство к усовершенство­ванию в добродетели и не только средство, но вмес­те и сама добродетель, и не только добродетель ча­стная, но вместе и дух, которым добродетель долж­на одушевляться во всех видах.

Усердно молящемуся, особенно невинному ре­бенку, отверзаются сокровища даров благодати: его разуму сообщается небесное озарение, а воле — благодатное возбуждение и подкрепление. Искрен­няя молитва ребенка, возносясь горе, проникает не­беса и в отверстую душу низводит свыше тихий дождь Божественного милосердия. Поэтому воспи­татель словом и примером должен возбуждать и поддерживать в детях дух молитвы.

Не довольно показывать им, как их детское сердце должно изливаться пред Богом вездесущим, бесконечно благим и святым. Воспитатель должен употребить все, что внушит ему нежная и мудрая любовь к детям, чтобы молитву сделать для них за­нятием утешительным и вожделенным и обратить ее в духовную потребность для них. Если воспитатель достигнет того, что дети будут молиться охотно и в этом будут находить для себя удовольствие, то он уже много сделает для утверждения детей в вере и христианской нравственности.

Один благочестивый учитель говорит: «Я не на­ходил ни одного истинно добродетельного человека, который не был бы благочестивым; никогда не нахо­дил я истинно благочестивого человека, который не любил бы молитвы настолько же, насколько он лю­бит св. веру; не находил я ни одного истинно любя­щего молитву, который не размышлял бы вместе о вечных предметах, не был бы приятен в обхождении и в беседе, не был бы смирен и скромен, особенно в суждении о своих преимуществах. Напротив, я на­ходил, что люди, не познавшие из опыта достоинст­ва молитвы, почти всегда упорны, тщеславны, рас­сеянны и преданы грубым предрассудкам».

Воспитатель должен также раскрывать воспи­танникам высокий смысл церковного богослужения, особенно святость Божественной Литургии, и вну­шать им глубокое уважение и благоговение к Таин­ству Евхаристии, во время оной совершаемому.

Неуважение взрослых к богослужению и отвра­щение от Церкви по большей части имеет свое осно­вание в их плохом раннем образовании, когда они, будучи детьми, участвовали в действиях богослуже­ния только по подражанию, или даже были принуж­даемы к этому, как к тяжкой работе, или совсем не получили уважения и любви к святой вере по причи­не нерадения о том родителей и воспитателей.

Особенный и никогда не иссякающий источник благочестивой жизни — спасительные Таинства Церк­ви. Таинства Нового Завета содержат в себе обиль­ные источники Божественной благодати и подобны преисполненным сосудам, из которых каждый может черпать по мере своей приемлемости. В первую оче­редь это можно сказать о достойном участии в Та­инствах Покаяния и Причащения.

Воспитатель по справедливости может считать себя счастливым, если своим примером и хорошим наставлением он достиг того, что его воспитанники в принятии спасительных Таинств будут находить утешение и радость и со святым жаром любви будут желать их. Каждый опытный духовный отец знает, что для сохранения детской невинности и для ожив­ления внутреннего благочестия нет лучшего средст­ва, чем Покаяние и Причащение Святых Таин.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top