Ориентирование

Кто из вас не мечтал о романтике дальних походов, когда вкус едкого дыма смешивается с волнующими рассказами о путевых приключе­ниях! Кто из вас не хотел бы пройти много ки­лометров по просторам нашей огромной Родины! Но мало только хотеть. Чтобы пойти в поход, да еще многодневный, надо многое уметь: ориен­тироваться на местности, читать карту, ходить по азимуту и т. д. и т. п. Кстати, знать это — значит выполнять требования по топографии.

Вы, конечно, много раз видели географические карты и хорошо знаете, что это такое. Карты выве­шиваются на классной доске, они есть и в вашем учебнике географии.

На всякий случай напомню вам, что карта — это уменьшенное во много раз изображение земного шара или какой-нибудь его части на листе бумаги, на пло­скости.

Компас был известен еще за 2 500 лет до н. э. в Китае. Потом его изобрели вторично в Европе в XIV веке.

Компас — это круглая коробочка со стеклянной крышкой; в центре коробочки на острие иглы уста­новлена магнитная стрелка, один конец которой за­чернен. Даже начинающие туристы знают, что стрелка компаса всегда показывает на север. Сбоку у коробочки имеется специальный зажим, закрепляю­щий стрелку. Если зажим выдвинуть, стрелка начнет свободно колебаться, пока не остановится и не ука­жет своим темным концом на север. А раз мы будем знать, в какую сторону от нас находится север, зна­чит мы всегда сумеем сообразить, где расположены другие стороны горизонта: юг, восток и запад.

Итак, московские школьники отправились из Юрьева-Польского в Ростов-Ярославский. Помните: мы провели на карте линию между этими городами? Она прошла наискось, под каким-то углом к мери­диану север — юг.

Этот угол между меридианом и тем направлением, по которому мы собрались начать поход, — угол очень важный. О нем должны знать все туристы. Называется этот угол азимутом. Чтобы уз­нать, сколько в азимуте градусов, начинают их счи­тать от северного конца меридиана вправо, то есть походу часовой стрелки. Так же идут и деления на компасе.

В нашем туристском походе мы строжайше соблю­дали правило: идти цепочкой, впереди — направляю­щий, за ним — более слабые или больные, потом ре­бята посильнее, позади — замыкающий. Каждый уча­стник нашего похода знал карту маршрута, название ближайшей речки, ближайшего населенного пункта, к которому наш отряд должен был подойти к вечеру, знал руководящий азимут, и никто у нас не отставал.

И ты, юный турист, обязательно должен все это знать.

А что делать, если ты, несмотря на все принятые меры предосторожности, отстал от своих товарищей и заблудился, а компаса и карты у тебя нет?

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top